28 июля 2009 года Святейший Патриарх Кирилл направил Уполномоченному по правам человека В.П.Лукину обращение, в котором говорится о нарушении прав верующих христиан и предлагается
решение проблемы реализации социальных и других прав граждан, не приемлющих новые технологии при учете персональных данных.
Выдержки:
«…По сути, определенная часть нашего общества, которая включает пенсионеров, людей трудоспособного возраста и молодежь, оказывается выброшенной на обочину жизни. Большую часть этих людей составляют православные христиане, которые опасаются, что использование новых технологий может привести к тотальному идеологическому и иному контролю над личностью.
Учитывая несовершенство правовой базы и используемых технологий, их уязвимость для преступного воздействия, повсеместные утечки информации, что создает реальную угрозу не только жизни и безопасности отдельных граждан, но и государства в целом, - все преимущества данных технологий, включая удобство использования и экономичность, могут быть моментально перечеркнуты по простой неосторожности обслуживающего персонала. В связи с этим некоторые граждане хотели бы пользоваться альтернативной системой сбора данных (без личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее).
Негативную реакцию вызывают также документы, носящие определенные символы, целесообразность и предназначение которых вызывает сомнения...
Русская Православная Церковь неоднократно официально высказывалась по данным вопросам… Надеюсь, что позиция Русской Православной Церкви, выраженная в этих документах, найдет понимание и поддержку у представителей государственной власти Российской Федерации…».
Святейший Патриарх Кирилл выразил Уполномоченному по правам человека признательность за встречу с общественностью 9 июня 2009 года.
Не сомневаемся, что это является началом конструктивного правового решения проблем сотен тысяч православных граждан, подвергающихся дискриминации за отказ принятия документов, противоречащих их религиозным убеждениям».
Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» о социальной активности граждан по защите своих прав.
Православные граждане имеют право отстаивать свое конституционное право жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.
В 2008 году впервые разработан и принят церковный и одновременно правовой документ Русской Православной Церкви, направленный на реальную и действенную защиту прав верующих - «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (http://mospat.ru/index.php?page=41597).
Этот концептуальный документ выводит проблему защиты конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания на новый уровень.
Архиерейский Собор признал, что земная жизнь невозможна без удовлетворения материальных потребностей человека, что создает необходимость обеспечения социально-экономических прав граждан. Эти права включают в себя доступ к образованию, медицинской помощи, заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные потребности.
Собор констатировал факт принуждения христиан со стороны общественных и государственных структур в целях изменения религиозного мировоззрения, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека – избавлению от греха и обретению спасения.
В документах Собора отмечено, что в современном мире права человека нарушаются, а его достоинство попирается государственной властью, транснациональными структурами, субъектами экономики.
В «Основах учения...» говорится: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия... Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».
Именно против построения сверхтоталитарной технотронной диктатуры, где невозможно будет жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, и протестуют православные христиане.