Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стиль регенства во Франции

Регенство (франц. Le style de Regence, от лат. rego — «управляю») — историко-региональный художественный стиль в искусстве Франции 1715—1722 годах, в период правления герцога Филиппа II Орлеанского (1674— 1723), регента при малолетнем короле Людовике XV (французское название этого периода «режанс», английское — «ридженси»). В год кончины «Короля Солнце» Людовика XIV (1715) его сыну Людовику было всего пять лет, несмотря на это его провозгласили королем (коронация состоялась в Версале 9 сентября 1715 г.). Счастливый век пышных празднеств, грандиозных архитектурных проектов и безумств двора был позади. Страна была истощена, и даже изданные Людовиком XIV в 1689 и 1700 годах «указы против роскоши» не могли спасти положение. Новый художественный стиль складывался в зыбкой атмосфере между прошедшим, блистательным для Франции семнадцатым столетием и сулившим неуверенность восемнадцатым. Однако Франция и далее оставалась страной классического искусства, а Париж не потерял статуса художественной столицы Европы. Центр художественной жизни переместился из Версаля в Париж, из парадных залов королевских резиденций в гостиные и небольшие салоны частных домов — отелей. Пышность и героика «Большого стиля» сменялась эстетикой камерного искусства. В идеологии происходил поворот от помпезности к интимности, от официальной нормативности и этикета к индивидуализму и нравам аристократических гостиных, замкнутых кружков «любителей изящного» и эстетике будуаров. В 1701 году архитектор Пьер Лепотр (1660—1744), представитель большой художественной семьи, ученик Ж. Ардуэна-Мансара, одного из создателей Версаля, оформил в Версальском дворце аванзал, или «Салон с бычьим глазом» («La Salon de l'Oeil-de-Boeuf»). Название этого интерьера возникло от характерных овальных окон, располо­женных на падугах друг против друга. Интерьер еще близок «Большому стилю» Людовика XIV, но выглядит строже, сдержаннее его отделка, а падуги, смягчающие переход от вер­тикали стены к горизонтали плафона, скругленные углы, мелкий орнамент филенок стен и дверей, мотив трельяжа с гирляндами и путти («сцены детских игр») предвещают характерные приемы стиля Регентства. Герцог Орлеанский сделал своей главной резиденцией дворец Пале-Рояль, расположенный в центре Парижа, напротив Лувра. Герцог отличался храбростью на войне, но в Па­риже имел дурную репутацию из-за ночных кутежей и «подозрительных связей». Однако он был выдающимся меценатом, занимался музыкой, живописью, науками, был неплохим рисовальщиком и гравером. Его роль в быстром формировании оригинального художественного стиля в столь короткий срок была значительной. Герцог пригласил во Францию труппу итальянского театра (Коммедиа дель Арте). В 1718 году в Париже вы­шел роман Лонга «Дафнис и Хлоя» {фривольное содержание античного романа оказалось созвучно нравам эпохи). Инициатором издания был герцог Орлеанский. В «издании регента» тиражом 250 экземпляров автором иллюстраций часто называют самого Филиппа Орлеанского. Герцог пожелал, чтобы в иллюстрациях были воспроизведены 25 картин на темы этого буколического романа, которыми он будто бы сам расписал стены своего замка в Баньоле. Однако, вероятно, автором композиций росписей был Антуан Куапель (1661-1722), который состоял учителем рисования регента. Издание «Дафниса и Хлои» снабжено 29 гравюрами Бенуа Одрана Первого (1661-1721) по рисункам Антуана Куапеля и его сына Шарля-Антуана Куапеля (1694—1752). В 1719 году появилось издание «Басен» А. Ла Мот-Гудара с гравюрами по рисункам Клода Жилло (1673-1722), вы­дающегося мастера стиля Регентства. Клод Жилло был рисовальщиком-орнаменталистом, декоратором, живописцем и гравером, выполнял эскизы шпалер, ри­сунки мебели, образцы росписи фаянса для мануфактуры в Мустье. Герцог Фи­липп Орлеанский известен и в качестве коллекционера античных гемм. В 1741 году при разделе собрания банкира П. Кроза коллекцию резных камней (1500 экземпляров) целиком приобрел герцог Орлеанский (в 1788 г. эту коллекцию купила Екатерина II для петербургского Эрмитажа). В 1770— 1784 годах в Париже издавалось «Описание» художественного собрания регента в двух томах. На фронтисписе этого издания помещена гравюра О. де Сент-Обена по рисунку Ш.-Н. Кошена Младшего, пред­ставляющая портрет коллекционера. Нравы, формировавшиеся при дворе Филиппа Орлеанского, — соединение серьезного и шутливого, показной строгости и фривольности, аллюзий ан­тичности и откровенной эротики — создавали атмосферу, которую позднее и назвали стилем французского Регентства. Этот стиль, в отличие от других, «королевских стилей», не имел ярких признаков, особенных формальных элементов, как, скажем, сменивший его стиль Рококо. Но его обаяние заключается в неуловимости, уникальном соединении черт прошедшего «Большого стиля» эпохи Людовика XIV и формирующегося Рококо — стиля Людовика XV. В стиле Регентства сохранялись излюбленные мо­тивы ренессансного искусства школы Фонтенбло: картуши, гирлянды, маскароны в виде женской головки, обрамленные ра­ковиной. Эти элементы трансформиро­вались в «Большом стиле», в гравюрах Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего, Ж. Берена. Среди создателей стиля Ре­гентства называют Пьера Лепотра (сына гравера «Большого стиля») и Жиль-Мари Оппенора (1672—1742), рисовальщика и гравера-орнаменталиста. Оппенор, ученик Ж. Ардуэна-Мансара, в 1692—1699 годах жил и работал в Италии, затем, с 1715 года, был главным архитектором регента, директором королевских мануфактур и интендантом королевских парков. Считается, что своими орнаментальными композициями он смягчил барочные черты стиля Людовика XIV и ввел моду на плавную, изогнутую линию, основу будущего рокайля. Рисунки Оппенора, образцы орнаментов, награви­рованные Г. Юкье, издавались в виде альбомов под названиями «Малый», «Средний» и «Большой Оппенор», в просторечии их именовали «оппенорами» («oppenordt»). Выдающимися мастерами были члены семьи Одран, рисовальщики, декораторы, орнаменталисты. Наибольшей славой в период Регентства пользовался Клод Одран Третий (1658— 1734). Работая вначале в стиле Людовика XIV, Одран стал использовать элементы орнаментики Ж. Берена и соединил их с восточными мотивами шинуазри и сенжери, ренессансными гротесками, трельяжами, ламбрекенами — и все в новой, легкой и утонченной манере. По свидетельству графа А.-К.-Ф де Кейлюса (1692—1765), коллекционера, меце­ната, археолога и художника-гравера, Одран возродил вкус к гротеску и «благодаря ему были преданы забвению тяжеловесные, скучные работы его пред­шественников... Он стал размещать орнаменты так, что они могли дополняться фигурными сценами и всякими другими по желанию заказчиков; он сумел вызвать у последних интерес к расписным панно и плафонам...». В 1708 году по картонам Одрана на мануфактуре Гобеленов создали серию шпалер с гротесками («Mois Grotesque par bandes»), а затем знаменитую серию «Портьеры богов» («Les Portieres des Dieux»), или «Времена года и стихии». Рисунки к серии художник готовил с 1699 года. Эту серию шпалер повторяли на протяжении всего XVIII века, и она стала классическим образцом фран­цузского стиля Регентства. В искусстве мебели и оформления интерьера тяжелые формы и яркие цвета Барокко заменяли легкие, закругленные очертания и светлые тона: розовый, голу­бой, оливковый, палевый, белый с позолотой. Черное дерево и насыщенные цветом интарсии Ш. Булля вытесняли красное дерево, резной орех, розовое — амарант. Центром интерьера становится камин, над ним — большое зеркало, на мраморной или порфировой каминной полке и на пристенных консолях — скульптурки из фарфора (фарфоровые статуэтки), вазы делфтского фаянса или китайского фарфора. Среди орнаментальных мотивов доминируют ламбрекены, трелъяжные сетки (мотив, происходящий из садовой архитектуры Версаля) и транс­формированная «раковина» эпохи Людовика XIV, предвещающая рокайли середины XVIII столетия. Именно в это время достигает апогея увлечение восточным, китайским и японским, искусством. Заморские товары — фарфор, лаки, шёлк — с XVII века привозили в Европу на кораблях голландской Ост-Индской компании. Поэтому в декоративных композициях стиля Регентства ренессансные гротески, бандельверки, растительные завитки, арабески самым при­чудливым образом сочетаются с новыми мотивами — изображениями китайских пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, вееров, попугаев и пальм. Не избе­жал увлечения «китайщиной» в ранних орнаментальных композициях и Антуан Ватто (1684—1721). Этот выдающийся мастер известен прежде всего как живописец, но начинал работать как рисовальщик-орнаменталист, сначала под руководством К. Жилло, а затем — К. Одрана Третьего. С 1714 года Ватто, скромный провинциал, сын кровельщика из фламандского городка Валансьенна, жил в парижском особняке П. Кроза на улице Ришелье, где имел возможность изучать одну из самых выдающихся художественных коллекций Франции. В другом доме Кроза, на Вандомской площади, встречались писатели, философы, художники. Среди них граф Кейлюс и Пьер-Жан Мариэтт Младший (1694-1774) — гравер, издатель, торговец эстампами, историк искусства и коллекционер. При финансовой поддержке Мариэтта в 1729—1742 годах было осущест­влено издание «Коллекция эстампов с лучших картин и рисунков, находящихся во Франции в Королевском собрании, а также в собрании герцога Орлеанского и других, разделенная по разным школам» (ок. 180 гравюр с описанием в двух томах; краткое название издания — «Ка­бинет Кроза»). Другое значительное издание: «Сборник Жюльенна» — полное собрание картин и рисунков А. Ватто в гравюрах, выполненных графом Кейлюсом, Н.-А. Тардье, Ф. Буше, Ш.-Н. Ко­шеном, Б. Одраном Вторым и другими граверами. Сборник выходил в эпоху Ро­коко (1726-1734), но в нем запечатлен дух периода Регентства. Жан де Жюльенн (1686—1767), именем которого назван сборник гравюр, рисовальщик и гравер-любитель, коллекционер, был большим другом Ватто. Выдающийся художник посвятил ему картину, которая сохранилась лишь в гравюрном воспроизведении Н.-А. Тардье: «С тобою рядом быть...». Жюльенн изображен музицирующим на виолончели в парке, Ватто — рядом с палитрой и кистями. Живописные произведения Ватто как нельзя лучше отражают элегические настроения стиля Регентства. В 1717 году Ватто написал картину, свой шедевр, за который был избран в Королевскую Академию живописи. Для этого при­шлось учредить название нового жанра: изображение «галантных празднеств» (франц. «fetes galantes»). В Люксембургском дворце в Париже, принадлежавшем в то время герцогам Орлеанским, Ватто изучал картины П. П. Рубенса, созданные великим мастером фламандского барокко для королевы Марии Медичи. Ватто восхищался искусством Рубенса и А. Ван Дейка, испытал воздействие живописи малых голландцев. В 1719-1720 годах он был в Англии и, в свою очередь, оказал влияние на формирование георгианского стиля. Легкие и просветленные, грустные и немного сентиментальные живописные элегии Ватто полны грации, неуловимых нюансов настроения, намеков, пронизанных чувством иронии. Они идеально отражают мироощущение переходной эпохи. Стеснительный в жизни, художник воплощал свою чувственность в картинах. Женщины в его изображении наивно развратны, а мужчины похотливы («Капризница»). Ватто — латентный порнограф — оставил шедевры рисунка, такого же изящного, как и его картины. А как колористу ему не было равных если не во всей истории живописи Франции, то уж во всяком случае в истории живописи XVIII века. Ватто сумел соединить традиции фламандского искусства с мироощущением нового столетия. Нюансы цвета, пластика линий, нежнейший перламутровый колорит отличают это удивительное искусство. Задолго до импрессионистов Ватто увидел цветные рефлексы на белой шелковой ткани и стал писать белый цвет оттенками розового, лимонно-желтого и голубого. Художник скончался скоропостижно от чахотки совсем моло­дым, но его произведения воздействова­ли на умонастроения людей целой эпохи. «Это легкая танцевальная музыка, написанная красками», — сказал про картины А. Ватто немецкий романтик Вакенродер.

(По материалам: Власов В.Г. Большой Энциклопедический словарь изобразительного искусства).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стереотипы поведения русских богатырей. | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1373 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.