Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как таковое, по Марксу, - продукт взаимодействия людей. Это во многом определило дальнейшее развитие социальной мысли.




 

 

6. Философия психоанализа и её разновидности.

Психоанализ был основан на рубеже 19-20 веков австрийским психиатром З. Фрейдом. В общем плане психика человека – это две противоположные друг другу сферы сознательного и бессознательного. Последнюю он считает центральным компонентом, составляющим суть психики. Сознательное – это надстройка над бессознательным. Фрейд создаёт модель психики личности, состоящую из 3 основных элементов:

Оно

Я

Сверх-Я

Оно – это глубинный слой бессознательных влечений, основа деятельности индивида. Этот слой руководствуется принципом удовольствия безотносительной социальной реальности, а зачастую и вопреки ей.

Я – это сфера сознательного, посредник между НОН и внешним миром, соизмеряющий деятельность Оно с принципом реальности, целесообразности и необходимости.

Сверх-Я – это внутриличностная совесть своего рода критическая инстанция, которая возникает как посредник между Оно и Я в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности Я обуздать бессознательные порывы и подчинить требования принципом реальности.

Раскрывая механизм психики, он показал, что её глубинный слой действует по произвольной программе получения наибольшего удовлетворения.

Так как при удовлетворении страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, то в нём возникает Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение и направить их в русло социально-одобряемого поведения. Так как это часто не удаётся, то возникает чувство вины. В нём выражены разного рода социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека, Сверх-Я призвано осуществить сублимацию бессознательных влечений. То есть направление бессознательной энергии в социально-одобряемое русло. Проблема первичных влечений стала камнем преткновения всего психоанализа, так как в качестве движущей сил бессознательного Фрейд принял сексуальное влечение. За подтверждением своей гипотезы он обратился к древнегреческому мифу о царе Эдипе и разработал Эдипов комплекс в качестве универсальной схемы психической жизни человека.

Критический пересмотр учения Фрейда первым предпринял его швейцарский ученик К. Юнг, который считал, что Фрейд неправомерно свёл всю человеческую деятельность к биологическому сексуальному инстинкту, и указал, что у человека инстинкты имеют не столько биологическую, сколько символическую природу. Подобно инстинкту животных, у человека есть архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Это скрытые следы памяти человеческого прошлого, общечеловеческий опыт, характерный для всех людей. Он выделяет несколько наиболее значимых архетипов: персона, анима-анимус, тень и самость. Персона – это социальная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения, то есть это роль, навязываемая человеку обществом. Анима-анимус – абстрактные образы, представляющие женское начало в мужчине, и мужчкое начало в женщине. Посредствам этих архетипов обеспечивается взаимопонимание полов. Тень – это архетип, состоящий из животных инстинктов, и являющийся средоточием самых тёмных, низменных сторон личности. Самость – это центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека, делающие его уникальной индивидуальностью. Юнг разработал типологию психологических характеров, разделив людей на экстравертов и интравертов.

Ещё один последователь Фрейда – Э. Фромм. Критиковал классический психоанализ за принижение роли социально-экономического фактора. Она разработал версию, получившую название «Фрейдомарксизм». Фромм рассматривает побудительные мотивы деятельности человека как результат социальных процессов и пытается раскрыть специфические особенности характера личности, функционирующей в заданной социальной системе. Выделившись из животного царства, человек становится рабом дихотомии существования. Во-первых, человек всегда балансирует между жизнью и смертью. Он заброшен в этом мире в случайном месте и времени и осознаёт ограниченность своего существования. Во-вторых, существует дихотомия между тем, что каждый человек является носителем огромного числа заложенных в нём потенций, которые не может реализовать из-за кратковременности своего существования. Это противоречие человек не может устранить и реагирует различными способами, в соответствии со своим характером и культурой. Фромм показывает, что в первобытном обществе человека спасала идентификация с родом или кланом. В средневековье каждый знал своё место в социальной структуре, и поэтому не испытывал чувство оторванности от других. Возрождение разрушает социальную стабильность средневековья. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Появляются психологические механизмы бегства от свободы.4 основных типа:

Садизм.

Мазахизм.

Деструктивизм.

Комформизм.

Садизм проявляется в стремлении иметь неограниченную власть над другими. Мазахизм проявляется в стремлении подчинять себя другим. Деструктивизм проявляется в стремлении разрушить мир прежде, чем он разрушит меня. Комформизм проявляется в стремлении быть в таком согласии с социальными нормами, которые отрицают всё оригинальное. По Фромму в личности нет ничего врождённого. Все психические проявления – эффект погружённости человека в ту или иную социальную среду.

 

Волюнтаризм Шопенгауэра.

Шопенгауэр – немецкий философ первой половины 19 века. Он разработал учение, получившее название волюнтаризм, так как в нём в качестве высшего принципа бытия берётся воля. Его основная книга «Мир, как воля и представление». Отсюда его философия основывается на двух положениях:

Мир, как воля в себе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 694 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2508 - | 2259 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.