Понятие МЧП. Объект правового регулирования МЧП. Система МЧП. Место МЧП в мировой юридической системе
Понятие международного частного права (МЧП) МЧП - это совокупность правовых норм, подлежащих применению к гражданско-правовым, семейным, трудовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.
Систему права обычно понимают узко - как систему институтов, составляющих данную отрасль. Перечисление этих институтов дано далее. Они же являются подразделами деления на Общую и Особенную части.
Система МЧП схожа с системой гражданского права. Она состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает в себя:
• определения основных понятий этой правовой дисциплины (понятие, предмет, история развития МЧП);
• состав и характеристику источников МЧП;
• учение о коллизионных нормах (понятие, виды, строение коллизионных норм, типы коллизионных привязок, а также проблемы, связанные с применением коллизионных норм: взаимность, квалификация, императивные нормы в МЧП, обход закона, отсылки, оговорка о публичном порядке, установление содержания иностранного закона);
• правовое положение субъектов МЧП (физических или юридических лиц, участвующих в гражданско- правовых отношениях с иностранным элементом).
В Особенной части изучается правовое регулирование отдельных видов отношений с иностранным элементом:
• отношения по праву собственности и другим вещным правам с иностранным элементом (коллизионные вопросы вещных прав, охрана культурных ценностей, наследование с иностранным элементом);
• иностранные инвестиции (инвестиционный режим, гарантии иностранным инвесторам, механизмы страхования инвестиций и урегулирования инвестиционных споров);
• сделки с иностранным элементом и внешнеэкономические сделки (купля-продажа, расчеты, перевозки, страхование, агентские соглашения);
• отношения по интеллектуальной собственности с иностранным элементом (охрана авторских прав и прав промышленной собственности иностранцев в РФ, а также охрана таких прав граждан РФ за границей);
• брачно-семейные отношения с иностранным элементом (заключение и расторжение брака, международное усыновление, алиментные обязательства);
• обязательства вследствие причинения вреда;
• международный гражданский процесс (правовое положение иностранцев в судах, международная подсудность, легализация иностранных официальных документов, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений);
• международный коммерческий арбитраж (альтернативные способы рассмотрения споров по гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом).
Методы правового регулирования МЧП
Метод – комплекс взаимосвязанных приемов, средств и способов, через которые право воздействует на ту или иную область общественных отношений, на поведение их участников, устанавливая их права и обязанности.
Метод международного частного права – совокупность конкретных приемов, средств и способов юридического воздействия, направленного на преодоление коллизии права разных государств.
Коллизия в общем виде означает расхождение содержания или столкновения разных норм права, относящихся к одному вопросу.
Существуют следующие способы: 1) коллизионный;2) материально-правовой.
Оба способа направлены на преодоление коллизии норм права.
Наряду со способами существуют следующие юридические приемы:
1) оговорка о публичном порядке; 2) обратная отсылка; 3) отсылка к праву третьего государства; 4) решение интерлокальных, интертемпоральных и интерперсональных коллизий.
Итак, рассмотрим способы регулирования международных частноправовых отношений подробнее.
Первым способом регулирования международных частноправовых отношений является коллизионный, сущность которого заключается в выборе компетентного правопорядка в решении конкретного дела.
Во внутреннем праве каждого государства есть нормы, которые содержат правила выбора права, подлежащего применению в конкретном случае. Такие нормы называются коллизионными. Также коллизионный способ регулирования называют отсылочным. Коллизионная норма указывает компетентный правопорядок, как бы отсылает для определения прав и обязанностей участников правоотношений к праву определенного государства, причем коллизионная норма может отсылать как к отечественному праву, так и к праву иностранного государства.
Отсылочный способ регулирования условно состоит из двух стадий:
1) выбор права с помощью коллизионной нормы;
2) применение материальных норм избранного частного права для определения прав и обязанностей сторон. Коллизионный способ регулирования осуществляется в двух правовых формах, это:
1) национально-правовая форма посредством национальных коллизионных норм, созданных государством в своем праве самостоятельно;
2) международно-правовая форма посредством унифицированных коллизионных норм, принятых государствами совместно, путем заключения международных договоров.
Вторым способом регулирования международных частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, является материально-правовой способ или унификация норм частного права в разных государствах.
Такие нормы непосредственно применяются к отношениям, осложненным иностранным элементом, минуя коллизионную стадию.
Одной из причин возникновения коллизии и необходимости выбора права являются различия в содержании норм частного права в разных государствах.
Коллизионную проблему можно снять путем создания и применения одинаковых по своему содержанию норм права. Это достигается созданием посредством международных договоров унифицированных(одинаковых) материальных норм частного права.
Так, в Гражданском кодексе РФ установлено, что если в международном договоре содержатся материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему общественному отношению, определение на основе коллизионных норм права, подлежащего применению к вопросам, полностью урегулированным данным международным договором, исключается.
3. История развития доктрины МЧП в XIII – XX вв. Наука МЧП в России в XIX – XX вв.
Можно сказать, что международное частное право в том виде, в каком существует сейчас, начиналось с суждений Алдрига, глоссы Акурсия, договора князя Олега с греками, который содержал норму о том, как наследуется имущество русских, находящихся на службе в Греции (911 г. н. э.).
История международного частного права – это история коллизионного права, обязанного своим появлением международному гражданскому процессу, международному гражданскому обмену и различиям в частном праве. Необходимость в коллизионном праве наиболее ярко проявилась в связи с экономическим подъемом городов северной и средней Италии в XIII–XV вв. н. э., с образованием промышленных центров, формированием городских общин, каждая из которых следовала своему собственному своду обычаев, которые именовались статутом. Коллизия статутов вынуждала юристов искать пути их разрешения, обращаясь к главному в те времена авторитету – источникам римского права. Объяснения истолкования текста источника принимало форму глоссы. Глоссирование текстов источников римского права входило в программы обучения в школе XII в. до н. э. (чтение Дигест). Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим, обычно взятым в аренду, рукописным копиям и делали пометки. К этому занятию применялся термин «лекция», обозначающий чтение. Поскольку текст был труден, его приходилось объяснять. Таким образом, после чтения текста учитель обязательно объяснял его – глоссировал, т. е. растолковывал слово за словом. Студенты записывали диктуемые лекции между строчками текста и в очень скором времени глоссы приобретают более серьезный авторитет, нежели сами Дигесты.
Около 1250 г. «Глосса Ординария Окуссия» стала общепринятой работой по Дигестам вообще и по коллизионному праву в частности.
Вслед за Окуссием последовали постглоссаторы, или, как их еще называют, комментаторы, но они уже комментировали и сами тексты, и существующие глоссы.
Одним из институтов, который уходит своими корнями в те времена, является оговорка о публичном порядке, которая делает акцент на территориальности «местного» публичного порядка. Однако в учениях глоссаторов и постглоссаторов еще не выделялось понятие «публичный порядок», но уже говорилось о том, что все законы и статуты должны действовать только на определенной территории. Таким образом, для того чтобы в полном объеме соблюдались интересы общества и государства, а также не нарушались основы правовой системы и нормы морали, римское государство категорически запрещало применение на своей территории иностранных законов.
В XVI–XVII вв. в учениях известных голландских статутариев отца и сына Вутов получил свое развитие такой институт международного частного права, как взаимность. Однако в самом первом своем проявлении он носил название comitas gentium (международная вежливость). Тот период в Голландии был обусловлен строгой территориальностью действия местных обычаев. Однако Вуты утверждали, что необходима во взаимоотношениях государств, как и в отношениях частных лиц, международная вежливость. Тем самым голландские юристы подчеркивали, что каждое государство вправе самостоятельно определять, в какой степени оно допускает действие законов другого государства на своей территории.
Термин «международное частное право» – американский, связанный с именем основоположника американской доктрины международного частного права Джозефа Стори, который впервые привел данный термин в комментариях к конфликтному праву (1834 г.).
Начиная с 40-х гг. XIX в. к этому термину стали обращаться и в европейских странах.
В России термин «международное частное право» был введен в научный оборот Н.П. Ивановым, автором написанной в 1865 г. в Казани работы «Основание частной международной юрисдикции», которая положила начало развитию в нашей стране науки международного частного права.
В дореволюционной литературе в области международного частного права в XIX в. и в начале XX в. наибольшей известностью пользовались труды следующих ученых: Н.П. Иванова, К. Малышева, Ф.Ф. Мартенса, Пиленко, Казанского. Разработка данных проблем, в отличие от международного публичного и гражданского права, началась в России сравнительно поздно.
В 1859 г. известный русский цивилист Д.И. Мейер в своих чтениях по русскому гражданскому праву изложил основные положения учения Савиньи о коллизиях закона.
Древнерусскому цивилисту К.И. Малышеву принадлежит заслуга в разработке учения о так называемых межобластных коллизиях, которое было весьма актуально в дореволюционной России. Объяснялось это тем, что на ее территории в то время действовали законодательные акты различных правовых систем (Свод законов России, Гражданский кодекс Наполеона).
Систематичную разработку вопросов международного частного права осуществил Ф.Ф. Мартенс в 11-м томе своего курса «Современное международное право цивилизованных народов» 1896 г.
В этом фундаментальном труде, переведенном на ряд языков, автор, выдающийся русский юрист и дипломат, исходит из норм связанности суверенного государства некоторыми основными началами международного частного права, выработанными в процессе межнациональной общины.
Под международным частным правом Мартенс понимал совокупность юридических норм, определяющих применение к данному правовому отношению заинтересованного лица в международном обороте права или закона отечественного или иностранного государства.
Профессор Мартенс исходил из международно-правовой концепции международного частного права. Следует отметить большую деятельность ученого в области кодификации международного частного права, он был первым делегатом на Гаагской конференции по международному частному праву и избирался ее вице-президентом.
Широким подходом к международному частному праву отличились работы профессора Казанского, который относил к международному частному праву не только коллизионные нормы, как это делал Мар-тенс, но и нормы материального права.
В этой связи Казанский говорил о двух задачах: создать всемирный гражданский оборот и обеспечить каждому конкретному лицу определенную совокупность прав; определить, законы каких государств должны применяться к тем или иным отношениям между лицами.
Международному гражданскому праву он посвятил особенную часть своего учебника, в которой определил общие начала, т. е. понятия и правовую природу международного гражданского права, он также говорил о договорах и кодификации данного права, упоминал о столкновениях (коллизиях)законов, дал анализ отдельных норм.
Таким образом, несомненная заслуга Казанского состоит в том, что он не ограничивал международное частное право рамками коллизионного права, хотя и не всегда последовательно проводил данную точку зрения в своих работах.