Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности возникновения государств у разных народов мира




Развитие первобытного общества во всех регионах мира пер­воначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.

Различают два основных пути возникновения государства:

европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиат­ский путь возникновения государства) первые государства возник­ли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведе­ние крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сель­скохозяйственной общины и общественной формы собственно­сти на землю. Постепенно общественная собственность превра­тилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естествен­ную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выс­тупающее организатором производства и выполняющее адми­нистративные функции. Эта особая группа должностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.

Восточные государства — деспотические монархии — не име­ли отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то материальные бла­га, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение част­ной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.

Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрали­зации власти — объявления её священной, незыблемой, не­прикосновенной.

Особенности возникновения государств восточного типа:

 

  основу экономических отношений составляет государственная форма собственности;
  частная собственность имеет второстепенный характер;
  государственная власть является деспотической;
  имеется мощный чиновничий аппарат;
  происходит сакрализация (освящение) власти;
  устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.

 

На территории Европы (европейский путь возникновения госу­дарства) главным фактором образования государства было клас­совое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государ­ства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких обще­ственных работ, как при восточном (азиатском) пути возникно­вения государств. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственно­сти (Спарта).

В Афинах появление государства нередко называют класси­ческой формой происхождения государства. Оно возникло не­посредственно из внутренних, классовых противоречий, кото­рые развились в недрах родоплеменного общества.

В Древнем Риме процесс формирования классов и государ­ства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном про­цесс образования государства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (при­шлого населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой про­тив патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.

В Древней Спарте появление государства обусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоеватель­ными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными ра­бами (илотами). Превышение количества илотов над спартан­цами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы зем­лепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну среди общинни­ков на правах владения.

У древних германцев образование государства было ускоре­но завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могуще­ственной Римской империи. Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и госу­дарств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглаше­нием на княжение варягов.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

Имеется немало народов и наций, которые создали свои го­сударства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время вхо­дили в состав других многонациональных государств, испыты­вали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дорево­люционной России). Многие из них сумели добиться собствен­ной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ран­них государств социальная неоднородность общества, его про­тиворечивость. Такие государства образовались в процессе лик­видации империй, колоний, суверенизации государственно-по­добных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, от­носится Украина и другие страны СНГ.


II. Происхождение права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — зна­чит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядоче­ние поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нор­мативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становле­нию (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регу­лятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение дли­тельного времени. Обычное право — система норм, опираю­щихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общи­ны, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, перво­бытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их це­лью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода пе­ред другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регла­ментируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных пле­мен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону обязанностей, были неотделимы от них, по­скольку первобытный индивид не имел выделенного осознан­ного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобре­тают права. Возникновение мононорм было свидетельством вы­хода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обы­чаи не воспринимались людьми как противоречащие их лич­ным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюда­лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, воена­чальников, взрослых членов рода. При необходимости к нару­шителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охра­ны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровно­родственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие спо­собы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания кост­ров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования перво­бытнообщинной жизни, — истоки формирования права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.