Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вклад М.В.Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России




 

У М.В.Ломоносова нет специальных психологических трактатов. В то же время, однако, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, заметках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он развивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека - от самых элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей и в совокупности складываются в достаточно целостную систему. Собственные психологические идеи развиваются в контексте созданной им научно-философской концепции, а также в соотношении и с опорой на авторитеты своего времени – философско-психологические учения Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница, Хр.Вольфа, учителя Ломоносова, благодарное отношение к которому он пронес через всю свою жизнь.

В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено созданное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественнонаучных трудах, главным образом, по физике и химии. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, неуловимых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объекта) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движения по механическим законам передаются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей – обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные, которые объясняются этим единым для всех них механизмом; указывается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т.п.. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследований Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трехкомпонентную теорию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механизмов цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трех родов эфира и трех видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теорией цвета и цветового зрения Ломоносов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т.Юнг, немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц во второй половине XIX в. развивали трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологическим содержанием сочинения Ломоносова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения психических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища натуры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления (идеи, в терминологии Ломоносова) памяти и воображения, работу творческого воображения, рассуждение, волю, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования («благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание). В связи с задачами развития русского литературного языка в его значении для развития национального самосознания большое место занимают вопросы языка, особо подчеркивается красота, великолепие, сила и богатство российского языка, дается психологический анализ речи, анализируются ее функции как важнейшего средства духовного развития человека и необходимого условия существования и функционирования общества.

Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли Ломоносова, убедительность речи достигается не только ее содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Страсть определяется как сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, причем всегда бывает услаждение или скука. Таким образом в страстях выделяются три компонента: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Дается тщательное описание отдельных страстей. К ним он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, любовь, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Выделяются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны показать отрицательные стороны предмета нежелательной страсти, направить все силы человека на развенчание объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких ее свойств (признаков) как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В его работах, как научных трактатах, так и в различных деловых записках содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиологическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причина обращения Ломоносова к этим вопросам коренится в общей направленности его научных исканий на решение жизненно важный проблем для человека и общества в целом..

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Академии и гимназии он дает яркие характеристики ученых, общественных деятелей, с которыми взаимодействовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступает глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, и собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого их автора, гениального мыслителя и великого человека. Поэтому справедливо отмечено специалистами, что его труды являются материалом к личности Ломоносова, запечатленной им самим.

В настоящее время труды М.В.Ломоносова сохраняют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержанием, конкретными описаниями психических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед научным исследованием душевного мира человека. Именно гуманистическая направленность его психологической мысли как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

 

Список литературы

  1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755 – 1855. – М.,2001.
  2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1986.
  3. Ломоносов М.В. Избранная проза – М.,1986.
  4. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XX. Работы разных лет. – М.,1996.

 

21.10.2011





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1207 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2295 - | 1982 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.