Операция по своей сути является фактом агрессии по отношению к организму больного. Именно так подсознательно больной воспринимает предстоящее оперативное вмешательство, при этом в полной мере осознавая необходимость и потенциальную пользу операции. Поэтому тревога и страх больных являются закономерными спутниками любой операции. Травмирование психики хирургических больных начинается уже с поликлиники, когда врач рекомендует оперативное лечение, и продолжается в стационаре во время предоперационного обследования и подготовки к ней. Предоперационный период – психологически особенно тяжелый для больного. Для этого периода характерны чувство неопределенности, неуверенности, беспомощности, страх перед наркозом, операцией и ее последствиями. Конечно, все люди способны это преодолевать, но практически каждый пациент нуждается в это время в особом внимании и поддержке.
В этой связи особое значение приобретает чуткое, внимательное отношение к больному со стороны лечащего врача, среднего и младшего медперсонала. Авторитет врача, высокий профессионализм медицинских сестер способствует установлению доверительных отношений с больным для создания атмосферы спокойствия и уверенности в благополучном исходе операции. Важно проследить, чтобы во время беседы с больным и в документах, доступных для больного (направлении, заключениях исследований и т.д.), не встречались такие пугающие слова, как «рак», «саркома», «злокачественная опухоль» и др. Недопустимо в присутствии больного делать замечания персоналу о неправильном выполнении назначений, тем самым причиняя ущерб авторитету врача или медсестры. При принятом решении об операции врач должен убедительно объяснить больному целесообразность ее выполнения. Недопустимо комментировать состояние больного и высказывать собственное суждение о предстоящей операции. В случае настойчивых расспросов медсестры больным или его родственниками следует тактично переадресовать все вопросы к лечащему или дежурному врачу. При правильно построенной беседе врач укрепляет свой авторитет и больной доверяет ему свое здоровье. Отдельным этапом при работе с пациентом в предоперационный период является помощь в преодолении страха перед болью. Опыт показывает, что страх перед болью усиливает ее восприятие, тогда как отвлечение от переживаний болевых ощущений уменьшает их интенсивность. Аутогенная тренировка и другие техники позволяют задействовать внутренние ресурсы человека, которые обязательно есть у каждого, и направить их на исцеление и умение нейтрализовать болевые ощущения. Выбор метода обезболивания зависит от компетенции врача. В доходчивой форме врач убеждает больного в необходимости того вида обезболивания, который следует применить. Само хирургическое отделение своим внешним видом и режимом работы должно благоприятно действовать на пациента, предупреждая усугубление негативных эмоций. Больные люди всегда угнетены, испытывают страх перед операцией и физической болью. Хирург должен предпринять все усилия для того, чтобы рассеять эти сомнения. Однако врач не должен утверждать, что операция не причинит никакого беспокойства, указывая, что всякая операция сопряжена с риском и возможными осложнениями. Тем не менее необходимо твердо настаивать на том, что реальная польза операции во много раз превышает потенциальный риск.
Врач в беседе с больным должен объяснять ему сущность болезни. Если же больной со злокачественной опухолью продолжает сомневаться и упорно отказывается от оперативного лечения, то допустимо сказать, что его заболевание через некоторое время может перейти в рак. Наконец, при категорическом отказе целесообразно сказать больному, что у него начальная стадия опухоли и промедление с операцией приведет к запущенности заболевания и неблагоприятному исходу. Больной должен понять, что в данной ситуации операция является единственным видом лечения. В ряде случаев хирург должен объяснить больному истинную сущность операции, ее последствия и прогноз. Основную роль в нормализации психики больного играет доверие больного по отношению к врачу отделения и всему лечащему персоналу, авторитет и компетентность хирурга. Тем не менее вселение в больного уверенности в успешном исходе операции, выздоровлении зависит не столько от врача, сколько от среднего медперсонала, постоянно контактирующего с больным. Этому способствуют положительные эмоции, музыка, чтение, беседы в строго определенные часы, рекомендованные врачом. Важную роль играет помещение больных, готовящихся к операции, в одну палату с выздоравливающими больными, уже перенесшими аналогичную операцию и подготавливающимися к выписке. В предоперационном периоде (обязательно накануне операции) больным назначаются седативные препараты, анксиолитики, транквилизаторы. Особое внимание следует уделять больным в первые дни пребывания в отделении и непосредственно накануне операции в связи с тем, что именно в это время чаще всего возникают эмоционально-стрессовые реакции.
В день операции хирург должен уделить максимум внимания больному, ободрить его, спросить о самочувствии, осмотреть, как подготовлено операционное поле, выслушать сердце и легкие, осмотреть зев, успокоить. Медперсонал, участвующий в операции, должен находиться в операционной еще до прибытия туда больного. Если же больного доставляют туда раньше времени, то там должен быть обеспечен полный порядок и тишина. При операции под местной анестезией разговор должен вестись между хирургом и больным. Громкие разговоры медперсонала, обсуждение отвлеченных тем при сохраненном сознании пациента совершенно недопустимы. При возникновении технических сложностей, когда необходима интраоперационная консультация с другими специалистами, для щажения психики больного целесообразен переход к медикаментозному выключению сознания. Следует учитывать, что момент пробуждения больного не всегда очевиден. Поэтому во избежание последующих недоразумений и неловкости персоналу следует воздержаться от комментариев по поводу оперативного вмешательства до транспортировки больного из операционной.
В послеоперационном периоде абсолютно закономерными являются тревога, настороженность, тенденциозное отношение к любым, даже самым незначительным изменениям внешней обстановки и собственных ощущений. В этой ситуации у больного ни в коем случае не должно создаваться впечатления собственной «брошенности» и, что еще хуже, неконтролируемости ситуации медперсоналом. Рядом с больным в первые часы послеоперационного периода должна неотлучно находиться медсестра. Желательно, чтобы во время пробуждения рядом с больным был лечащий врач или оперировавший хирург. При этом при разговоре с больным медперсоналу следует только позитивно комментировать результаты операции вне зависимости от объективной реальности.