Ландшафтов
Ландшафтная архитектура - это искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты.Проектирование культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры, включающей в себя эстетические и художественные вопросы.Главное назначение культурных ландшафтов состоит в создании комфортных условий, позволяющих человеку отдохнуть от напряжённой городской жизни и работы. Растительность, рельеф и водоёмы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественно, гармоничной жизненной сферой эмоционально поддерживающей человека. Удачное пространственно-композиционное решение озеленённого участка микрорайона высотных домов, городского сквера, парка в определённой степени влияют на физическое и психическое здоровье населения.Культурные ландшафты позволяют горожанам удовлетворить их генетическую потребность в общении с природой. По данным академика АМН СССР Мясникова пребывание человека на природе в течение трёх часов сокращает частоту дыхательных движений и уменьшает пульс на пять ударов в минуту. Кроме того, созерцание спокойных вод водоёмов, текучих вод водотоков повышает жизненный тонус, улучшает настроение, увеличивает психическую устойчивость.Эстетическое воздействие ландшафта всегда будет положительным при использовании природных факторов и умелом применении искусственных форм.
Сочетание разных пространств, обладающих различной эмоционально-образной характеристикой, представляет собой своего роди «матрицу норм поведения», созданную средствами ландшафтной архитектуры. Здесь таятся большие возможности ландшафтов как среды отдыха. Сама возможность выбора пространства важна для того чтобы человек мог расслабиться и отдохнуть. Две граничащие микроландшафтные зоны в парке, например, открытые и закрытые ландшафты, расцениваются как участки с высокими эстетическими достоинствами. Именно здесь архитектор намечает пешеходный маршрут, размещает видовые площадки, места отдыха.
Этот принцип можно разнообразно использовать при включении небольших озелененных пространств («малых садов») в городскую застройку: контраст между яркими, насыщенными звуком и цветом пространствами городского центра и расположенным поблизости садом может сразу привести к необходимому эмоциональному переключению. На таком принципе основана композиция многих центральных садов и скверов.
Ландшафт парка или сада при активном использовании его для оздоровительных целей может оказывать значительное положительное воздействие на организм человека, поэтому больничный парк - своеобразная лечебница, дополнение к тому комплексу мер, которые осуществляются в больнице.
Сад для больных лучше располагать с южной стороны застройки.
Многие растения выделяют фитонциды - летучие вещества, обладающие противомикробным действием. Эти породы рекомендуются для территории больниц. Считается, что в зимнем пейзаже основную роль играют хвойные и вечнозеленые породы, но эстетическое воздействие листопадных может быть не меньшим: архитектоника кроны, изгибы ветвей, рисунок коры летом маскируются листвой, зимой же особенности кроны, фактура и окраска коры выявляются более живописно и четко, особенно на фоне снега. Уравновешенность крон древовидных ив создает настроение покоя. К таким деревьям всегда тянутся люди с повышенной нервной возбудимостью.
47. Краткий исторический обзор садово-паркового строительства Сады и парки, как форма синтеза природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющееся в каждую эпоху отношение человека к природе.Садово-парковое искусство в рабовладельческую эпоху возникло при культовых сооружениях, дворцах правителей и усадьбах знати. С одной стороны, в дохристианскую эпоху формировалось представление о загробном царстве как самом прекрасном месте, необыкновенном саде. С другой стороны, сад трактовался как модель мира.В Древней Греции классического периода симметрично посаженными деревьями нередко окружались храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), иногда и центры городской жизни (например, афинские агоры). Регулярные сады - герооны, украшенные колоннадами и скульптурой, предназначались для спортивных состязаний в память погибших героев. Сады и парки были не украшением царских дворцов, а общественным достоянием, местом спортивных состязаний и занятий, бесед и общения граждан.Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись взаимосвязью природных и архитектурных форм. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники, а также малые формы - легкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, декорированные вьющимися растениями. Типичными были садики перистилей - прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилых и общественных зданий.В Китае в Х-ХШ вв. были распространены маленькие декоративные сады, воспроизведший мир естественной скромной природы состоявшие из искусственных тихих водоем, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися в живописных местах легкими деревянными беседками. Самый значительный ансамбль ХУ-ХУ11 вв. - это Императорский двор в Пекине садами и парками.Оформление многообразных декоративных садов Японии в XIV - XV в.в., в том числе «сухих» (из гальки и камней), стало своеобразным видом искусства. В соответствии с буддийским учением они воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого мира: океаны с островами, горные потоки, леса, долины и ущелья.Гуманистическая культура европейского Возрождения (XIV - XVI вв.) носила светский характер. В искусстве появились историчекая и пейзажная живопись, самостоятельная «круглая скульптура».
Эпоха возрождения и барокко ознаменовали расцвет садов паркового искусства. Максимально использовались особенности природы и климата, архитектура и планировка садов повторяли архитектуру и планировку роскошных вилл и дворцов. Получили распространение террасированные сады, искусная обработка рельефа, сложные водные системы, смелое использование всех форм растительного материала как «зелёной архитектуры», стрижка и формовка растений на основе знания их свойств.В XVIII веке, в эпоху Просвещения, целью искусства было подражание природе, но природе идеальной, упорядоченной и усовершенствованной в духе античности. В восприятии пейзажа ориентировались на классическую пейзажную живопись.Пейзажные сады, получившие распространение ещё в эпоху Ренессанса, существовали в Англии как чисто духовное явление. У его истоков стояли поэты, художники, философы.На становление пейзажного парка оказали влияние и археологические исследования, и изучение античных памятников. Таким образом, пейзажный парк возник на фоне английского классицизма.В России возрождение и открытие античности переживалось с удвоенной силой и глубиной. Русское садово-парковое искусство, развиваясь в рамках общеевропейского стиля, в то же время отличалось неповторимым своеобразием, специфика которого состояла в ускорении прохождения стилевых этапов.Развитие классицизма в России привело к более сложной планировочной структуре сада. В природе выше всего ценились не тронутые рукой человека романтизированные «устрашающие» черты: скалы, пропасти, водопады, камни, «дикие пейзажи». Садово-парковое искусство XIX века дало принципиально новые формы - натуральные сады и городские и загородные общественные сады и парки. Их развитие было связано с архитектурными решениями мест народных гуляний и выставочных комплексов.В России общественные сады и парки возникли ещё в XVIII веке. Они стали единственным местом отдыха небогатого городского населения и наряду с выставками способствовали созданию праздничной среды.В XX веке появляются новые объекты садово-паркового искусства - это спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, исторические и т. д.В современном садово-парковом искусстве преобладают свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов с включением регулярно спланированных фрагментов территорий. Идея и форма осмысления паркового пространства по-прежнему зависят от системы взглядов на природу и её восприятия, образа жизни современного человека, от масштабности всей территории, композиции её внутреннего пространства.