Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Применение фрактальной геометрии в дизайне среды и градостроительстве

Лобанов Евгений Юрьевич

Санкт-Петербург,

Санкт-Петербургский
государственный университет
технологии и дизайна,
старший преподаватель,
член Молодежной секции

Союза дизайнеров

e-mail: [email protected]

тел. 8 911 006 04 22

ПРИМЕНЕНИЕ ФРАКТАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

Среднестатистический житель современного города большую часть жизни проводит в среде, спроектированной и построенной на основе евклидовой геометрии. По 8 часов в день (треть жизни) он спит в прямоугольной коробке своей квартиры, еще по 8 часов он работает в прямоугольной коробке офиса, оставшиеся 8 часов он, как правило, путешествует среди других прямоугольных коробок в искусственно созданной среде, лишь изредка оказываясь в уголках нетронутой природы. Между тем, природная среда, как колыбель всякой жизни, и сам человеческий организм, как часть природы, построены на принципах совсем другой геометрии, открытой только в середине ХХ века, хотя люди на всем протяжении своего существования видели природные объекты и активно взаимодействовали с ними.

Уже в XIX веке евклидова геометрия перестала быть единственным языком для описания форм объектов окружающей человека действительности (по большей части, как раз-таки созданных самим человеком, ведь, за исключением кристаллов, пузырей и пчелиных сот, правильные геометрические формы в природе практически не встречаются). Н. Лобачевский и другие математики поставили под сомнение постулаты Евклида, веками казавшиеся незыблемыми. Впоследствии созданный ими новый математический аппарат был использован для еще более грандиозной революции в физике. Но как евклидова, так и неевклидовы геометрии оставались умозрительными абстракциями, малопригодными для описания мира природных форм.

На рубеже XIX – XX вв., в то время как художники искали новые средства выражения и основывали новые течения в искусстве, математики открывали странные объекты, которые было трудно описать и еще труднее – изобразить с помощью традиционных средств. «Канторова пыль» (1883), кривая Пеано (1890), «снежинка Коха» (1904), «салфетка Серпинского» (1915) и множество Жюлиа (1924) – вот лишь некоторые из «математических монстров», не вписывавшихся в рамки традиционной геометрии (см. рис. 1). [1] И лишь исследования Б. Мандельброта, проводившиеся в 1960 – 1970е гг. с использованием ЭВМ, позволили доказать, что эти математические объекты являются частью совершенно новой области математики – фрактальной геометрии.

a b c

Рис. 1. Примеры фрактальных «математических монстров»: а) Кривая Пеано; b) «снежинка Коха»; c) «салфетка Серпинского»

Фракталом (от лат. fractus – дробленый, сломанный, разбитый), согласно Б. Мандельброту, «называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». [1] При последовательном увеличении фрагмента фрактального множества видно, что его элементы в той или иной мере повторяют форму целого. Помимо самоподобия, фрактальные объекты обладают еще рядом замечательных свойств, среди которых – дробная размерность (например, кривая Коха имеет размерность 1,26, в отличие от обычных линий, имеющих размерность 1). Многие фракталы можно получить на компьютере с помощью итераций – многократно повторяющихся операций геометрического изменения объекта (в случае «острова Коха» – квадрата, см. рис. 2).

Рис. 2. Получение «острова Коха» из квадрата с помощью итераций

Фрактальная геометрия положила начало современной компьютерной графике, так как простые фрактальные алгоритмы позволяют визуализировать сложнейшие формы, в том числе неотличимые от природных объектов: деревьев, гор, облаков и пр. [2] Предполагается, что фрактальный алгоритм, запрограммированный в генах, отвечает за развитие любого многоклеточного организма из одной-единственной клетки. Дальнейшие исследования в этой области, по всей видимости, позволят создавать механизмы, способные к самоорганизации и саморазвитию. Проектирование зданий и городов, основанное на этих же принципах, приведет к появлению совершенно новых форм, а также иному качеству жизни в городской среде.

Исследованиями в области применения фракталов в архитектуре и градостроительстве занимаются пока немногие ученые, в их числе математик Н. Салингарос, известный своей критикой архитектурного модернизма, в том числе – с позиций фрактальной геометрии. Его исследования показывают, что человек испытывает больший уровень стресса среди гладких и монотонных пространственных структур, из которых состоят современные города. [3] В окружении фрактальных объектов, будь то природные ландшафты или некоторые старинные архитектурные сооружения (готические или барочные церкви), люди начинают чувствовать себя лучше.

С точки зрения функциональности, фракталы в градостроительстве также имеют ряд преимуществ. В частности, фрактальный город имеет удобные связи между объектами в любом масштабе, в отличие от модернистского города, построенного на принципах евклидовой геометрии. [4] Иерархия транспортных коммуникаций позволяет улучшить пропускную способность дорожной сети, уменьшить вероятность заторов и сократить число пересечений.

Когда архитекторы и градостроители изучали живые организмы, чтобы улучшить функционирование проектируемых ими объектов, они зачастую неосознанно использовали фракталы. Проекты жилых районов и университетских комплексов, разработанные в 1960х гг. бюро Ж. Кандилиса для разных городов, имели в своей основе фрактальные принципы, хотя Б. Мандельброт еще даже не опубликовал к тому времени свои первые труды по новой геометрии. Ветвистые структуры в проекте района Тулузы Ле Мирай, а также в других проектах применялись для повышения плотности застройки, а также для того, чтобы сделать ее более разнообразной (рис. 3, a-d).

Еще один фрактальный объект, «губка Менгера», оказался довольно популярным среди архитекторов. Еще университет в районе Ле Мирай, спроектированный бюро Ж. Кандилиса в 1967-1974 гг., имеет некоторое сходство с этим фракталом. Уже в «чистом» виде «губка Менгера» использована в концептуальном проекте «The Intelligent Market» В. Тюрина (1987). С. Холл, по его собственным словам, использовал принцип «губки Менгера» в проекте общежития Массачусетского университета (1999-2002) [5] (Рис. 3, e-i)

Рис. 3. Примеры использования фрактальных принципов в архитектуре ХХ века: а) проект г. Кан-Герувиль (Франция, арх. Ж. Кандилис и др., 1961 г.); b) проект г. Тулуз-Мирай (Франция, арх. Ж. Кандилис и др., 1961 г.); c) множество Жюлиа; d) «дерево Коха»; e) проект университета (Тулуз-Мирай, Франция, арх. Ж. Кандилис и др., 1967-1975 гг.); f) проект социального жилья (Экс-ен-Прованс, Франция, арх. Ж. Кандилис и др.,1960-е гг.); g) квадратичный «остров Коха»; h) проект общежития Массачусеттского университета (Кембридж, Массачусеттс, США, арх. С. Холл, 1999-2002 гг.); i) «губка Менгера»

Фрактальные структуры использовались не только в футуристических градостроительных концепциях ХХ-XXI веков. Н. Салингарос отмечает, что средневековые города Европы имели фрактальную систему пешеходных коммуникаций. [4] Математик Р. Эглэш находит фракталы в традиционной архитектуре народов Африки. [6] Геометрическая структура застройки древнего поселения на Сардинии, состоящая в плане из окружностей разного диаметра, имеет сходство с фрактальным объектом «Аполлониева сеть», где более мелкие окружности заполняют пустоты между более крупными.

a b

Рис. 4. Поселение Су-Нуракси, о. Сардиния (XV в. до н. э.): a) план; b) общий вид

Автором спроектированы несколько прототипов новых жилых комплексов с фрактальной структурой. Два из них, разработанных в соавторстве со студентами Института дизайна пространственной среды СПГУТД, были представлены на биеннале «Модулор`2015». Следует отметить, что в работе над проектами не использовались программы для автоматической генерации фракталов, так как это внесло бы элемент случайности в проекты. Планировки продумывались на каждом структурном уровне.

Архитектурная концепция жилого комплекса, построенного на шестиугольной сетке, была разработана вместе с Е. Марчуковой в начале 2015 года и представлена на выставке студентов и выпускников ИДПС СПГУТД в Союзе Архитекторов Санкт-Петербурга. По сравнению с типовыми жилыми зданиями во фрактальном жилом комплексе улучшенная планировка квартир, каждая из которых выходит на 3 стороны, естественное освещение всех помещений, естественная вентиляция коммуникационных пространств через атриумы, более плотная и многофункциональная структура застройки, комфортная среда на всех уровнях. [7]

a b

Рис. 5. Концепция фрактального жилого комплекса, арх. Е. Лобанов, Е. Марчукова, 2015: a) аксонометрия группы жилых корпусов; b) план типового этажа

Концепция фрактального акваполиса, разработанная в соавторстве с А. Калачевой, основана на форме правильного пятиугольника, повторяющейся в разных масштабах. Центральную пятиугольную часть города, где находятся научные, образовательные, культурные, производственные и управленческие центры, окружают 5 пятиугольных жилых районов, каждый их которых имеет подобную структуру: вокруг центральной общественной части группируются жилые комплексы. Они также имеют центральное ядро, которое окружают 5 корпусов, каждый из которых имеет центральный атриум для освещения и проветривания коммуникационных пространств, вокруг которого на каждом этаже располагаются 5 квартир. Жилые единицы имеют центральный пятиугольный холл, из которого можно попасть в 5 функциональных зон: кухню, столовую, гостиную и 2 спальни. Предполагается, что несущей конструкцией комплексов будут служить железобетонные стволы, внутри которых будут проходить различные коммуникации, а к этим опорам будут присоединяться пятиугольные модули легкой конструкции. Все пропорции комплексов основаны на «золотом сечении», а размеры модулей соответствуют «Модулору» Ле Корбюзье.

a b

c

Рис. 6. Концепция фрактального акваполиса, арх. Е. Лобанов, А. Калачева, 2015: a) аксонометрия городского района; b) модель жилого корпуса; c) общий вид и фрактальные схемы построения планов

Применение фрактальных структур в дизайне среды и градостроительстве дает следующие преимущества:

- иерархия коммуникаций и повышение связности частей города;

- более высокая плотность застройки по сравнению с традиционными геометрическими построениями генеральных планов жилых комплексов;

- обогащение функциональной структуры зданий;

- высокая вариативность планировок в жилых и общественных зданиях;

- эстетическая привлекательность застройки и ее близость к природным формам.

Фрактальная геометрия является тем фундаментом, на котором будет основана новая методология архитектурно-дизайнерского проектирования. Города будущего станут по своей структуре ближе к природным объектам и органично впишутся в естественные ландшафты. Это будут экологически чистые, комфортные и безопасные поселения, красота улиц и зданий в которых будет обусловлена их функциональной и конструктивной целесообразностью, а не декоративистскими потугами самовлюбленных архитекторов, равнодушных к естественным потребностям людей.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М., Институт компьютерных исследований, 2002.

2. Федер Е. Фракталы. М., Мир, 1991.

3. Salingaros N. Architectural complexity is better for humanity // URL http://planyourcity.net/2013/09/13/architectural-complexity-is-better-for-humanity/

4. Salingaros N. Connecting the Fractal City // URL http://zeta.math.utsa.edu/~yxk833/connecting.html

5. Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: Сборник статей / под ред. Е. Микулиной. М., КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012

6. Рон Эглэш об африканских фракталах // URL http://web-in-math.blogspot.ru/2012/01/blog-post.html

7. Лобанов Е. Ю., Марчукова Е. Д. Развитие идей пространственного города в XX – XXI вв. // Вестник СПГУТД. 2015. №2. – С. 45-50.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2583 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.