– (8)Хочешь поносить?
(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.
(16)Алёнка заплакала:
– (17)Ой, зачем ты его упустил?..
(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.
(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.
(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.
(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:
– (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.
(По В.Ю. Драгунскому)*
* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – писатель-прозаик, автор рассказов для детей.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»
1) Потому что рассказчик – человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.
2) Потому что рассказчик – человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.
3) Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.
4) Потому что рассказчик – человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.
Ответ: ____________________________________________
3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
— Ой, хочу шарик!»
1)антитеза
2)эпитет
3)сравнительный оборот
4)фразеологизм
Ответ: ____________________________________________
4.Из предложений 16 – 22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Ответ: __________________________________________________
5. Из предложений 14—15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.
Ответ: ____________________________________________
6. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 8—22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я как взял,(1) так услышал,(2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему,(3)наверное,(4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал,(5) как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Шарик летел кверху плавно и спокойно,(1) как будто он этого и хотел всю жизнь.
И я стоял,(2) задрав голову,(3) и смотрел,(4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы – посмотреть,(5) как летит шарик,(6) рассмотреть его.
Ответ: _____________________________________________________
13.Среди предложений 25–31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
14. Среди предложений 14–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________
Вариант 99
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Шёл к концу последний час последнего дня 1934 года... (2)Мы были в ресторанном зале.
(3)Всё было совершенно в одесском духе: шумно, пёстро, крикливо. (4)Гремел и визжал, как нигде в мире больше не гремит и не визжит, джаз-банд. (5)В воздухе в чудовищном изобилии змеились ленты серпантина, колыхались тысячи воздушных шариков. (6)И всё, что может быть осыпано, — плечи, столы, закуски, причёски танцующих — было осыпано разноцветными копеечками конфетти.
(7)Танцующих было больше, чем мог вместить зал. (8)Танцевали фокстрот. (9)И танцевали его, разумеется, тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением. (10)Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
(11)Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом. (12)А потом, когда оркестр для отдыха или для разнообразия, заиграл что-то не такое буйное, какой-то блюз или медленный фокстрот, эти двое переглянулись, поднялись, она положила ему на плечо руку, и они пошли...
(13)Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. (14)И уж совсем редко я получал удовольствие от зрелища вальсирующих. (15)Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств. (16)Танцевал он артистично, элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто слегка пародируя — может быть, тех же своих земляков-одесситов.
(17)Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18)Казалось, как только они начали танец, для них не стало никого и ничего вокруг. (19)Но при этом танцевали они без какой-либо страсти, наоборот, сдержанно, скромно и изящно, грациозно, с той чуть заметной улыбкой в глазах и на губах, которую называют затаённой и которая так редко встречается.
(20)Мне было тогда двадцать семь лет, им — под сорок. (21)Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми. (22)А я сидел, полуоткрыв рот, смотрел на них и — любовался...
(По Л. Пантелееву)*
*Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) (1908-1987) — российский прозаик; автор очерков и рассказов, посвящённых блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком. Некоторые повести и рассказы писателя были экранизированы: «Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет».
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик залюбовался парой, исполняющей медленный танец?»
1) (9)И танцевали его, разумеется, тоже на одесский манер: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипеньем.
2) (16)Танцевал он артистично, элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто слегка пародируя – может быть, тех же своих земляков-одесситов.
3) (17)Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18)Казалось, как только они начали танец, для них не стало никого и ничего вокруг.
4) (20)Мне было тогда двадцать семь лет, им – под сорок. (21)Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.
Ответ: ________________________________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И всё, что может быть осыпано, – плечи, столы, закуски, причёски танцующих – было осыпано разноцветными копеечками конфетти.
2) Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев.
3) Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.
4) Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.
Ответ: _________________________________________________
4. Из предложений 10 – 11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
Ответ: ____________________________________________
5. Из предложения 19 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В наречии пишется НН, если оно образовано от прилагательного с НН».
Ответ: ______________________________________________
6. Замените просторечное слово МАНЕР в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание В РЕСТОРАННОМ ЗАЛЕ из предложения 2, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 5 – 10 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И танцевали его,(1) разумеется,(2) тоже одесским манером: энергично работая локтями,(3)помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением. Ходят,(4) картинно обняв своих дам,(5) по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А потом,(1) когда оркестр,(2) для отдыха или для разнообразия,(3) заиграл что-то не такое буйное,(4) какой-то блюз или медленный фокстрот,(5) эти двое переглянулись,(6)поднялись,(7) она положила ему на плечо руку,(8) и они пошли...
Ответ: _____________________________________________________
13. Среди предложений 15 – 19 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________
14.Среди предложений 17 – 22 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
Вариант 98
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
(3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну:
— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят?
(7)Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась.
— (8)А холодина-то! (9)Как вы здесь работаете?
— (10)А вот так, — сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
— (12)А вы что, — задиристо спросила старушка маму, — из исполкома?
(13)Мама не на шутку смутилась.
— (14)Да нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого мальчика.
— (17)Абонемент одна тысяча тринадцать. (18)Коля…
(19)Я подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама волновалась.
— (21)Так же нельзя. (22)Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
— (23)Ой! — обрадовалась Татьяна Львовна. — (24)Как я благодарна. (25)А то чернила замерзают.
— (26)Что — чернила! (27)Вы же тут целый день. (28)Простынете!
— (29)А дети? (30)А книги?
(31)Мама улыбнулась.
— (32)Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут.
— (33)Да вы что! — вскричала Татьяна Львовна. — (34)Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут. (35)Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. (36)Ведь осенью здесь было сыро. (37)И вообще! (38)Как человек виноват перед ними! (39)Мы в Ленинграде, представляете, топили книгами печки. (40)Сердце кровью обливается, а что делать? (41)Ни еду сварить, ни согреться. (42)Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?
— (43)А как же балет? — не выдержала мама.
— (44)Ах, как всё это далеко! — рассмеялась Татьяна Львовна. — (45)А мы с вами в другой жизни. (46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а правда.
— (48)Зачем нам, — проговорила мама, опустив голову, — такая правда?
— (49)Её не выбирают, — ответила старушка и прибавила: — (50)Не унывайте, всё ещё будет: и театр, и занавес, и музыка.
(По А. Лиханову)*
*Альберт Анатольевич Лиханов — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» был снят одноимённый фильм.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: ««Почему Колина мама с особенным уважением относилась к библиотекарю Татьяне Львовне?»
1) (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
2) (3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной.
3) (7)Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась.
— (8)А холодина-то!
4 — (21)Так же нельзя. (22)Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
Ответ: __________________________________________
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
2) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
3) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.
4) Да, здесь не сцена, а правда.
Ответ: __________________________________________
4. Из предложений 32—34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ответ: __________________________________________
5. Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ: __________________________________________
6. Замените устаревшее слово НЫНЕ в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание ДЕТСКИЕ КНИГИ (предложение 46), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 36.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 42—48 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мы в Ленинграде,(1) представляете,(2) топили книгами печки. Сердце кровью обливается,(3) а что делать? Ни еду сварить,(4) ни согреться.
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну:
— Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят?
Она взглянула на библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.
Ответ: _____________________________________________________
13. Среди предложений 1—3 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения
Ответ: _________________________________________________
14.Среди предложений 17—22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________________________
Вариант 97
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 1 – 15.
(1)Я люблю вспоминать своё детство. (2)У меня теплеет на душе и щемит сердце, когда я его вспоминаю.
(3)Детство – самая главная, самая важная часть жизни. (4)У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство. (5)Или очень несчастное. (6)Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.
(7)Я родился поэтом, а не стал им, как другие: моё детство было до странности волшебным. (8)Я был колдовским ребёнком. (9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии. (10)Странно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял. (11)Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей. (12)Не только вещей, но и животных. (13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…
(16)Да, я и правда был колдовским ребёнком, маленьким магом, чародеем. (17)Таким я, по крайней мере, сам себя считал. (18)Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье».
(19)Но меня и так очень любили и баловали в детстве. (20)Мать любила меня фантастически, и я любил её больше всего на свете. (21)Я хотел, чтобы она гордилась мной. (22)Однако это не мешало мне и всех других в нашем доме любить всем сердцем.
(23)Моё детское сердце…(24)Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым.
(25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Никто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто дво йной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.
(По И. Одоевцевой)*
*Одоевцева Ирина – русская поэтесса и писательница. В начале 20 века была ученицей знаменитого поэта Н. Гумилёва. В 1922 году эмигрировала в Париж. Написала имевшие большой успех романы «Изольда», «Зеркало», «Оставь надежду навсегда», несколько сборников стихов. В конце 80-х годов вернулась в Россию, жила в Ленинграде (Петербурге), выпустила мемуары о жизни русской художественной интеллигенции начала 20 века.
2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик считает, что он «родился поэтом»?
1)С детства люди и животные вокруг рассказчика были на самом деле не теми, кем казались, и это сформировало у него поэтический взгляд на мир.
2)С раннего детства рассказчик был необычным, ярким человеком, наделённым богатым поэтическим воображением.
3)Рассказчик с раннего детства был наделён необычным даром мага и умел превращать животных в летающих существ.
4)Поэтический дар появляется только у тех людей, которые, как рассказчик, с раннего детства живут в атмосфере необыкновенной любви и взаимопонимания.
Ответ: _____________________________________________________
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1)(9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
2) (10)Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
3) (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
4) (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
Ответ: _________________________________________________________
4. Из предложений 17 – 18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ответ: _________________________________________________________
5. Из предложений 24 – 25 выпишите слово, в котором правописание суффиксов определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных –ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».
Ответ: _______________________________________________________
6. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание МИР ПОЭЗИИ в предложении 9, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 25–30 найдите предложение с обособленными уточняющими обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Да,(1) я и правда был колдовским ребёнком,(2) маленьким магом,(3) чародеем. Таким я,(4)по крайней мере,(5) сам себя считал.
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Так,(1) у нашей кошки Мурки были крылья,(2) и она ночами улетала в окно. А собака моей сестры,(3) старая и жирная,(4) только прикидывалась собакой,(5) на самом деле она была жабой,(6) и я один это знал.
Ответ: ____________________________________________________
13. Среди предложений 28–30 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
14.Среди предложений 3–7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________________________
Вариант 96
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.
(7)Дед Никита поднял голову.
(8) – Ты чей же будешь? – спросил он новенького.
(9) – Антона, дедушка, – наперебой закричали мальчишки, – в Минске который жил. (10)Он приехал к бабушке Ульяне. (12)Мамку у него на войну взяли, она командир.
(12) – Как это можно? (13)Баба она или нет?
(14)Мальчик в майке строго поглядел на деда.
(15) – Как это – баба? – спросил он с недоумением. – (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна – мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
(18) – Мамка на фронте, а сам… (19)Гуса-ак, – насмешливо протянул самый высокий мальчик и, засунув два пальца в рот, громко свистнул прямо в лицо новенькому.
(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)Он обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.
(23) – Чего тебя гусаком-то дразнят? – спросил дед.
(24) – Меня зовут Саша, – отвечал он. – (25)А гусака я не заметил, он сбоку стоял. (26)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. (27)А они смеются, что я трус. (28)И про маму… (29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.
(31)Саша, договорив, отвернулся и, высоко подняв голову, пошёл назад по дороге.
(32)Домой уеду, – повторил он упрямо. – (33)Сейчас!
(34)Но тут кто-то потянул его за руку. (35)Мальчик оглянулся: перед ним, смущённо улыбаясь, стоял голубоглазый Ивашка, за ним, кучкой, – все ребята. (36)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
(37) – Идём с нами раков ловить, – проговорил Ивашка. – (38)Их там страсть сколько.
(По С. Радзиевской)
*Радзиевская Софья Борисовна – советская детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Писала о природе, о войне, о приключениях, но главное – о настоящих человеческих ценностях. Наиболее известные произведения – «Рассказы о животных», «Джумбо», «Болотные робинзоны».
2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор может относиться к Саше с уважением?»