Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Целительные свойства воды.

Кижаев Иван 201 группа,история

Анализ главы монографии Г.А. Корнишиной «Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект).

1. Корнишина Г.А.

Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект): монография/ Г.А. Корнишина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 156с.

ГЛАВА 5. Вода в традиционной обрядности мордвы.

2. Данный документ является главой из монографии Г.А. Корнишиной «Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект).

 

3. Данный документ рассматривает введение и пять частей:

Введение

Во введении к этой главе говорится о том, что природно-географические особенности территории проживания мордвы характеризуются наличием большого количества водоемов. Далее говорится о том, что такое расселение способствовало развитию рыболовства у мордвы. В конце введения говорится о роли воды в жизни человека.

Культ водной стихии.

В начале этой части сказано, что преклонение перед водной стихией возникло в глубокой древности. Затем идет речь о том, что в мордовских мифах вода является первичным объектом мироздания. Автор пишет, что культ воды у различных народов проявлялся через почитание божеств воды или духов, обитающих в том или ином водоеме. Указано, что у мордвы божеством воды была Ведь ава. Представляется она мордвой в виде женщины, дается описание Ведь авы различными информаторами. Автор указывает на то, что Ведь ава, по народным представлениям, могла принимать различные облики. С целью задабривания воде приносились жертвы. Указано, что в качестве жертв приносились человеческие фигурки, животные (гуси, куры, лошади).

Автор пишет, что под воздействием уважительного отношения к водной стихии и водяным божествам сформировалась цельная система общепринятых норм поведения (табу). В конце этой части идет речь о том, что запрещалось делать с водными источниками и о наказаниях тем, кто нарушил данные запреты. Автор делает вывод, что с помощью мифологии и определенных обрядов в сознании людей закреплялись мировоззренческие и поведенческие стереотипы паритетного отношения человека к окружающей природе.

Обряды вызывания дождя.

В начале этой части автор пишет о том, что с развитием земледелия и скотоводства культ воды тесно сблизился с культом плодородия. Далее описаны обряды вызывания дождя. Указано, что в начале XX века обрядовая функция обеспечения дождя перешла к церемонии обхода полей, дается ее описание. Затем автор пишет, что во время засухи устраивались специальные моления о дожде, которые продолжают бытовать и сейчас. В конце этой части написано, что обряд вызывания дождя был тесно связан и с культом предков.

Взаимоотношения водной стихии с культом плодородия.

В этой части говорится о том, что еще одним проявлением связи воды с культом плодородия являются такие функции Ведь авы, как покровительство любящим и роженицам. Указано на то, что с водой были связаны обряды привораживания любимой или любимого, дается описание этих обрядов. Божество воды просили не только о ниспослании детей, но и об удачных родах. Также идет описание этих молитв.

Очистительные ритуалы.

Здесь автор пишет, что обливание водой имело очистительную функцию. Далее дается описание специальных очистительных обрядов, указано на место их проведения. Говорится и о том, что с очистительной силой воды были связаны некоторые свадебные обряды. В конце этой части описываются очистительные обряды, связанные с похоронно-поминальным циклом мокши и эрзи. Эти обряды бытовали и у соседей мордвы.

Целительные свойства воды.

В начале этой части сказано, что мордва верила в целительные свойства воды. Указаны и обряды, связанные с этим. Далее автор пишет, какая вода считалась лечебной и как можно увеличить ее силу. Велика была вера народа и в мантическую силу воды. Затем говорится о том, какая вода считается мантической, описаны обряды, связанные с ней. Велика была роль воды в различных гаданиях. Автор дает описание этих гаданий. Сделан вывод о том, что почитание воды было вызвано неспособностью объяснить и понять те или иные явления, связанные с ней. Многие обряды, носящие иррациональный характер, вышли из употребления.

4. Эта монография, в частности данная глава, была создана для того, чтобы рассмотреть роль воды воды в традиционной обрядности мордвы, рассмотреть обряды, связанные с почитанием воды и водяных божеств.

5. События и факты в данной главе монографии изложены точно, подробно, наиболее полно дается описание обрядов и их проведение.

6. События в этой главе монографии изложены правдиво, в работе привлечены источники и научные труды ученых, поэтому они соотносятся с достижениями современной исторической науки.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прогнозирование на основе анализа временных рядов. | Несоответствия классицизму
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.