§ 28. Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества
В этом параграфе будет рассмотрена одна из актуальных проблем, касающаяся особенностей взаимодействия профессионально-педагогического сообщества в дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.
Как рассматриваются вопросы профессионального взаимодействия педагога и музыкального руководителя в методике музыкального воспитания дошкольников?
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.
В ходе анализа нам удалось выделить обобщенные задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя в этом контексте (см. табл. 22).
Таблица 22. Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ | Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем |
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещаний | 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей |
В традиционном понимании такого сотрудничества есть некоторые противоречия, на которых хотелось бы остановиться. На наш взгляд, подобное разделение задач достаточно условно.
И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада — представители одной профессиональной группы — педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приемами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя. Слабая же сторона педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому воспитатели отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников.
При этом требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя, выделенные О. П. Радыновой, едины. Приведем в качестве примера некоторые из них:
· музыкальная культура: увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;
· пытливость;
· инициативность;
· артистизм;
· находчивость;
· изобретательность;
· организованность;
· ответственность;
· любовь к детям;
· культура общения и др.
В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например в традиционном смысле — от музыкального руководителя к воспитателю.
Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.
Необходимо рассматривать воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников, ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику развития каждого ребенка.
Обратим внимание и на то, что в последние годы организация педагогического процесса в современном детском саду претерпела некоторые изменения, появились специалисты — организаторы физического воспитания, изобразительной деятельности детей, краеведения. Профессиональная деятельность воспитателя в связи с этим освободилась от ряда занятий с дошкольниками, что позволяет ему больше времени уделять воспитанию ребенка, развитию его индивидуальности, широко привлекая к этим процессам средства искусства. Мы не совсем разделяем такой подход к организации педагогического процесса, хотя понимаем причины, которыми он обоснован, и реалии дня сегодняшнего и все же полагаем, что проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка остается актуальной и должна быть обязательно решена в каждом детском саду.
А теперь посмотрим на профессиональную деятельность музыкального руководителя и воспитателя с точки зрения компетентностного подхода. В связи с этим еще раз обозначим общие задачи, которые призваны решать педагоги дошкольного образования:
· видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ;
· строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования;
· устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ;
· создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);
· проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Попытаемся теперь через задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя определить содержательные основы их сотрудничества и сотворчества (табл. 23).
Таблица 23. Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Воспитатель детского сада | Музыкальный руководитель |
Диагностические задачи | |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника |
Задачи педагогического проектирования образовательного процесса | |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию здорового ребенка-дошкольника | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду |
Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом | |
6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития. 9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ |
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ | |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка |
Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности | |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | 11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей |
Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать.
Какими могут быть формы профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования в детском саду?
Попытаемся посмотреть на этот вопрос глобально, в контексте современных тенденций развития психолого-педагогической науки.
Одним из вариантов организационно-технологического обеспечения целостного педагогического процесса может быть сопровождение ребенка в современном дошкольном образовательном учреждении (чаще слово «сопровождение» употребляется в таких формулировках, как медико-психолого-педагогическое или медико-психологическое, социально-педагогическое).
Проблема сопровождения ребенка в условиях педагогического процесса активно разрабатывается в последнее десятилетие. Наиболее разработанной она становится для школьного образования (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, А. К. Колеченко). Проблема сопровождения ребенка в условиях педагогического процесса детского сада весьма целостно отражена в работах Л. М. Шипицыной.
Что же такое сопровождение в педагогической науке?
В концепции М. Р. Битяновой это метод, который реализуется следующим образом.
1. Следование за естественным развитием ребенка на определенном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на реальные личностные достижения ребенка и разворачивается в логике его индивидуального развития. Таким образом, безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития становятся важнейшим аксиологическим принципом модели деятельности сопровождения.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов, создаваемых педагогом.
3. Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
В концепции Е. И. Казаковой — это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Он опирается на единство следующих функций:
· диагностика существа возникшей проблемы;
· информация о существе проблемы и путях ее решения;
· консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
· первичная помощь на этапе реализации плана решения.
И базируется на следующих принципах:
· рекомендательный характер советов сопровождающего, что означает самостоятельность и ответственность ребенка за решение проблемы, отказ от «законодательных» решений центра сопровождения;
· приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка», что означает стремление решить проблему с максимальной пользой для ребенка;
· непрерывность сопровождения, которая гарантирует ребенку постоянную помощь и поддержку в решении проблемы;
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, означающий согласованность работы «команды» специалистов;
· стремление к автономизации, т. е. к независимости от какого-либо давления — административного, профессионального, семьи.
В образовательных учреждениях сегодня возможны следующие организационные формы сопровождения:
· психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
· психолого-педагогический или психолого-медико-педагогический консилиумы;
· службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Наиболее распространенной формой сопровождения в образовательном учреждении является консилиум, в работе которого принимают участие субъекты-организаторы педагогического процесса (педагоги, психолог, социальный педагог, медицинский работник и др.). Задачами деятельности такого консилиума становятся:
1. защита прав и интересов ребенка;
2. комплексная диагностика по проблемам развития ребенка;
3. диагностика эффективности педагогических условий, созданных для обучения, воспитания и развития ребенка;
4. выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
5. разработка общей стратегии сопровождения ребенка в основных сферах его жизнедеятельности;
6. определение и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы по возможным вариантам решения вскрытых проблем всех участников педагогического процесса — учащихся, учителей, родителей;
7. объединение общих усилий специалистов, семьи в постоянно и оперативно работающую систему сопровождения, поддержки ребенка в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении и дома.
Каковы особенности сопровождения ребенка-дошкольника в детском саду?
Что такое сопровождение ребенка в дошкольном образовательном учреждении? Разделяя идеи М. Р. Битяновой, исследователь Л. М. Шипицына определяет сопровождение в ДОУ как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Уточним это определение.
Деятельность специалистов должна быть направлена на создание психолого-педагогических условий, содействующих развитию ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, с учетом его жизненного опыта, и способствующих гармоничному протеканию процессов социализации и индивидуализации в детском саду и семье, целостному развитию дошкольника.
Исходя из такого понимания сопровождения, ведущей идеей его функционирования становится проектирование целостного, но при этом вариативного педагогического процесса в образовательном учреждении, в котором бы создавались такие педагогические условия, которые позволяли бы каждому ребенку максимально самопроявляться, раскрываться, развиваться и образовываться.
Только в этом случае задачами службы сопровождения становятся:
· комплексная диагностика и проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка;
· проектирование и организация разумного педагогического процесса (учитывающего особенности здоровья и развития ребенка, с одной стороны, и содействующего его целостному здоровому развитию — с другой);
· организация взаимодействия ребенка с педагогом и специалистами как целостного педагогического процесса, когда одни и те же задачи воспитания, обучения и развития решаются в разных видах детской деятельности, на разном содержании;
· оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания и развития дошкольника с учетом происходящих в нем изменений;
· организация педагогической поддержки ребенка в ходе самостоятельного решения задач воспитания, обучения и развития в целостном педагогическом процессе детского сада;
· повышение профессиональной компетентности специалистов образования в условиях деятельности службы сопровождения в ДОУ;
· организация взаимодействия с семьей.
Очевидно, что решение обозначенных задач службой сопровождения закономерно будет содействовать целостному развитию дошкольника. Основной смысл сопровождения заключается в обретении ребенком естественным образом целостного социально-культурного опыта, так как этому способствует согласованная деятельность всего педагогического коллектива ДОУ и семьи ребенка.
Главная роль в организации и функционировании сопровождения целостного развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ принадлежит старшему воспитателю (методисту).
Какими могут быть более частные формы профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя детского сада?
Попытаемся раскрыть этот вопрос также через задачи профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования (табл. 24).
Таблица 24. Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности | Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ | Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии | Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника | Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду | Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов | Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции (прил. 5) |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности | Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности | Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей |
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ | Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка | Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников |
§ 29. Музыкальный руководитель, педагоги и старший воспитатель: вопросы сотрудничества и сотворчества
В условиях деятельности службы сопровождения ребенка в целостном педагогическом процессе детского сада старший воспитатель (методист) занимает позицию организатора и координатора. Работа службы сопровождения, ее эффективность — это результат его активного участия в ней. В связи с этим старший воспитатель должен иметь личностную позицию, быть профессионально компетентным и неутомимым в деле, которому служит.
Деятельность старшего воспитателя в ДОУ связана прежде всего с оказанием помощи воспитателю, специалистам дошкольного образования с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Основная задача методиста — создать условия в дошкольном учреждении, дающие воспитателю возможность проявлять творчество, новаторство, реализовывать себя в личностно-профессиональном смысле.
В контексте компетентностного подхода к профессионально-педагогической деятельности старший воспитатель детского сада призван решать общие для педагогов ДОУ задачи, характер же решения этих задач связан с определенными функциями, возложенными на методиста ДОУ: это анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Определим эти задачи:
· видеть педагога в образовательном процессе ДОУ;
· строить образовательный процесс, ориентированный на достижение и совершенствование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
· устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса — воспитателями и специалистами, а также партнерами ДОУ;
· создавать и использовать в целях повышения профессиональной компетентности педагогов пространство дошкольного образовательного учреждения;
· помогать педагогам проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, активно участвовать в этом процессе самому.
Таблица 25. Содержание и характер деятельности старшего воспитателя ДОУ в контексте решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников
<ТАБЛИЦА ОТСУТСТВУЕТ В ЭЛЕКТРОННОМ ДОКУМЕНТЕ>
Теперь конкретизируем эти задачи с учетом функций профессиональной деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения (табл. 25).
Решаются ли в современном ДОУ старшим воспитателем эти задачи?
Насколько целесообразно их решение в контексте музыкального воспитания и развития воспитанников детского сада?
Каким же образом старший воспитатель решает обозначенные задачи? Какими принципами руководствуется в проектировании своей профессиональной деятельности?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо обозначить авторскую позицию по данному поводу.
Исходя из профессиональных задач деятельности старшего воспитателя, мы считаем, что ему наряду со знанием детской психологии, дошкольной педагогики должны быть хорошо знакомы основы андрагогики и акмеологии, профессиональной психологии и педагогики.
Проблема профессионального сотрудничества и сотворчества старшего воспитателя с педагогами дошкольного образования — это проблема взаимодействия с разными людьми, объединенными в профессиональный коллектив: педагогами, воспитателями, специалистами.
С одной стороны, он должен быть компетентен в вопросах дошкольного образования, так как оказывает профессиональную помощь педагогам ДОУ путем создания эффективных педагогических условий воспитания и развития дошкольников в детском саду и семье, проектирования и реализации целостного педагогического процесса. Профессиональная компетентность старшего воспитателя в этом смысле является компетентностью в содержании дошкольного образования. С другой стороны, он должен быть компетентным и в вопросах образования взрослых, должен уметь решать задачи повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, а это невозможно без соответствующих знаний и умений, профессионального опыта, даже при отличном владении содержанием дошкольного образования. Собственно говоря, в этом сила и существенное отличие профессиональной деятельности старшего воспитателя от профессиональной деятельности воспитателя и специалиста детского сада, но в этом и его слабость, так как в процессе подготовки старших воспитателей в педагогических колледжах и вузах подобная направленность чаще всего отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что наличия знания проблем дошкольного образования еще недостаточно, необходимо уметь презентовать это знание своим коллегам с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, характера их взаимодействия.
Андрагогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая проблемы образования взрослых.
Акмеология (от «акмэ» — вершина) научное направление, в центре которого находится человек, достигший зрелости. Прослеживается динамика его развития как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под. ред. А. А. Бодалева. — М., 1996.
Змеев С. И. Основы андрагогики. — М., 1999.
Змеев С. И. Технология обучения взрослых. — М., 2002.
Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М., 2002.
Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под. ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.
Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М., 1997.
Проблемы общей акмеологии / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2000.
Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. — М., 2003.
Степанова Е. И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995.
Итак, укажем принципы, которыми руководствуется старший воспитатель в профессиональной деятельности, а именно в решении задач, обозначенных в таблице 25 данного параграфа.
1. Принцип приоритетности самостоятельной образовательной деятельности педагогов ДОУ в контексте повышения профессиональной компетентности.
2. Принцип совместной деятельности, который предусматривает сотрудничество и сотворчество членов педагогического коллектива в решении задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.
3. Принцип опоры на опыт воспитателя, специалиста дошкольного образования, согласно которому профессиональный и жизненный опыт педагога используется в качестве одного из источников самообразования и образования педагогического коллектива в целом, повышения профессиональной компетентности.
4. Принцип индивидуализации профессионального сотрудничества, позволяющий педагогу совместно со старшим воспитателем в условиях детского сада создавать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут наращивания профессиональной компетентности, повышения профессиональной квалификации, ориентированный на конкретные профессиональные потребности и цели и учитывающий опыт, уровень образования, психофизиологические, индивидуально-психологические, когнитивные и другие особенности членов педагогического коллектива.
5. Принцип системности профессионального взаимодействия, предусматривающий соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств взаимодействия и оценивания его результатов.
6. Принцип актуализации результатов профессионального взаимодействия, который предполагает безотлагательное применение на практике приобретенного опыта (знаний, умений, личностных качеств и свойств).
7. Принцип элективности, который означает предоставление каждому члену педагогического коллектива свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, технологий оценивания результатов профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, результатов профессионального взаимодействия со старшим воспитателем, педагогическим коллективом.
8. Принцип развития профессиональных потребностей, согласно которому оценивание результатов профессиональной деятельности осуществляется путем выявления реальной степени владения профессиональной компетентностью и определения того содержания, без освоения которого невозможно достижение поставленной педагогом цели профессиональной деятельности. Процесс профессионального взаимодействия активизирует новые профессиональные потребности воспитателя, специалиста дошкольного образования, конкретизация которых осуществляется после достижения им определенной цели своей профессиональной деятельности.
9. Принцип осознанности профессионального взаимодействия означает осмысление старшим воспитателем и педагогами ДОУ данного процесса и своих действий по его организации и осуществлению.
С опорой на эти принципы старший воспитатель использует адекватные им формы, способы и приемы профессионального взаимодействия с педагогами ДОУ, решая таким образом задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
§ 30. Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества
Первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, — все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития.
Практически все родители стремятся приобщать ребенка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш?
Особый интерес у родителей всегда вызывал процесс музыкального развития ребенка, и что особенно интересно, первые проявления музыкальности своих чад всегда замечаются мамами и папами, бабушками и дедушками, и никогда не оставляют их равнодушными. Семья обеспокоена тем, что же должны слушать дети дома? Какие музыкальные театры и концертные залы следует посещать вместе с ребенком и как научить его слушать и слышать классическую музыку? Возможно ли это осуществить усилиями семьи? Что для этого требуется?
Почему вопросы музыкального воспитания и развития ребенка с ранних лет в большей степени интересуют и привлекают родителей?
Чем объясняется интерес именно к этому виду искусства со стороны семьи?
Круг этих вопросов позволяет конкретизировать задачи сотрудничества и сотворчества детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребенка.
Очевидно, что первоочередными задачами семьи становится введение дошкольника в мир музыкальной культуры, взращивание интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду и позже — в школе.
Каким образом родители, семья ребенка могут решать поставленные задачи?
Во-первых, активно приобщаясь к музыкальной культуре лично, и только затем или одновременно приобщая ребенка к музыкальному искусству через слушание музыки дома, в концертных залах, музыкальных театрах.
Во-вторых, через активный диалог о музыке, через обмен эстетическими оценками по поводу прослушанных музыкальных произведений, спектаклей, а также через закрепление полученных впечатлений в разных видах детской деятельности.
В чем заключается помощь детского сада молодой семье в решении обозначенных задач?
Примерный музыкальный репертуар для слушания и рекомендации по поводу посещения театров и концертных залов родители должны получить в детском саду от воспитателя и музыкального руководителя. Помимо таких рекомендаций родители нуждаются и в рекомендациях, связанных с процессом совместного восприятия музыкального произведения с ребенком в домашних условиях и в условиях живого звучания. Эффективность таких консультаций, их организация зависит от профессиональной компетентности старшего воспитателя ДОУ.
Для этого педагогический коллектив детского сада и музыкальный руководитель продумывают и планируют цикл встреч с родителями, направленных на обретение ими необходимого слушательского опыта и опыта взаимодействия с ребенком в процессе слушания музыки. Это должны быть интересные, привлекательные по форме и содержанию, совместные встречи педагогов, родителей и детей, всей семьи. Такая работа возможна при условии знания педагогами ДОУ музыкальных вкусов и потребностей семьи, направленности родителей на грамотное педагогически целесообразное воспитание и развитие своего ребенка, особенностей музыкального развития дошкольника.
Таким образом, процесс сотрудничества и сотворчества детского сада и родителей можно охарактеризовать как процесс сопровождения семьи, целью которого является оказание профессиональной помощи просветительского плана, прежде всего в вопросах целостного воспитания и развития ребенка.
Видение проблемы сотрудничества и сотворчества семьи и профессионально-педагогического сообщества ДОУ через призму педагогического сопровождения требует разработки сопровождающих продуктов, к которым относятся: родительско-воспитательские дневники музыкального развития малыша, альбомы музыкальных открытий и достижений семьи в целом и персонально ребенка, описательные характеристики-портреты типа «Наш малыш в мире музыки» или «Всей семьей на встречу с музыкой», диагностические карты музыкальной культуры семьи и актуальных для нее проблем музыкального воспитания и развития ребенка, сценарии совместных музыкальных вечеров и праздников, которые предлагают родители, создавая их самостоятельно, семейными группами или вместе с детьми.
Именно в условиях сопровождения процесс сотрудничества и сотворчества семьи и детского сада обретает особый смысл, действительно начинается целенаправленная работа целостного музыкального воспитания и развития дошкольника. В этом случае возникает и ценная для воспитателя обратная связь с семьей, которая позволяет ему лучше видеть уникальность и неповторимость каждого ребенка, замечать индивидуальность его развития, зависимость этого процесса от условий семейного воспитания, характера отношений воспитанника с родителями. Проявляется и становится показательным в условиях сопровождения истинное отношение родителей к своему ребенку, желание быть настоящими ответственными помощниками в ходе нелинейного детского развития, подлинными воспитателями, приносящими своему малышу только пользу, удовольствие и радость самопознания и познания окружающего мира.
В данной главе раскрыты важнейшие вопросы, касающиеся организации процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду и семье. Не секрет, что организационные вопросы — это всегда вопросы взаимодействия профессионально-педагогического сообщества. Нам удалось найти ответ на вопрос — каким должно быть это взаимодействие, как оно будет организовано в современном образовательном учреждении?
Здесь же предложены ответы на вопросы, касающиеся сотрудничества и сотворчества педагогического коллектива ДОУ и родителей в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
Темы для обсуждения
1. Задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и старшего воспитателя ДОУ — основа профессионального сотрудничества и сотворчества в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
2. Сопровождение ребенка в процессе музыкального воспитания и развития в детском саду: кто и как?
3. Сопровождение специалистов и педагогов ДОУ: кто и как?
4. Сопровождение родителей в контексте решения задач музыкального воспитания и развития детей: кто и как?
5. Инновационные формы сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
Индивидуальные задания
1. Выберите любую группу профессионально-педагогических задач сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Разработайте инновационные формы их совместного решения (например, план-схему действий музыкального руководителя и воспитателя: как они будут решать задачи, что будут делать и каким образом сотрудничать).
Критерии оценки и самооценки: осмысленность общего и разного в задачах профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя; инновационность предлагаемых форм сотрудничества; эффективность сотрудничества, объяснение основных механизмов; наглядность и доступность схемы аудитории; удовлетворенность результатом работы.
2. Вы старший воспитатель детского сада. Разработайте сценарий семинара для воспитателей и музыкального руководителя на тему «Помогаем друг другу в решении задач музыкального воспитания и развития наших детей». Определите цель, задачи, краткое содержание семинара, задания для самостоятельной работы педагогов, прогнозируемый результат.
Критерии оценки и самооценки: осмысленность общего и разного в задачах профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя; эффективность сценария, разработка интересных инновационных заданий для педагогов, направленных на осмысление основных механизмов сотрудничества и сотворчества; соответствие прогнозируемого результата цели и задачам семинара; удовлетворенность результатом работы.
3. Подготовьте проект стенда по обмену музыкальными впечатлениями субъектов педагогического процесса (детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя).
Критерии оценки и самооценки: соответствие проекта замыслу (стенд должен быть направлен на обмен музыкальными впечатлениями); инициирование всех субъектов педагогического процесса к обмену музыкальными впечатлениями; оригинальность и педагогическая сообразность идеи; возможность реализации в практике детского сада; удовлетворенность результатом работы.
4. Подготовьте сценарий вечера музыки в детском саду, в котором бы приняли участие дети и родители, воспитатели и музыкальный руководитель, старший воспитатель и заведующая ДОУ. Выделите смысловые задачи, которые решают субъекты педагогического процесса в ходе этого мероприятия (например, зачем старший воспитатель участвует в музыкальном вечере? и т.д.).
Критерии оценки и самооценки: новизна сценария, оригинальность идеи вечера музыки в детском саду; содержание музыкального вечера, его организация и ход свидетельствуют о субъектном включении в него всех субъектов педагогического процесса; выделение смысловых задач каждого участника музыкального вечера, адекватность задач замыслу вечера; удовлетворенность результатом работы.
5. Сформулируйте к каждому параграфу раздела по 3 актуальных вопроса. Продумайте ответы на каждый из них, т. е. обозначьте свое видение решения проблемы, закодированной в вопросе.
Критерии оценки и самооценки: актуальность вопросов, осмысленность содержания параграфов раздела; оригинальность ответов на вопросы, их адекватность; наличие позиции в ответах на вопросы, аргументированность, доказательность; готовность вступить в дискуссию; соответствие требованиям, предъявляемым к заданию; удовлетворенность результатом работы.
Задания для подгруппы
1. Разработайте вариант одного из продуктов сопровождения ребенка в процессе музыкального воспитания и развития (рабочие тетради по музыке; дневник музыкального развития ребенка; иллюстрированный альбом личных музыкальных открытий и достижений; диагностики музыкального воспитания и развития дошкольника; формы педагогической поддержки ребенка и др.). Презентуйте его группе, доказав целесообразность, современность и своевременность своего продукта.
2. Разработайте вариант одного из продуктов сопровождения воспитателя в процессе решения задач музыкального воспитания и развитиясвоих воспитанников (дневник музыкального развития педагога; альбом личных музыкальных и профессиональных открытий и достижений; иллюстрированный альбом, показывающий динамику музыкального воспитания и развития детей группы; диагностическую карту музыкальной культуры воспитателя и актуальных для него проблем музыкального воспитания и развития дошкольников; форму планирования, помогающую воспитателю включаться в решение обозначенных задач и др.)- Презентуйте его группе, доказав целесообразность, современность и своевременность своего продукта.
3. Разработайте вариант одного из продуктов сопровождения семьи (родительско-воспитательский дневник музыкального развития малыша; альбом музыкальных открытий и достижений семьи в целом и/или персонально ребенка; форму описательных характеристик-портретов, показывающих динамику музыкального воспитания и развития ребенка типа «Наш малыш в мире музыки» или «Всей семьей на встречу с музыкой»; диагностическую карту музыкальной культуры семьи и актуальных для нее проблем музыкального воспитания и развития ребенка; форму, помогающую родителям создать сценарий совместного с детьми музыкального вечера или праздника в ДОУ и др.). Презентуйте его группе, доказав целесообразность, современность и своевременность своего продукта.
Критерии оценки и самооценки: взаимосвязь цели и задач содержания и формы сопровождения; интересный, привлекательный и удобный в работе материал сопровождения; новизна идеи и творчество в разработке и оформлении продукта, его презентации; эффективность продукта сопровождения; доказательность, аргументированность презентации-выступления; удовлетворенность результатом коллективной работы и своим участием в ней.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему взаимодействие субъектов педагогического процесса в решении задач музыкального воспитания и развития детей — одна из актуальных трудно разрешаемых проблем современной теории и практики дошкольного образования? Обоснуйте свой ответ.
2. В чем заключаются основные противоречия традиционного подхода к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ?
3. Каковы основания профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в современном детском саду? Подтвердите предлагаемый вами вариант на примере решения любой группы задач.
4. Может ли музыкальный руководитель способствовать повышению уровня музыкальной культуры воспитателя детского сада? Каким образом и для чего?
5. Что должен знать старший воспитатель детского сада, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие субъектов педагогического процесса в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников?
6. Перечислите принципы профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ. Выберите любой, проинтерпретируйте и прокомментируйте его.
7. Зачем взаимодействовать детскому саду и семье в решении вопросов музыкального воспитания и развития дошкольников? Предложите несколько способов, позволяющих родителям ребенка увлечься классической музыкой.
8. В чем, на ваш взгляд, заключается музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье? Приведите примеры собственного музыкального воспитания и развития в семье или примеры из профессионально-педагогического опыта.
9. Как вы думаете, почему ребенку классическая музыка чаще кажется менее привлекательной, чем современная популярная музыка?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Варианты итогового контроля и самоконтроля
Итоговый контроль и самоконтроль связаны с проверкой готовности студента к решению системы профессиональных задач проектирования и реализации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Экзамен позволяет выявить как будущий педагог:
· интерпретирует смысл основных понятий курса;
· анализирует психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу и сопоставляет взгляды разных авторов на проблемы, раскрываемые в содержании курса;
· творчески осмысливает содержание изученной литературы для решения конкретных задач проектирования педагогического процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста;
· проектирует педагогический процесс музыкального развития и воспитания детей, устанавливая при этом межпредметные интеграционные связи и адекватно используя знания базовых психолого-педагогических курсов;
· аргументировано отстаивает собственную точку зрения, активно включается в решение педагогических задач, осуществляет самостоятельный поиск нестандартных способов реализации целей.
1. Проект парциальной программы
Разработать проект парциальной программы музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста на год (выбор вида, интеграции видов музыкальной деятельности и возрастная адресность по выбору студента).
В проекте программы отразить:
· основные цели и задачи программы;
· ведущие теоретические идеи (философские, культурологические, искусствоведческие, психолого-педагогические);
· принципы отбора содержания и структурирования материала;
· ключевые понятия программы (на уровне перечисления);
· содержательную характеристику программы (развернутый тематический план);
· технологию освоения программы:
· обучающие занятия (по одному на каждую тему программы);
· игры и игровые задания (по одному на каждую тему программы);
· творческие задания (по одному на каждую тему программы);
· способы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей;
· контрольно-диагностические задания, позволяющие оценить эффективность освоения программы и решение поставленных задач.
Критерии оценки задания:
· концептуальность, взаимосвязь структурных элементов программы;
· владение знаниями теории и методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста;
· новизна, творчество в реализации проекта;
· культура оформления программы;
· готовность студента оценить качество выполненного задания.
2. Свободная дискуссия
Свободная дискуссия по проблеме профессионального сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОУ в решении задач музыкального развития и воспитания детей.
В ходе дискуссии студент:
· раскрывает сущностные характеристики профессионального сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОУ;
· интерпретирует (объясняет) наиболее привлекательные для него теоретические идеи профессионального сотрудничества и сотворчества;
· определяет содержание задач, которые решают субъекты педагогического процесса в контексте музыкального развития и воспитания дошкольников;
· обосновывает значимость совместного решения обозначенных задач в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Критерии оценки ответа:
· владение анализом психолого-педагогической, методической литературы и умениями сопоставления взглядов разных авторов на проблему;
· творческая интерпретация научно-педагогического знания;
· системность, концептуальность, целостность изложения;
· умение вести научную дискуссию;
· готовность студента оценить качество выполненного задания.
3. Проектирование задач профессиональной педагогической деятельности
На основании теоретического анализа психолого-педагогической методической литературы и опыта педагогической деятельности спроектировать по пять задач, связанных с музыкальным воспитанием и развитием ребенка.
Группа задач | Задачи, выполняемые студентом | Доказательная база |
1. Диагностические задачи | 1.2. 3. 4. 5. | |
2. Задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации | 1. 2. 3. 4. 5. | |
3. Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом | 1.2. 3. 4. 5. | |
4. Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада | 1. 2. 3.4. 5. | |
5. Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности | 1. 2. 3. 4. 5. |
Критерии оценки выполнения задания:
· проектирование предлагаемых задач в логике групп задач;
· взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетентностей;
· выделение задач в контексте развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;
· теоретическая доказательность и аргументация;
· готовность студента оценить качество выполненного задания.
4. Проект программы учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Разработать проект программы учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста» для студентов педагогического вуза.
В проекте программы отразить:
· цели и задачи программы;
· принципы отбора содержания и структурирования учебного материала;
· ключевые понятия программы (на уровне перечисления);
· содержательную характеристику программы (развернутый тематический план);
· технологию освоения программы;
· вопросы для обсуждения;
· индивидуальные задания (по одному на каждую тему программы);
· подгрупповые задания (по одному на каждую тему программы);
· проблемные вопросы и задачи для самоаттестации. Примерный объем программы — 102 часа.
Критерии оценки задания:
· концептуальность, взаимосвязь структурных элементов программы;
· владение знаниями теории и методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста;
· новизна, творчество проекта, оригинальность программы;
· культура оформления программы;
· готовность студента оценить качество выполненного задания.
Приложение 2
Примерные темы выпускных квалификационных работ
1. Возможности музыкального произведения «Пинии Рима» О. Респиги в развитии образного воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
3. Диагностика музыкального опыта детей дошкольного возраста (СНОСКА: В большинстве тем конкретизация возраста осуществляется по усмотрению студента и научного руководителя).
4. Диагностика музыкальной эрудиции педагогов ДОУ.
5. Использование «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной в развитии звуковысотного слуха детей дошкольного возраста.
6. Использование музыки на занятиях в детском саду.
7. Использование элементов музыкотерапии в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
8. Музыка как продукт субкультуры дошкольников.
9. Музыка как средство адаптации ребенка к условиям пребывания вДОУ.
10. Музыка как средство активизации восприятия дошкольниками пейзажной живописи.
11. Музыка как средство активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.
12. Музыка как средство обогащения представлений дошкольников об эмоциях и чувствах.
13. Музыка как средство обогащения сюжетов детских игр.
14. Музыка как средство развития интереса детей дошкольного возраста к объектам живой и неживой природы.
15. Музыка как средство развития интереса детей к школе.
16. Музыка как средство развития интереса детей среднего дошкольного возраста к счету.
17. Музыка как условие восприятия цвета в абстрактной живописи детьми старшего дошкольного возраста.
18. Музыка М. И. Глинки как условие восприятия детьми литературных героев поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
19. «Музыкальная гостиная» как форма обогащения музыкальной культуры субъектов педагогического процесса ДОУ.
20. Музыкальная игра как средство обучения дошкольников иностранному языку.
21. Музыкальная эрудиция как условие развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста.
22. Музыкально-дидактическая игра как средство развития чувства ритма детей дошкольного возраста.
23. Музыкально-дидактические игры как средство развития песенного творчества детей дошкольного возраста.
24. Музыкально-игровая деятельность как условие развития симпатии детей младшего дошкольного возраста друг к другу.
25. Музыкально-игровая терапия как средство коррекции поведения импульсивных детей.
26. Музыкально-обогащенная среда как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
27. Музыкальные игры-этюды как средство активизации творческих проявлений детей в танце.
28. Музыкальный репертуар как условие полноценного восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
29. Организация процесса восприятия музыки как условие развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
30. Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста в условиях занятий интегрированного типа.
31. Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
32. Особенности восприятия музыки детьми раннего возраста.
33. Особенности восприятия музыки мальчиками и девочками дошкольного возраста.
34. Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с музыкой П. И. Чайковского.
35. Особенности песенного творчества детей дошкольного возраста.
36. Особенности эмоционально-двигательных реакций на музыку детей раннего возраста.
37. Педагогическая технология организации семейных вечеров музыки в детском саду.
38. Педагогическая технология освоения музыкальной культуры Санкт-Петербурга детьми дошкольного возраста.
39. Педагогическое сопровождение ребенка в музыкально-игровой деятельности.
40. Педагогическое сопровождение ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
41. Педагогическое сопровождение ребенка в музыкально-творческой деятельности.
42. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе восприятия музыки.
43. Педагогическое сопровождение ребенка в певческой деятельности.
44. Педагогическое сопровождение родителей и детей в обогащении музыкальной культуры.
45. Праздник как условие развития эмоциональной комфортности детей в группе сверстников.
46. Предметно-развивающая среда как средство развития музыкального творчества детей дошкольного возраста.
47. Предметно-развивающая среда как условие активизации интереса ребенка к музыке.
48. Развитие певческих умений детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
49. Хороводные игры как средство развития музыкального творчества детей.
50. Хоровое пение как средство развития сотрудничества детей дошкольного возраста.
Приложение 3
Программа учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (СНОСКА: Составлена авторами пособия)
Цель: становление специальной профессиональной компетентности будущего педагога как готовности к решению системы профессиональных задач, связанных с проектированием и реализацией процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
· ориентация студентов в современных проблемах музыкального развития детей дошкольного возраста и вариантах их методического разрешения;
· развитие умений проектировать и осуществлять процесс музыкально-художественного развития и воспитания ребенка;
· развитие профессиональной педагогической позиции и индивидуального педагогического творчества.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Принципы отбора и структурирования учебного материала опираются на образовательный стандарт, содержащий требования к уровню подготовки специалиста. Содержание учебного материала отбирается в соответствии с ведущими принципами отбора содержания высшего профессионального педагогического образования, назовем их:
1. принцип фундаментализации, определяющий логику учебного материала в контексте основных философских, искусствоведческих, психологических, педагогических категорий;
2. принцип гуманизации, предполагающий ориентацию студентов в поликонцептуальном пространстве современного научно-педагогического знания, сопоставление различных педагогических теорий, концепций, систем, технологий;
3. принцип гуманитаризации, способствующий становлению индивидуальной педагогической позиции студента, которая позволяет выстраивать ценностно-смысловую систему целостного научно-педагогического знания;
4. принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие педагогической науки и практики.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Проверка качества усвоения знаний в ходе изучения дисциплины проводится в форме письменных проверочных работ, индивидуальных и подгрупповых теоретических и практических заданий, содержанием которых является решение студентами разнообразных задач профессионально-педагогической деятельности, обусловленных целевыми ориентирами и содержанием учебной дисциплины. Текущая аттестация качества усвоения знаний дополняется использованием специальной диагностической методики, позволяющей получать данные о понимании студентами изучаемого материала, что дает возможность корректировать процесс преподавания и выстраивать его в условиях диалога субъектов.
Итоговая аттестация по курсу
Курс завершается экзаменом, на котором проверяется готовность студента к решению системы профессиональных задач, связанных с проектированием и реализацией процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Исходя из целевых установок учебной дисциплины, студентам предлагается выбор вариативной формы экзамена.
Основное содержание
Предмет и задачи курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Основные идеи курса, его предмет. Задачи учебного курса. Значимость музыки как вида искусства в развитии личности ребенка дошкольного возраста, организации процесса социализации. Место курса в системе подготовки специалиста в области педагогики и методики дошкольного образования. Связь курса с другими учебными дисциплинами: искусствоведением, культурологией, дошкольной педагогикой, детской психологией. Основные понятия курса.
Философия детства как теоретическая основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Детство как самоценный период в жизни человека. Отношение