Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии и идеализма, — глубочайший из всех философов нового времени. Он также и один из самых трудных для понимания. Хотя эта трудность часто относится на счет его тяжеловесного немецкого слога, все же она — главным образом результат остроты, проницательности и сложности его мысли. Самым очевидным образом эти свойства его философии проявляются в его важнейшем труде — «Критике чистого разума». К этой книге невозможен легковесный подход; она нуждается в серьезном понимании истории философии от Декарта до Юма, однако она способна щедро вознаградить читателя, способного уделить ей просвещенное внимание, которого она, безусловно, требует. На Канта значительное влияние оказали Платон, Локк, Беркли, Юм, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Ньютон и некоторые другие философы.
Понятие опыта занимает важное место в теории познания Канта, которую он раскрывает в свой критический период. Кант употреблял термин «опыт» иногда в более широком обычном значении, иногда в более узком смысле и наделял его особым значением, специально данном ему Кантом. Всякое наше знание начинается с опыта, когда наш рассудок начинает перерабатывать грубый материал ощущений, чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом. Хотя всякое знание начинается с опыта, отнюдь не все оно возникает из опыта.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он говорил, что мы должны не изучать сами по себе вещи, а устанавливать границу и законы человеческого разума и познавательной деятельности человека. Кант утверждал, что человек может постигать мир лишь в силу своих познавательных способностей. Поэтому наука тоже имеет границы. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по Канту – это процесс подведения ощущений под определенные формы чувственности и рассудка. То есть опыт - это обработанный рассудком материал ощущений, а ощущения в свою очередь вызываются воздействием «вещей в себе» на органы чувств. В опыте Кант различает форму и материю. Содержание (материя) нашего опыта обусловлено нашими чувствами, а его форма привносится мышлением. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Материей опыта являются ощущения, форму же его образуют пространства и время (формы чувственного созерцания) и категории рассудка. В опыте форма и материя, мыслимые в отдельности сами по себе, не более как чистые абстракции. Поскольку, по учению Канта, априорные формы и апостериорное содержание в опыте всегда сосуществуют и образуют неразрывное единство, границы между априорным и апостериорным познанием в философии Канта, как отмечает Льюис, становятся текучими и расплывчатыми.
Кант говорит, что в результате опыта мы получаем опытные понятия.
Кант отличает "суждения опыта" от "суждений восприятия". Суждения восприятия по Канту, имеют силу только для данного индивида и даже только для того или иного временного состояния его, тогда как суждения опыта общезначимы, имеют значимость всегда для всех индивидов. Суждения восприятия субъективны, случайны и зависят от воспринимающего. Суждения опыта объективны, всеобщи и необходимы.
Предмет опыта – это и есть результат подведения ощущений под определенные формы чувственности и рассудка. Итак, все наши знания по Канту – это знания о возможных предметах опыта, то есть о явлениях эмпирического или научно-теоретического познания.