Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒруг белокурый, что € натворил! “еб€ не опечал€т строки эти? ѕредполага€ подарить бессмертье, выходит, € погибель подарил.




јндрей ¬ознесенский

ќза “етрадь, найденна€ в тумбочке дубненской гостиницы

ѕоэма

***

јве, ќза. Ќочь или жилье,
псы ли воют, слизыва€ слезы,
слушаю дыхание “вое.
јве, ќза...

ќробело, как вступают в озеро,
разве знал €, циник и па€ц,
что любовь - велика€ бо€знь?
јве, ќза...

—трашно - как сейчас тебе одной?
Ќо страшнее - если кто-то возле.
„ерт теб€ сподобил красотой!
јве, ќза!

¬ы, микробы, люди, паровозы,
умол€ю - бережнее с нею.
ƒай тебе не ведать потр€сений.
јве, ќза...

ѕротивоположности свело.
ƒай возьм всю боль твою и горечь.
” магнита € - печальный полюс,
ты же - светлый. ѕусть тебе светло.

ƒай тебе не ведать, как грущу.
я теб€ не огорчу собою.
ƒаже смертью не обеспокою.
даже жизнью не от€гощу.

јве, ќза. ѕребывай светла.
ћимолетное непрекратимо.
Ќе укор€ю, что прошла.
Ѕлагодарю, что приходила.

јве, ќза...

I

∆енщина стоит у циклотрона -
стройно,

слушает замагниченно,
свет сквозь нее струитс€,
красный, как земл€ничинка,
в кончике ее мизинца,

не отстегнув браслетки,
вс€ измен€€сь смутно,
с нами она - и нет ее,
прслушиваетс€ к чему-то,

тает, ну как дыхание,
так за нее мне бо€зно!
ѕоздно ведь будет, поздно!
–€дышком с кадыками
атомного циклотрона 3-10-40.

я знаю, что люди состо€т из атомов,
частиц, как радуги из свет€щихс€ пылинок
или фразы из букв.
—тоит изменить пор€док, и наш
смысл мен€етс€.
√оворили ей, - не ходи в зону!
а она

вздрагивает ноздр€ми,
празднично хороше€,
∆ертво-ли-приношенье?
»ли она нас дразнит?

Ќе отстегнув браслетки,
вс€ измен€€сь смутно,
с нами она - и нет ее,
прислушаиваетс€ к чему-то...

"«о€, - кричу €, - «о€!.."
Ќо она не слышит. ќна ничего не
понимает.

ћожет, ее называют ќза?

II

Ќе узнаю окружающего.

¬ещи остались теми же, но частицы их, мига€,
измен€ли очертани€, как лампочки иллю-
минации на ÷ентральном телеграфе.
—в€зи остались, но направление их изменилось.

ћужчина сто€л на весах. ≈го вес оставалс€ тем
же. » нос был на месте, только вставлен
внутрь, точно полый чехол кинжала. Ќе-
умещающийс€ кончик торчал из затылка.
ƒеревь€ лежали навзничь, как ветвистые озера,
зато тени их сто€ли вертикально, будто их
вырезали ножницами. ќни чуть погромыхи-
вали от ветра, вроде серебра от шоколада.
√лубина колодца росла вверх, как черный сноп
прожектора. ¬ ней лежало утонувшее ведро
и плавали кусочки тины.
»з трех облачков шел дождь. ќни были похожи
на пластмассовые гребенки с зубь€ми дож-
д€. (” двух зубь€ торчали вниз, у треть-
го - вверх).
Ќу и рокировочка! Ќа месте ладьи генуэзской
башни встала колокольн€ »вана ¬еликого.
Ќа ней, не успев раста€ть, позв€кивали
сосульки.
—траницы истории были перетасованы, как кар
ты в колоде. «а индустриальной революци
ей следовало нашествие Ѕаты€.
” циклотрона толпилась очередь. ѕроходили
профилактику. »х разбирали и собирали.
¬ыходили обновленными.
” одного ухо было привинчено ко лбу с дыроч
кой посредине вроде зеркала отоларинго
лога.
Ђ—частливчик,Ч утешали его.Ч ”добно дл€
замочной скважины! » видно и слышно од
новременної.
ј эта требовала жалобную книгу. Ђ—ердце забы
ли положить, сердце!ї ƒвум€ пальцами он
выдвинул ей грудь, как правый €щик пись
менного стола, вложил что-то и захлопнул
обратно. Ёкспериментщик Џ пел, пританцо выва€.

Ђ≈9-ƒ4,Чбормотал экспериментщик.Чќ, таин
ство творчества! ќт перемены мест слагае
мых сумма не мен€етс€. ¬ажно сохранить
систему.   чему поэзи€? Ѕудут роботы.
ѕсихика Ч это комбинаци€ аминокислот...
≈сть иде€! ≈сли разрезать земной шар по эква
тору и вложить одно полушарие в другое,
как половинки €ичной скорлупы...
 онечно, придетс€ спилить Ёйфелеву башню,
чтобы она не приткнула поверхность в рай
оне јвстралийской низменности.
ѕравда, половина человечества погибнет, но за
то втора€ вкусит радость эксперимента!..ї
» только на сцене ѕрезидиум секции квазиис
кусства сохран€л пор€док. ≈го члены си€ли,
как €йца в аппарате дл€ просвечивани€
€иц. ќни были круглы и поэтому одинако
вы со всех сторон. » лишь у одного над
столом вместо туловища торчали ноги по
добно трубам перископа.
Ќо этого никто не замечал.
ƒокладчик вып€тил грудь. Ќо голова его,
как у целлулоидного пупса, была повернута
вперед затылком. Ђ¬перед, к новому искус
ству!ї Ч призывал докладчик. ¬се согла
шались.
Ќо где перед?
√оризонтальна€ стрелка указател€ (не то Ђтуа
летї, не то Ђк новому искусству!ї) торчала
вверх на манер дес€ти минут третьего. Ћю
ди продолжали идти целеустремленной це
почкой по ее направлению, как по ступе-
н€м невидимой лестницы.
Ќикто ничего не замечал.
Ќ» “ќ
Ќад всем этим, как апокалипсический знак, го
рел плакат: Ђќпасайтесь случайных св€-
зей!ї Ќо кнопки были воткнуты острием вверх.
Ќ»„≈√ќ
»ссин€-черные брови были нарисованы не над
а под глазами, как тени от карниза.
Ќ≈ «јћ≈„јЋ.

ћожет, ее называют ќза?

III

“ы мне снишьс€ под утро,
как ты, мила€, снишьс€!..

ѕочему-то под дулами,
наведенными снизу,

ты летишь ѕодмосковьем,
хороша до озноба,
вс€ тво€ маскировка -
30 метров озона!

“вои миги сосчитаны
наведенным патроном,
30 метров озона -
вс€ брон€ и защита!

¬ том рассвете болотном,
где полет безутешен,
но пахнуло полетом,
и - уже не удержишь.

ƒай мне, господи, крыльев
не дл€ славы красивой -
чтобы только прикрыть ее
от прицела тр€сины.

ѕустье еще погул€етс€
этой дуре рисковой,
хоть секунду - раскованно.
“олько пусть не огл€нетс€.

ѕусть хоть ей будет счастье
в доме с умным сынишкой.
Ќа€ву ли сейчас ты?
» когда же ты снишьс€?

ќт утра ли до вечера,
в шумном счастье заверчена,
до утра? поутру ли?
за секунду до пули.

IV

ј может, милый друг, мы впр€мь
сентиментальны?
» душу удал€т, как вредные миндалины?

”жели и хорей, серебр€ный флейтист,
погибнет, как форель погибла у плотин?

”жели и любовь не модна, как камин?
јминь?

Ќо почему ж тогда, заполнив Ћужники,
мы т€немс€ к стихам, как к травам от цинги?
» радостно и робко в нас души расцветают...
–оботы,
роботы,
роботы
речь мою прерывают.

“олпами автоматы
топают к автоматам,
сунут жетон оплаты,
выт€нут сок томатный,

некогда думать, некогда,
в оффисы - вагонетки,
есть только брутто, нетто -
быть человеком некогда!

¬от мой при€тель-лирик:
к нему забежала горнична€...
”тром вздохнуа горестно, -
мол, так и не поговорили!

јнгел, об чем претензии?
ѕровинциалочка нека€!
—казки хотелось, песни?
Ќекогда, некогда, некогда!

„то там в груди колотитс€
пойманной партизанкою?
—ердце, как безработица.
¬ мире - роботизаци€.

”жас! ћама,
роди мен€ обратно!..

ќбратно - к истокам неслись реки.
ќбратно -от финиша к старту задним
ходом неслись мотоциклисты.
Ѕаобабы на глазах, худе€, превращались в пру-
тики саженцев - обратно!
ѕул€, вылетев из сердца ћа€ковского, пролетев
прожженную дырочку на рубашке, юркну-
ла в ствол маузера 4-03986, а тот, свернув-
шись улиткой, нырнул в €щик стола...

...“во€ отец историк. ќн говорит, что человече-
ство имеет обратный возраст. ќно идет от
старости к молодости.
’от€ бы средневековье. —тарость. ћорщинистые
стены инквизиции.
ѕотом –енессанс - бабье лето человечества. Ёто
как женщина, красива€, все познавша€,
пирует среди зрелых плодов и тел.

Ќе будем перечисл€ть надежд, измен, приклю-
чений XVIII века, задумчивой беременно-
сти XIX...
ј начало ’’ века - бешеный ритм револю-
ции!.. ¬осемнадцатилетие командармов.
"ћы - перва€ любовь земли..."
"я думаю о будущем, - продолжает историк, -
когда все мечты осуществл€ютс€. “ехника
в добрых руках добра. Ѕо€тьс€ техники?
„то же, назад в пещеру?.."
ќн седой и рум€ный. ≈му улыбаютс€ дети
и собаки.

V

ј не махнуть ли на море?

VI

¬ час отлива возле чайной
€ лежал в ночи печальной,
говорил друзь€м об ќзе и величье быти€,
но внезапно черный ворон
примешалс€ к разговорам,
вспыхнув синими очами,
он сказал:
"ј на фига?!"

я вскричал: "ћне жаль вас, птица,
человеком вам родитьс€ б,
счастье высшее трудитьс€,
полпланеты раскро€..."
ќн сказал: "ј на фига?!"

"Ѕудешь ты, - великий ментор,
бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов
знаменит во все кра€..."
ќн сказал: "ј на фига?!"

"”ничтожив олигархов,
ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь
корол€ и холу€..."
ќн сказал: "ј на фига?!"

я сказал: "ј хочешь - будешь
спать в заброшенной избушке,
утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь така€, что не слышна
ни хвала и ни хула..."

ќн ответил: "¬се - мура,
раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина - без рул€...

ќза, –оза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в €щик рано или поздно...
∆изнь была - а на фига?!"

 ак сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелу€ и ручь€!

„удо жить - необъ€снимо.
 то не жил - что спорить с ними?!

ћожно бы - да на фига?

VII

ј тебе семнадцать. “ы запыхалась после гимнастики. » неважно, как теб€ зовут. “ы и не слышала о циклотроне.
 то-то сдуру соткнул на приморской набережной два ртутных фонар€. ћы идем навстречу. “ы от одного, € от другого. ƒва света бьют нам в спину.
» прежде, чем встречаютс€ наши руки, сливаютс€ наши тени - живые, теплые, окру женные мертвой белизной.
ћне кажетс€, что ты все врем€ идешь навстречу!
«атылок людей всегда смотрит в прошлое. «а нами, как очередь на троллейбус, стоит врем€. ” мен€ за плечами прошлое, как рюкзак, за тобой Ч будущее. ќно за тобой шумит, как парашют.
 огда мы вместе Ч н чувствую, как из теб€ в мен€ переходит будущее, а в теб€ Ч прошлое, будто мы песочные часы.
 ак ты страдаешь от пережитков будущего! “ы резка, искренн€. “ы поразительно невежественна.
ѕрошлое дл€ теб€ еще может изменитьс€ и наступать. ЂЌаполеон, Ч говорю €,Ч был выдающийс€ государственный де€тельї. “ы отвечаешь: Ђѕосмотрим!ї
«ато будущее дл€ теб€ достоверно и безусловно.
Ђ«автра мы пошли в лесї,Ч говоришь ты ”, какой лес зашумел назавтра! ƒо сих пор у теб€ из левой туфельки не вытр€хнулась суха€ хвойна€ иголка.
“вои туфли остроносые Ч такие уже не нос€т. Ђ≈ще не нос€тї,Ч смеешьс€ ты.
я пытаюсь заслонить собой прошлое, чтобы ты никогда не разгл€дела майданеков и инквизиции.
“вои зубы розовы от помады.
»ногда ты пытаешьс€ подладитьс€ ко мне я замечаю, что-то мучит теб€. “ы что-то ерза ешь. ЂЌу, что ты?ї
ќсвобожда€сь, ты, довольна€, выпаливаешь, как на иностранном €зыке: Ђя получила большое эстетическое удовольствие!
ј раньше € теб€ бо€лась... ј о чем ты ду маешь?..ї

ћожет, ее называют ќза?

VIII

¬ыйду ли к парку, в море ль плыву -
туфелек пара стоит на полу.

Ћева€ к правой набок припала,
их не поправ€т - времени мало.

¬ мире не топлено, в мире ни зги,
вы еще теплые, только с ноги,

в вас от ступни потемнела изнанка,
вытерлось золото фирменных знаков...

 расные голуби просо клюют.
 ровь кружит голову - спать не дают!

¬ыйду ли к пл€жу - туфелек пара,
будто купальщица в море пропала.

√де ты, купальщица? ¬ымыты пл€жи.
 ак тебе плаваетс€? — кем тебе пл€шетс€?..

...¬ мире металла, на черной планете,
сентиментальные туфельки эти,

как перед танком присели голубки -
нежные туфельки в форме скорлупки!

..........

IX

ƒруг белокурый, что € натворил! “еб€ не опечал€т строки эти? ѕредполага€ подарить бессмертье, выходит, € погибель подарил.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

508 - | 470 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.