ЛЕКЦИЯ № 3 ТЕОРИЯ ЯЗЫКОВ И ФОРМАЛЬНЫХ ГРАММАТИК
Способы определения языков
Описание языков программирования во многом опирается на теорию формальных языков. Эта теория является фундаментом для организации синтаксического анализа и перевода.
Существует два основных способа определения языков:
– механизм порождения или генератор;
– механизм распознавания или распознаватель.
Они тесно связаны. Первый обычно используется для описания языков, а второй для их реализации. Оба способа позволяют описать языки конечным образом, несмотря на бесконечное число порождаемых ими цепочек.
Неформально язык L - это множество цепочек конечной длины в алфавите T. Механизм порождения позволяет описать языки с помощью системы правил, называемой грамматикой. Цепочки (предложения) языка строятся в соответствии с этими правилами. Достоинство определения языка с помощью грамматик в том, что операции, производимые в ходе синтаксического анализа и перевода, можно делать проще, если воспользоваться структурой, предписываемой цепочкам с помощью этих грамматик.
Механизм распознавания использует алгоритм, который для произвольной входной цепочки остановится и ответит «да» после конечного числа шагов, если эта цепочка принадлежит языку. Если цепочка не принадлежит языку, алгоритм ответит «нет». Распознаватели используются непосредственно при построении синтаксических анализаторов и являются как бы их формальной моделью. Распознаватели строятся на основе теорий конечных автоматов и автоматов с магазинной памятью.
Формальные грамматики
Грамматикой называется четверка
G = (N, T, P, S), (3.1)
где N - конечное множество нетерминальных символов
(нетерминалов),
T - множество терминалов (не пересекающихся с N),
S - символ из N, называемый начальным,
Р - конечное подмножество множества, называемого множеством правил: .
Множество правил Р описывает процесс порождения цепочек языка. Элемент pi = (a, b) множества Р называется правилом (продукцией) и записывается в виде a Þ b. Здесь a и b - цепочки, состоящие из терминалов и нетерминалов. Данная запись может читаться одним из следующих способов:
– цепочка a порождает цепочку b;
– из цепочки a выводится цепочка b.
Таким образом, правило P имеет две части: левую, определяемую, и правую, подставляемую. То есть правило pi - это двойка (pi1, pi2), где p i1 = - цепочка, содержащая хотя бы один нетерминал, pi2 = произвольная, возможно пустая цепочка (e - цепочка).
Если цепочка a содержит pi1, то, в соответствии с правилом pi, можно образовать новую цепочку b, заменив одно вхождение pi1 на pi2. Говорят также, что цепочка b выводится из a в данной грамматике.
Для описания абстрактных языков в определениях и примерах используются следующие обозначения:
– терминалы обозначаются буквами a,b,c,d или цифрами 0,1,...,9;
– нетерминалы обозначаются буквами A, B, C, D, S (причем нетерминал S - начальный символ грамматики);
– буквы U, V,..., Z используются для обозначения отдельных терминалов или нетерминалов;
– через a, b, g... обозначаются цепочки терминалов и нетерминалов;
– u, v, w, x, y, z - цепочки терминалов;
– для обозначения пустой цепочки (не содержащей ни одного символа) используется знак e;
– знак «®» отделяет левую часть правила от правой и читается как «порождает» или «есть по определению». Например, A ® cd, читается как «A порождает cd».
Эти обозначения определяют некоторый язык, предназначенный для описания правил построения цепочек, а значит, для описания других языков. Язык, предназначенный для описания другого языка, называется метаязыком.
Пример грамматики G1:
G1 = ({A, S}, {0, 1}, P, S), (3.2)
где P:
1. S ® 0A1;
2. 0A ® 00A1;
3. A ® e.
Выводимая цепочка грамматики G, не содержащая нетерминалов, называется терминальной цепочкой, порождаемой грамматикой G.
Язык L (G), порождаемый грамматикой G, - это множество терминальных цепочек, порождаемых грамматикой G.
Введем отношение ÞG непосредственного вывода на множестве , которое записывается следующим образом:
j ÞG y (3.3)
Данная запись читается: y непосредственно выводима из j для грамматики G = (N, T, P, S) и означает: если abg – цепочка из множества и b ® d – правило из Р, то abg ÞG adg.
Через ÞG+ обозначим транзитивное замыкание (нетривиальный вывод за один и более шагов). Тогда j ÞG+ y читается как: y выводима из j нетривиальным образом.
Через ÞG* обозначим рефлексивное и транзитивное замыкание (вывод за ноль и более шагов). Тогда j ÞG* y означает: y выводима из j.
Пусть ÞK – k-я степень отношения Þ. То есть, если a ÞK b, то существует последовательность a0 a1 a2 a3... ak из к+1 цепочек
a = a0, a1,... ai - 1 Þ ai, 1 ≤ i ≤ k и ak = b (3.4)
Пример выводов для грамматики G1:
S Þ 0A1 Þ 00A11 Þ 0011; (3.5)
S Þ1 0A1; S Þ2 00A11; S Þ3 0011; (3.6)
S Þ+ 0A1; S Þ+ 00A11; S Þ+ 0011; (3.7)
S Þ * S; S Þ * 0A1; S Þ * 00A11; S Þ * 0011, (3.8)
где 0011 Ì L (G1).
Грамматики с ограничениями на правила
Несмотря на большое разнообразие грамматик, при построении трансляторов нашли широкое применение только ряд из них, имеющих некоторые ограничения. Это связано с практической целесообразностью использования определенных типов правил, так как сложность их построения непосредственно влияет на сложность построения трансляторов. По виду правил выделяют несколько классов грамматик. В соответствии с классификацией Хомского грамматика G называется:
– праволинейной, если каждое правило из Р имеет вид:
A ® xB или A ® x, (3.9)
где A, B - нетерминалы,
x - цепочка, состоящая из терминалов;
– контекстно-свободной (КС) или бесконтекстной, если каждое правило из Р имеет вид: A ® a, где A Î N, а a Î , то есть является цепочкой, состоящей из множества терминалов и нетерминалов, возможно пустой;
– контекстно-зависимой (КЗ) или неукорачивающей, если каждое правило из P имеет вид: a ® b, где |a| £ |b|. То есть, вновь порождаемые цепочки не могут быть короче, чем исходные, а, значит, и пустыми (другие ограничения отсутствуют);
– грамматикой свободного вида, если в ней отсутствуют выше упомянутые ограничения.
Пример праволинейной грамматики:
G2 = ({S,}, {0,1}, P, S), (3.10)
где P:
1. S ® 0S;
2. S ® 1S;
3. S ® e,
определяет язык {0, 1}*.
Пример КС-грамматики:
G3 = ({E, T, F}, {a, +, *, (,)}, P, E), (3.11)
где P:
1. E ® T;
2. E ® E + T;
3. T ® F;
4. T ® T * F;
5. F ® (E);
6. F ® a.
Данная грамматика порождает простейшие арифметические выражения.
Пример КЗ-грамматики:
G4 = ({B, C, S}, {a, b, c}, P, S), (3.12)
где P:
1. S ® aSBC;
2. S ® abc;
3. CB ® BC;
4. bB ® bb;
5. bC ® bc;
6. cC ® сc,
порождает язык { a n b n c n }, n ≥ 1.
Примечание 1. Согласно определению каждая праволинейная грамматика является контекстно-свободной.
Примечание 2. По определению КЗ-грамматика не допускает правил: А ® e, где e - пустая цепочка. Т.е. КС-грамматика с пустыми цепочками в правой части правил не является контекстно-зависимой. Наличие пустых цепочек ведет к грамматике без ограничений.
Соглашение. Если язык L порождается грамматикой типа G, то L называется языком типа G.
Пример: L(G3) - КС язык типа G3.
Наиболее широкое применение при разработке трансляторов нашли КС-грамматики и порождаемые ими КС-языки. В дальнейшем при изучении КС-языков будут рассматриваться только полезные для нас с практической точки зрения (теория языков весьма обширна и для детального ее изучения необходимо много времени). Для получения углубленных знаний рекомендуется обратиться к фундаментальной монографии Ахо и Ульмана [14].