а) Теперь мы можем приступить непосредственно к стандартной модели переработки. Сперва вы говорите нечто вроде: "Я хочу, чтобы ваше подсознание передало информацию о пальцевых сигналах в ту его часть, которая заставляет его делать "Х". И когда эта часть подсознания будет полностью контролировать пальцевую сигнализацию, оба пальца должны будут подняться так, чтобы я знал об этом". Для поддержания обратной связи постоянно используются идеомоторные сигналы.
б) Следующий вопрос очень важен. Вы спрашиваете: "Желаете ли вы позволить своему сознанию узнать, какое действие из всего, что происходит, когда вы делаете "Х", самое важное, самое значительное?" Этот вопрос рассчитан на ответ "да" или "нет". Если вы получите ответ "Да", скажите: "Действуйте, пусть ваше сознание узнает об этом, и, когда вы это сделаете, пусть ваш палец поднимется и скажет "Да" (или пусть ваше лицо покраснеет и скажет "Да") - сообщите мне об этом, чтобы я знал, что ваше сознание уже проинформировано". Используйте все средства, чтобы направлять, вести партнера. Используйте ответы "Да" и "Нет" в качестве направляющих, наводящих сигналов, а не только как ответы.
Между прочим, не имеет значения, какую реакцию - "Да", или "Нет", - вы получите в ответ на вопрос: "Позволите ли вы сознанию узнать об основном предназначении действия "Х"?". Это не имеет значения, потому что в любом случае вы сохраняете коммуникацию с пациентом - а это именно то, чего вы хотите добиться. Если же вы употребите вопрос: "Желаете ли вы сообщить об этом?", может последовать ответ: "Нет", - а это значит, что вы влипли. Придется начать заново, и как-нибудь по-другому.
Представьте, что вы занимаетесь семейной психотерапией, и спрашиваете отца: "Желаете ли вы изменить свое поведение по отношению к сыну?". Он может ответить: "Нет". Но если вы спросите его: "Любите ли вы вашего сына?", он ответит "Да". Если вы спросите затем: "Любите ли вы вашего сына на самом деле?", он опять, ответит: "Да". Но если вы спросите потом: "Любите ли вы его настолько, чтобы захотеть изменения в собственном поведении, которое позволило бы вам жить в согласии с сыном?", - найдется не так уж много отцов, которые ответят "Нет".
Процедура переработки, которой вы теперь учитесь - сходный процесс. Предположив заранее, что вы хотите от партнера чего-то очень важного, вы поможете ему легче ответить на поставленный вопрос.
Чтобы заранее выработать предположение, я использую коммуникацию. Если подсознание клиента говорит: "Нет, я не хочу сообщать об этом сознанию" - я уже знаю об этом, при помощи коммуникации. Я говорю: "А теперь не желаете ли вы представить самому себе, что именно вы считаете наиважнейшим, самым значительным аспектом такого поведения?". Как видите все, что мне нужно - это коммуникации. Что отвечает клиент - "Да" или "Нет" не имеет значения. Дело не в том, узнает ли об этом сознание. Даже если оно уже узнало об этом, клиенту это еще не сможет помочь. Иногда знание дает иллюзию безопасности, но информация, поступающая в сознание, сама по себе не является основной целью. Все, что меня интересует - это коммуникация.
В равной степени меня интересует и то, что пациент ощутил разницу между тем поведением, которое ему не нравится, и полезным предназначением этого поведения. Такое выделение предназначения заранее предполагается в моем вопросе. Я не спрашиваю о том, существует ли вообще такое полезное предназначение. Я спрашиваю о том, желает ли часть подсознания клиента сообщить, в чем состоит такое полезное предназначение. Если такая область подсознания не желает сообщить свою положительную функцию, я говорю: "Прекрасно" - и продолжаю свое дело. Самое важное - разница между поведением и его полезным предназначением - уже существует. Это придает большую гибкость моим действиям, когда я изменяю состояние личности. Клиенту не нравится его поведение, но я открываю ему глаза на положительную функцию его поведения. Это позволяет приступить к созданию новых возможностей.