Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава втора€. —ердце как орган высшего познани€




”же во времена древних греков слова φρην, καρδια означали не только сердце в пр€мом значении, но также душу, настроение, взгл€д, мысль, даже благоразумие, ум, убеждение и т.д.

"Ќародное чутье" уже издавна верно оценило важную роль сердца в жизни человека. —ердце перестает битьс€ - жизни пришел конец, поэтому некоторые называют сердце "мотором жизни". ћы хорошо теперь знаем, насколько физическое и духовное благополучие зависит от правильной функции сердца.

Ќам приходитс€ в повседневной жизни слышать о том, что сердце "страдает", "болит" и т.д. ¬ художественной литературе, в беллетристике можно найти выражени€: "—ердце тоскует", "радуетс€", "чувствует" и т.д. “аким образом, сердце сделалось как бы органом чувств, и притом чрезвычайно тонким и универсальным.

ќстановитьс€ на этом необходимо потому, что все указанные €влени€ в своей основе имеют глубокий физиологический смысл, - говорит ».ѕ. ѕавлов. ¬ отдаленную эпоху, когда наши предки находились в зоологической стадии развити€, на все раздражени€, получаемые ими, они реагировали почти исключительно мускульной де€тельностью, преобладающей над всеми остальными рефлекторными актами. ј мышечна€ де€тельность теснейшим образом св€зана с де€тельностью сердца и сосудов. ” современного цивилизованного человека мускульные рефлексы почти уже сведены до минимума, св€занные же с последними изменени€ сердечной де€тельности сохранились хорошо...

—овременный цивилизованный человек путем работы над собой приучаетс€ скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменени€ сердечной де€тельности все еще могут указать нам на его переживани€. “аким образом, сердце и осталось дл€ нас органом чувств, тонко указывающим наше субъективное состо€ние и всегда его изобличающим. ƒл€ врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регул€ци€ сердечной работы, обусловленной мышечной де€тельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регул€ци€ сердечной работы при различных волнени€х, кои не ведут к мышечной работе. ќттого так легко поражаетс€ сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнени€м.

“ак судит о сердце патологоанатом ("ќ смерти человека") и великий физиолог академик ».ѕ. ѕавлов (" урс физиологии" под редакцией проф. —авича, 1924).

ѕрибавим к этому еще некоторые замечани€. »ннерваци€ сердца поразительно богата и сложна. ќно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом св€зано с головным и спинным мозгом. ÷елую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаютс€ ему многосложные воздействи€ центральной нервной системы и, весьма веро€тно, посылаютс€ в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца. ћало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне €сно, что они глубоко важны и многосторонни. » что особенно важно дл€ нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важна€ роль в физиологии чувствительности.

“аким образом, наши анатомо-физиологические знани€ о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращени€.

Ќо —в€щенное ѕисание говорит нам о сердце гораздо больше. ќ сердце речь идет чуть ли не на каждой странице Ѕиблии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придаетс€ значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познани€, органа мысли и воспри€ти€ духовных воздействий. » больше того: сердце по —в€щенному ѕисанию есть орган общени€ человека с Ѕогом, а следовательно, оно есть орган высшего познани€.

ѕоистине всеобъемлюща, по —в€щенному ѕисанию, роль сердца в области чувства. ќно веселитс€ (»ер. 15, 16; ≈сф. 1, 10; ѕс. 103, 15; ѕритч. 15, 13; 15, 15; 17, 22; —уд. 16, 25), радуетс€ (ѕлач. 5, 15; ѕритч. 27, 9; ѕритч. 15, 30; »с. 66, 14; ѕс. 12, 6; 15, 9; ѕритч. 23, 15; ≈ккл. 2, 10), скорбит (ѕс. 12, 3; »ер. 4, 19; ѕс. 24, 17), терзаетс€ до того, что псалмопевец кричит (»ер. 4, 19; 4 ÷ар. 6, II; ѕс. 72, 21), рветс€ от злобы (ƒе€н. 7, 54) и горит трепетным предчувствием у  леопы (Ћк. 24, 32). ќно негодует на √оспода (ѕритч. 19, 3), в нем гнездитс€ гнев (≈ккл. 9, 3), прелюбодейна€ страсть (ћф. 5, 28), зависть (»ак. 3, 14), надменность (ѕритч. 16, 5), смелость и страх (ѕс. 26, 3; Ћев. 26, 36), нечистота похотей (–им. 1, 24), его сокрушают поношени€ (ѕс. 68, 21). Ќо оно воспринимает и утешени€ (‘лм. 1, 7), способно к великому чувству уповани€ на Ѕога (ѕс. 27, 7; ѕритч. 3, 5) и сокрушению о грехах своих (ѕс. 33, 19), может быть вместилищем кротости и смирени€ (ћф. II, 29).

ѕомимо этой полноты чувствований, сердце обладает высшей способностью ощущать Ѕога, о которой говорит ал. ѕавел в јфинском јреопаге:...дабы они искали Ѕога, не ощут€т ли ≈го и не найдут ли... (ƒе€н. 17,27).

ќб ощущении Ѕога или, вернее, благодатных воздействий ƒуха Ѕожи€ на сердце говор€т многие подвижники благочести€, многие преподобные. ¬се они более или менее €рко ощущали то же, что и св. пророк »ереми€: было в сердце моем, как бы гор€щий огонь (»ер. 20,9).

ќткуда этот огонь? Ќам отвечает св. ≈фрем —ирин, великий таинник Ѕожией благодати: Ќедоступный дл€ вс€кого ума входит в сердце и обитает в нем. —окровенный от огнезрачных обретаетс€ в сердце. «емл€ же возносит стопы ≈го, а чистое сердце носит ≈го в себе и, прибавим мы, созерцает ≈го без очей по слову ’ристову: блаженни чистии сердцем, €ко тии Ѕога узр€т. ѕодобное же читаем и у »оанна Ћествичника: ќгонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огн€ небесного в горницу души.

ј вот слова ћакари€ ¬еликого: —ердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделени€ сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные... »бо там должно смотреть, написана ли благодать закона духа.

√де там? ¬ главном органе, где престол благодати и где ум и все помыслы душевные, т.е. в сердце.

Ќе будем умножать подобных же высказываний живших глубочайшей духовной жизнью. »х немало можно найти в "ƒобротолюбии". ¬се они по собственному опыту говор€т о том, что при добром и благодатном устроении души ощущаетс€ в сердце тиха€ радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. Ќапротив, воздействие на сердце духа сатаны и слуг его рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод и безотчетное беспокойство.

»менно по этим ощущени€м сердца советуют подвижники оценивать свое духовное состо€ние и различать ƒуха света от духа тьмы.

Ќо не только такими, более или менее смутными ощущени€ми ограничиваетс€ способность сердца к общению с Ѕогом.  ак это ни сомнительно дл€ неверующих, мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушени€ пр€мо как глаголы Ѕожий. Ќо это удел не только св€тых. » €, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. „ита€ или слуша€ слова —в€щенного ѕисани€, € вдруг получал потр€сающее ощущение, что это слова Ѕожий, обращенные непосредственно ко мне. ќни звучали дл€ мен€ как гром, точно молни€ пронизывала мой мозг и сердце. ќтдельные фразы совершенно неожиданно точно вырывались дл€ мен€ из контекста ѕисани€, озар€лись €рким ослепительным светом и неизгладимо отпечатывались в моем сознании. » всегда эти молниеносные фразы, Ѕожий глаголы, были важнейшими, необходимейшими дл€ мен€ в тот момент внушени€ми, наставлени€ми или даже пророчествами, неизменно сбывавшимис€ впоследствии. »х сила была иногда колоссальна, потр€сающа, несравнима с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий.

ѕосле того, как €, отчасти по независ€щим от мен€ обсто€тельствам, оставил на несколько лет свое архиерейское служение, однажды во врем€ всенощной, когда было должно начатьс€ чтение ≈вангели€, € неожиданно почувствовал волнение от смутного предчувстви€, что сейчас произойдет нечто страшное. –аздались слова, которые € сам часто спокойно читал: —имоне »онии, любиши ли ћ€ паче сих?.. ѕаси агнцы ћо€. Ётот Ѕожий укор, призыв к возобновлению оставленного служени€ внезапно потр€с мен€ так могуче, что € до конца всенощной дрожал всем телом, потом всю ночь не сомкнул глаз, и около 1,5 мес€цев после того при каждом воспоминании об этом необычайном событии мен€ потр€сали рыдани€ и слезы.

ѕусть не думают скептики, что € настроил себ€ к этому переживанию тоскливыми воспоминани€ми об оставленном св€щенном служении и укорами совести. —овсем напротив, € был тогда сосредоточен на своей болезни и предсто€щей мне операции, был в самом нормальном душевном состо€нии, очень далеком от вс€кой экзальтации.

ƒл€ св€тых пророков возможно было и непосредственное слышание слов Ѕожиих и воспри€тие их сердцем. » сказал мне: сын человеческий! все слова ћои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими (»ез. 8, 10).

—ердце мое говорит от “еб€. "ищите лица ћоего"; и € буду искать лица “воего, √осподи" (ѕс. 26, 8).

ѕророк »ереми€ повествует о своем призвании, как о пр€мом разговоре с ним Ѕога.

ѕророк »езекииль, описав свое необыкновенное видение славы Ѕожией, продолжает: ”видев это, € пал на лице свое и слышал глас √лаголющего, и ќн сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и я буду говорить с тобою. » когда ќн говорил мне, вошел в мен€ дух и поставил мен€ на ноги мои, и € слышал √овор€щего мне (»ез. 2, 2).

¬се пророки говор€т именем Ѕожиим: "» сказал мне √осподь, “ак говорит √осподь, » было слово √осподне ко мне".

ќни получали откровение от Ѕога на€ву и во сне через видени€ (»езекиил€ 40-48; сон ƒаниила 7, его видени€ 8-10; видени€ јмоса 8-9; видени€ «ахарии 1-6).

¬от что говор€т св€тые отцы об этих различных способах получени€ откровений от Ѕога.

"≈сли кто предполагает, что пророческие видени€, образы и откровени€ были делом фантазии и происходили естественным пор€дком, да ведает таковой, что носитс€ далеко от правой цели и истины. »бо пророки, и в нынешнее врем€ бывающие у нас св€щеннотаинники, не по естественному таковому пор€дку и чину видели и вообразили, что видели божественно не како и паче естества было то в уме их впечатл€емо и представл€емо неизреченною силою и благодатию —в€того ƒуха, как говорит ¬асилий ¬еликий: Ќенареченною некоею силою пророки принимали воображение в уме, име€ его неразвлеченным и чистым, и слово Ѕо€сие слышали как бы возглашающимс€ в них. » еще пророки видали видени€ действием ƒуха,  оторый печатлел образы во владычественном их уме. » √ригорий Ѕогослов: —ый (т.е. ƒух —в€тый) действовал первое в ангельских и небесных силах, потом в отцах и пророках, из которых одни видели Ѕога и познавали, другие будущее предузнавали, когда владычественный их ум от ƒуха принимал такие образы, по коим они соприсутствовали будущему, как насто€щему" (иноки  аллист и »гнатий).

¬ этой выдержке из писани€  аллиста и »гнати€ нет речи о воспри€тии пророками Ѕо€сиих откровений сердцем, а о воспри€тии умом, но в дальнейшем мы укажем, что —в€щенное ѕисание приписывает сердцу те функции, которые в психологической науке считают принадлежащими уму, и именно сердце называют органом высшего познани€.

Ќе только о способности сердца воспринимать воздействи€ ƒуха Ѕожьего говорит ѕисание, но представл€ет его органом, который совершенствует и исправл€ет Ѕог, как центр нашей духовной жизни и Ѕогопознани€.

¬от р€д текстов, свидетельствующих об этом с большей €сностью.

» дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плат€ное (»ез. II, 19).

“ы дл€ того вселил страх “вой в сердце наше, чтобы мы призывали им€ “вое; и мы будем прославл€ть “еб€ в переселении нашем: ибо мы отринули от сердца нашего вс€кую неправду отцов наших, согрешивших перед “обою (¬ар. 3,7).

ƒело закона у них написано в сердцах (–им. 2,15).

ќтвергните от себ€ все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое —ердце и новый дух (»ез. 18,31).

ƒал вам духа премудрости и откровени€ к познанию ≈го и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвани€ ≈го (≈фес. 1,17-18).

ќгрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узр€т очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обрат€тс€, чтобы я исцелил их (»с. 6,10).

Ѕог послал в сердца ваши ƒуха (√ал. 4, 6).

¬селитьс€ ’ристу в сердца ваши (≈ф. 3,17).

ћир Ѕожий... соблюдет сердца ваши (‘лп. 4,7).

—трах ћой вложу в сердца их (»ер. 32,40).

¬ложу законы ћои в сердца их (≈вр. 10,16).

Ћюбовь Ѕо€си€ излилась в сердца наши (–им. 5,5).

Ѕог... озарил наши сердца (2  ор. 4, 6).

¬ притче о се€теле —ам √осподь говорит, что сем€ —лова Ѕожи€ сеетс€ в сердце человеческое и хранитс€ им, если оно чисто, или похищаетс€ из него дь€волом, если оно не умеет и не достойно хранить его.

—ердцем осуществл€ютс€ высшие функции духа человеческого - вера в Ѕога и любовь к Ќему. —ердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (–им. 10, 10).

≈сли... будешь... сердцем твоим веровать (–им. 10,9).

¬озлюби √оспода Ѕога твоего всем сердцем твоим (ћф. 22,37).

Ћюбите ли вы √оспода, Ѕога вашего, от всего сердца вашего (¬тор. 13, 3).

Ћюби √оспода, Ѕога твоего, всем сердцем твоим (¬тор. 6,5).

√оспода Ѕога св€тите в сердцах ваших (1 ѕет. 3,15).

—ердцем мы молимс€, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Ѕогу. “ак молилась јнна - мать пророка —амуила - о даровании ей этого великого сына. Ќа горе —инае Ѕог сказал ћоисею: „то ты вопиешь ко ћне? - а он молилс€ без слов, не шевел€ губами.

—ердце их вопиет к Ѕогу, - говорит пророк »ереми€ (ѕлач. 2,18).

’орошо это выразил Ћандрие в своей книге "ћолитва": ќднажды ангел сказал одной из пламенных душ: "„то в самом деле ты делаешь? “ы колеблешь дворец небесный, и там ничего не слышно, кроме твоих криков". ќднако эта душа не произнесла ни слова: только ее сердце волновалось, и этого невидимого движени€ было достаточно, чтобы поколебать высоту небесную".

—ердце есть хранилище добра и зла, - как сказал нам √осподь »исус ’ристос: ѕорождени€ ежиднимы! как вы можете говорить доброе, будучи злы? »бо от избытка сердца говор€т уста. ƒобрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (ћф. 12, 34-35).

» еще: »сход€щее из уст - из сердца исходит, сие оскверн€ет человека, ибо из сердца исход€т злые помыслы, убийства, прелюбоде€ни€, любоде€ни€, кражи, лжесвидетельства, хулени€ (ћф.15, 18-19).

¬ сердце - седалище совести нашей, этого ангела-хранител€. ≈сли сердце наше осуждает нас... (1 »н. 3,20).

ќб удивительной способности сердца сказал пророк ≈лисей своему слуге √иезию: –азве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратилс€ навстречу тебе человек тот с колесницей своей (4 ÷ар. 5, 26). “ак и сердце люб€щих матерей сопутствует во всем дет€м их, но, конечно, не с таким пророческим €сновидением, как сердце ≈лисе€ сопутствовало √иезию.

—ердце предназначено не только дл€ чувствовани€ и дл€ общени€ с Ѕогом. —в€щенное ѕисание свидетельствует, что оно есть и орган желани€, источник воли, добрых и злых намерений.

ѕридет √осподь... и обнаружит сердечные намерени€ (1  ор. 4, 5).

»злилось из сердца моего слово благое (ѕс. 44,2).

∆елание моего сердца... об »зраиле (–им. 10,1).

ќн действовал от всего сердца своего (2 ѕар. 31,21).

ќн... пошел по пути своего сердца (»с. 57,17).

∆ивет по упорству сердца своего (»ер. 13,10).

ƒоколе не выполнит намерений сердца —воего (»ер. 23,20).

ќн исполнит желани€ сердца твоего (ѕс. 36,4).

—ердце, кующее злые замыслы (ѕритч. 6,18).

—ердце же нечестивых жестоко (ѕритч. 12,10).

” народа сего сердце буйное (»ер. 5, 23).

...чего желало сердце его (ѕс. 20, 3).

Ќарод, заблуждающийс€ сердцем (ѕс. 94,10).

¬ сердце у них зло (ѕс. 27, 3).

ћного замыслов в сердце человека (ѕритч. 19,21).

— полной €сностью видно из этих текстов, что именно желани€ми и стремлени€ми сердца определ€етс€ все поведение человека, выбор жизненного пути. ј как мы увидим ниже, чувствами и желани€ми определ€етс€ и направление пути мышлени€. Ќо сердце не только определ€ет наше мышление; как это ни странно покажетс€ всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышлени€ и познани€, - именно сердце, по —в€щенному ѕисаним, мыслит, размышл€ет, познает. ƒа не спешит читатель закрыть книгу, дойд€ до этого неприемлемого дл€ многих утверждени€. » философ Ѕергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познани€. Ќо начнем оп€ть с текста Ѕиблии:

Ќо... не дал вам √осподь [Ѕог] сердца, чтобы разуметь (¬тор. 29, 4).

ѕомышлени€ сердца их были зло (Ѕыт. 6,5).

–ассе€л на÷менных помышлени€ми сердца их (Ћк. 1, 51).

¬ид€ помышлени€ сердца их (Ћк. 9, 47).

„тобы ты узнал помышлени€ сердца твоего (ƒан. 2,30).

»зрекут... размышлени€ сердца моею знание (ѕс. 48,4).

„еловеку (принадлежат) предположени€ сердца (ѕритч. 16,1).

—лово Ѕожие... судит помышлени€ и намерени€ сердечные (≈вр. 4, 12).

–азмыслите в сердцах ваших (ѕс. 4, 5).

ƒл€ чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (ћф. 9,4).

„то вы помышл€ете в сердцах ваших? (Ћк. 5,22).

ѕомышл€ли в сердцах своих (ћк. 2, 6; Ћк. 3, 15).

ƒаруй же рабу “воему сердце разумное (3 ÷ар. 3,9).

ћудрость войдет в сердце твое (ѕритч. 2,10).

Ќе уразумели этого сердцем (»с. 42, 25).

¬ы знаете всем сердцем вашим (Ќав. 23,14).

Ѕрод€т помыслы в сердце (ѕс. 72, 7).

ћудрость почиет в сердце разумного (ѕритч. 14,33).

Ѕезумие в сердце их (≈ккл. 9, 3).

—ердце легкомысленных будет уметь рассуждать (»с. 32,4).

—ердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знани€... –ечей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышл€ть в сердце (—ир. 21, 17-20).

ќн дал им (люд€м) смысл, €зык и глаза, и уши и сердце дл€ рассуждени€ (—ир. 17,5).

ƒа откроютс€ помышлени€ многих сердец (Ћк. 2,35).

ƒл€ чего такие мысли вход€т в сердца ваши? (Ћк. 24,38).

ќстановимс€ на последнем тексте.  ак эти мысли вход€т в сердца ваши? откуда вход€т? ≈сли вход€т в сердце, то, значит, не рождаютс€ в нем.  онечно, ѕисание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. ¬ приведенных выше словах иноков  аллиста и »гнати€, св€тителей ¬асили€ ¬еликого и √ригори€ Ѕогослова пророчества и видени€ объ€сн€ютс€ благодатным воздействием ƒуха —в€того на ум пророков, а умственные процессы происход€т в мозгу. ƒа, конечно, но только мышление не ограничиваетс€ де€тельностью коры головного мозга и в ней не заканчиваетс€.

Ќам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Ќикому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. ’от€ от всех органов чувств и всех вообще органов тела направл€ютс€ в мозги оканчиваютс€ в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущени€ зрительные и слуховые, обон€тельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Ќо это только ощущени€. ј не делать различий между ощущени€ми и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

≈сли бы мы могли, что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состо€нии, то ощущени€ представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений. ј мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце - горниле чувств и воли.

 аким образом возникшие в мозгу мысли передаютс€ в сердце, мы не знаем, но мысль как акт чисто психологический, в отличие от ощущений, как актов физиологических, не нуждаетс€ в анатомических пут€х проведени€. Ќе нуждаютс€ в этих пут€х и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их.

Ќо не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные воспри€ти€, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущени€ самого высшего пор€дка.

» эти ощущени€ из сердца передаютс€ уму, в мозг и в огромной степени определ€ют, направл€ют и измен€ют все психические процессы, в уме и духе происход€щие. ќбратимс€ к другим текстам из приведенных выше.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

755 - | 603 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.