Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественно-политическое движение во второй половине XIX века




Осуществление крестьянской реформы 1861 г., ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, усилили размежевание российского общества. Что же способствовало подъему общественного движения? Во-первых, сохранение старой социально-политической системы (самодержавного строя с его полицейским аппаратом, отсутствие демократических свобод). Во-вторых, противоречия и трудности в решении аграрно-крестьянского вопроса. В-третьих, половинчатость реформ и колебания правительственного курса.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении: консервативное, либеральное и радикальное.

Консерватизм второй половины XIX в. оставался в идеологических рамках теории официальной народности. Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, что обеспечивало величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. Их усилия были направлены на укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский. В 80-е годы основным идеологом политики контрреформ был М.Н. Катков, редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника». Он в 40–50-е гг. был близок к умеренным либералам, а в 60-х гг. становится ярым приверженцем охранительного (консервативного) направления и достигает вершин своего политического могущества, оказывая влияние на формирование внутренней и внешней политики правительства Александра III. В его статьях все время звучали призывы к установлению в стране режима «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, контроль за земствами и городскими думами. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев предостерегал россиян от введения конституционного строя, так как он был чем-то более низким, по его мнению, по сравнению с самодержавием. Рупором консерваторов был и князь В.П. Мещерский, редактор журнала «Гражданин». К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, И.И. Страхов).

Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя. По своему классовому содержанию либерализм – буржуазное явление. Классовый состав этого течения был неоднороден: обуржуазившиеся помещики, либеральная буржуазия, интеллигенция (ученые, писатели, врачи). Основными носителями идей либерализма выступали обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции, а их деятельность проходила главным образом в рамках земских учреждений.

Либерализм в России никогда не был однородным течением. Он левым своим крылом примыкал к революционному лагерю, правым – к консервативно-охранительному. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции, и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития, выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы, за просвещение народа. Они выступали за создание в России правового государства и гражданского общества. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития общества. В 60-е гг. XIX в. социально-политической базой либерализма становятся земские органы, новые газеты и журналы, университетская профессура.

С середины 70-х годов в стране наблюдалось нарастание либеральной оппозиции. Основным проявлением земского либерализма (до середины 90-х гг.) была подача его представителями «адресов» – ходатайств, где главным образом и формулировались их требования продолжения преобразований, совершенствования государственного строя. В то же время некоторые радикально настроенные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. На рубеже 80–90-х годов видную роль в общественной жизни сыграли некоторые кружки и собрания городской, преимущественно столичной, интеллигенции. Наряду с известными профессорами и публицистами (К.К. Арсентьев, М.М. Ковалевский, А.И. Чупров) в них постоянно участвовали и земцы (братья Бакунины, Ф.И. Родичев). Среди либералов выделялись два течения: радикальное (конституционное), представленное видным лидером либерального движения И.И. Петрункевичем, и умеренное во главе с председателем московской губернской земской управы Д.Н. Шиповым. Это течение ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу.

В середине 50-х годов XIX в. значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. В определенной степени это было вызвано серьезными изменениями в социальном составе общества, которое быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Демократизация народного просвещения открыла выходцам из всех сословий путь к высшему образованию. Дети крестьян, мещан, духовенства, мелкопоместного дворянства в стенах высших учебных заведений быстро превращались в интеллигентов-разночин­цев, стоящих вне сословий. Важную роль в формировании интеллигента- разночинца в 60-е годы сыграл нигилизм, ярким и талантливым представителем которого был публицист журнала «Русское слово» Д.И. Писарев. Для демократически настроенной интеллигенции характерным становилось социальное и политическое отчуждение от государства и династии. Стремление изменить существующее положение вещей как можно скорее и радикальнее было присуще многим интеллигентам-разночинцам. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

В 60-е годы XIX в. складывается два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею «общинного социализма» и критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Другой центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский. В конце 1861 – начале 1862 года была создана тайная революционная организация «Земля и воля», на деятельность руководящего центра которой непосредственное влияние оказывал Н.Г. Чернышевский.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали дальнейшему подъему революционного движения. В 70-х годах на первый план выдвинулись революционные народники. Они были последователями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Народники считали, что Россия может перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию и опираясь на крестьянскую общину с коллективным трудом и коллективной собственностью на землю, с общинным самоуправлением.

В отличие от Н.Г. Чернышевского, который видел основную движущую силу прогресса в народных массах, народники 70-х гг. отводили решающую роль «героям», «критически мыслящим личностям», которые направляют массу, толпу. Отрицательно относились к политической борьбе, считая, что социальное освобождение решит все проблемы. Однако народники расходились в вопросах тактики и будущего устройства общества в переходный период.

Главными теоретиками народничества 70-х годов XIX в. были: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые отражали в своих взглядах разные направления народнической мысли – бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Различия между ними определялись разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее совершения.

Бунтарское, или анархистское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин, вплоть до конца 70-х годов было одним из самых влиятельных направлений среди народничества. М.А. Бакунин считал, что русский народ изначально готов к бунту и ждет только толчка, который должна им дать революционная интеллигенция. Политическая борьба не приносит пользы революции. Государство, считал Бакунин, источник всех несправедливостей, поэтому в будущем устройстве общества ему нет места. Будущее общество Бакунин видел как федерацию общин и народов на принципах добровольности.

Идеологом пропагандистского направлениябыл П.Л. Лавров. Он увидел, что крестьянство к революции не готово. Поэтому необходимо готовить из числа образованных «критически мыслящих личностей» пропагандистов. Их задача – путем длительной пропаганды социализма среди крестьян подготовить их к революции. П.Л. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею создания массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Следует отметить, что мысли П.Л. Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

Заговорщическое направление (идеолог П.Н. Ткачев) исходило из неверия в революционные возможности народа. П.Н. Ткачев считал, что поскольку народ в России темен и забит, то революцию должна осуществить группа заговорщиков. Заговорщики в результате победы должны были создать временное революционное правительство и вовлечь народ в социалистическое переустройство.

Но в революционном народничестве 70-х гг. было направление, которое можно расценить как крайне экстремистское. Его идеологом был С.Г. Нечаев. В своем «Катехизисе революционера» он провозглашал идеи грубого казарменного коммунизма, тактику, допускавшую любые средства для достижения поставленной цели, в том числе ложь и предательство, фальсификацию и убийства. Революция была для него единственным критерием добра и зла. Подавляющее большинство революционеров отвергло методы С. Нечаева.

В 1874 г. народники предприняли «хождение в народ». Переодевшись в крестьянское платье, молодежь шла в деревню «бунтовать» народ или «пропагандировать социалистические идеи». Однако участники «хождения в народ» очень скоро были выловлены полицией, причем часть не без помощи крестьян, которые оставались глухи к призывам народников. Неудача «хождения в народ» подорвала веру в такие постулаты «русского утопического социализма», как: представление о русском крестьянине как об инстинктивном социалисте, о готовности его к революционному действию. Массовые аресты (было арестовано около 4 тыс. чел.) внесли смятение в ряды революционеров. Некоторые отошли от революционной борьбы, другие, наиболее стойкие, начали искать ее новые формы. В 1876 г. уцелевшие от разгрома революционеры создали организацию «Земля и воля». Видными ее участниками были Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер. Землевольцы отбросили иллюзии о готовности крестьянства к революционному выступлению и в центр своей агитации поставили не абстрактные социалистические лозунги, а реальные нужды крестьян (в частности, требования передачи всей земли крестьянству). Были предприняты попытки создать в деревнях постоянные поселения интеллигентов, которые сочетали бы легальную работу в качестве врачей, агрономов, учителей с революционно-пропагандистской деятельностью. Но и эта попытка закончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. В «Земле и воле» назревал кризис. В организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации: «Народную волю» и «Черный передел».

Большинство землевольцев перешли в «Народную волю», которая стала самой крупной и авторитетной из всех русских революционных организаций XIX в. Руководящим центром «Народной воли» был исполнительный комитет (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и другие). Народовольцы взяли на вооружение тактику террористической борьбы. С марта 1878 г. они совершили ряд «громких» покушений на крупных чиновников, а 1 марта 1881 г. убили Александра II. Вскоре большая часть членов «Народной воли» были арестованы и казнены, а сама организация была разгромлена после неудачного покушения на Александра III.

Следует заметить, что в литературе распространено мнение о «Народной воле» как террористической организации. Однако это не совсем верно. Как отмечает историк Н.А. Троицкий[1], террор ни в программе, ни в деятельности «Народной воли» не занимал главного места. Сознавая моральную и политическую предосудительность террора, народовольцы допускали его как вынужденное, крайнее средство. Террором занимались ничтожно малые силы «Народной воли» (в подготовке и осуществлении восьми народовольческих покушений на царя участвовали, кроме членов и ближайших агентов Исполкома «Народной воли», 12 рядовых членов организации).

С середины 80-х годов господствующим в народничестве становится либеральное течение, которое ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Либеральные народники признавали, что в России развивается капитализм, возрастает роль рабочего класса, но доказывали, что капитализм в России развивается и насаждается искусственно. Они отстаивали концепцию перехода России к социализму на основе «народного производства», отводили крестьянству при этом главную роль, верили в общину как средство перехода к социализму.

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России выступает пролетариат. В 70-х – начале 80-х гг. центрами рабочего движения становятся Петербург и Центрально-промышленный район. Важную роль в развитии массового рабочего движения сыграла стачка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. В ней приняло участие около 8 тысяч человек. Рабочие предъявили требования не только владельцу предприятия, но и правительству. Под влиянием рабочего движения 80-х гг. правительство вынуждено было принять ряд законов, смягчающих положение рабочих.

Распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и группой «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Целью группы «Освобождение труда» являлось распространение идей марксизма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов подверг критике взгляды народников, вскрыл несостоятельность народнической идеи о переходе к социализму через крестьянскую общину; показал, что в России капитализм уже утверждается, а крестьянская община разлагается; переход к социализму осуществится через завоевание пролетариатом политической власти. Г.В. Плеханов обосновал руководящую роль пролетариата в будущей революции и выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Эти идеи нашли отражение и в работах В.И. Ленина. В 1898 г. было провозглашено создание РСДРП.

Таким образом, во второй половине XIX в. общественно-политическое движение становится важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отражало сложность общественной структуры российского общества и остроту социальных противоречий. В общественно-политическом движении этого периода уже закладывались основы для формирования в будущем политических партий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.