Как возникал барьер и возникает вновь и вновь?
Во-первых, девочек с детства сами родители часто ориентировали не столько (и уж точно: не только!) на занятие каких-то профессиональных высот, но и на то, что ей надо создать семью, родить детей. Иными словами, это была ориентация на "зависимость", "жертвенность", "неумение самостоятельно справиться с трудностями". При этом советские врачи настойчиво предупреждали: лучший возраст женщины для рождения детей – 22-24 года. Мальчиков же всегда ориентировали на "достижения": напористому поведению приписывались такие положительные характеристики как "ориентация на решение проблемы", "объективность", "непредвзятость".
Во-вторых, господствующим концептом государственной политики в отношении женщин был концепт "работающая мать": не успешная, самореализовавшаяся женщина, а именно женщина, просто профессионально занятая, помогающая материально существованию "советской семьи" и при этом не забывающая о своих материнских обязанностях.
Любопытно, что среди неженатых (одиноких и разведенных) мужчин и сейчас больше распространена точка зрения, согласно которой женщина-ученый ничуть не хуже ученого-мужчины, в том числе и на руководящих постах; а женатые мужчины, наоборот, считают, что женщину наука портит: и ученым она становится худшим, чем мужчина, и о своих женских обязанностях забывает. Все эти стереотипы – следствие в том числе и государственной политики, ориентировавшей женщину на то, чтобы она просто работала (была занята в общественном производстве), а не занималась своей профессиональной карьерой.
В-третьих, профессиональная самореализация женщин в советское время предполагала их участие прежде всего в тех областях труда, которые были продолжением женских домашних функций – уборки (уборщица), приготовления пищи (повариха), заботы о детях (воспитательница в детском саду), обучения малышей (учительница начальных классов), лечения от несложных хворей (участковый врач в поликлинике) и т.д. В науке женщины продолжали выполнять свои, домашние по сути, функции "служанок по призванию" – обслуживали интересы мужчин-начальников и руководителей.
В-четвертых, обязывая женщину рожать детей (до 1985 г. в СССР существовал "налог на бездетность" – 6% от заработка, если молодые люди регистрировали брак, то они были именно обязаны завести ребенка), советское государство довольно слабо помогало ей: дополнительные материальные стимулы постепенно, к 1980-м годам, были введены в действие (единовременные выплаты пособий на рождение ребенка, право сидеть с ним до достижения 1,5 лет при сохранении рабочего места и проч.), но никогда и ни в чем государство не могло помочь тем родившим, кто хотел – несмотря на то, что рождение детей выбивало женщину из привычного ритма научной работы, – продолжать свою деятельность.
Советское государство предпочитало вообще не видеть этой проблемы. Не замечать женщин-ученых. Или потенциальных ученых. Скрытой формой дискриминации были небольшие денежные надбавки женщинам-сотрудницам научных учреждений за выполнение ими всевозможных рутинных операций (переписывание карточек, мытье пробирок, перевод научной корреспонденции руководства институтов с иностранных языков): этот вид деятельности деканы и ректоры, директора и завкафедрами старались возложить именно на женщин (стимулируя сохранение ими обслуживающего статуса), не давая им выбрать собственную научную тему и заниматься ее разработкой.
В-пятых, во всех научных (как и производственных) учреждениях существовала дискриминация в отношении тех, кто возвращался из декретного отпуска: им не спешили предлагать интересные командировки, участие в конференциях (мотивируя это тем, что теперь надо растить малыша, да и от уровня развития науки они отстали), то есть сами руководители выстраивали связь между семейными обязанностями сотрудницы и ее профессиональными возможностями, а следовательно – в перспективе – и заработком. Молодым мамам в научно-исследовательских институтах часто предлагали перейти на неполный рабочий день, почему-то забывая, что у новорожденного есть и папа (которому в связи с рождением ребенка никто на неполный рабочий день переходить не предлагал, а зачастую руководство даже и не знало о том, что семья пополнилась!). Понятие "советского отцовства" (в отличие от "советского материнства") вообще отсутствовало в педагогическом и идеологическом лексиконе.
ВАЛЕРА