Осуществление крестьянской реформы 1861 г., ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, усилили размежевание российского общества. Что же способствовало подъему общественного движения? Во-первых, сохранение старой социально-политической системы (самодержавного строя с его полицейским аппаратом, отсутствие демократических свобод). Во-вторых, противоречия и трудности в решении аграрно-крестьянского вопроса. В-третьих, половинчатость реформ и колебания правительственного курса.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении: консервативное, либеральное и радикальное.
Консерватизм второй половины XIX в. оставался в идеологических рамках теории официальной народности. Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, что обеспечивало величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. Их усилия были направлены на укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский. В 80-е годы основным идеологом политики контрреформ был М.Н. Катков, редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника». Он в 40–50-е гг. был близок к умеренным либералам, а в 60-х гг. становится ярым приверженцем охранительного (консервативного) направления и достигает вершин своего политического могущества, оказывая влияние на формирование внутренней и внешней политики правительства Александра III. В его статьях все время звучали призывы к установлению в стране режима «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, контроль за земствами и городскими думами. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев предостерегал россиян от введения конституционного строя, так как он был чем-то более низким, по его мнению, по сравнению с самодержавием. Рупором консерваторов был и князь В.П. Мещерский, редактор журнала «Гражданин». К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, И.И. Страхов).
Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя. По своему классовому содержанию либерализм – буржуазное явление. Классовый состав этого течения был неоднороден: обуржуазившиеся помещики, либеральная буржуазия, интеллигенция (ученые, писатели, врачи). Основными носителями идей либерализма выступали обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции, а их деятельность проходила главным образом в рамках земских учреждений.
Либерализм в России никогда не был однородным течением. Он левым своим крылом примыкал к революционному лагерю, правым – к консервативно-охранительному. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции, и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития, выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы, за просвещение народа. Они выступали за создание в России правового государства и гражданского общества. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития общества. В 60-е гг. XIX в. социально-политической базой либерализма становятся земские органы, новые газеты и журналы, университетская профессура.
С середины 70-х годов в стране наблюдалось нарастание либеральной оппозиции. Основным проявлением земского либерализма (до середины 90-х гг.) была подача его представителями «адресов» – ходатайств, где главным образом и формулировались их требования продолжения преобразований, совершенствования государственного строя. В то же время некоторые радикально настроенные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. На рубеже 80–90-х годов видную роль в общественной жизни сыграли некоторые кружки и собрания городской, преимущественно столичной, интеллигенции. Наряду с известными профессорами и публицистами (К.К. Арсентьев, М.М. Ковалевский, А.И. Чупров) в них постоянно участвовали и земцы (братья Бакунины, Ф.И. Родичев). Среди либералов выделялись два течения: радикальное (конституционное), представленное видным лидером либерального движения И.И. Петрункевичем, и умеренное во главе с председателем московской губернской земской управы Д.Н. Шиповым. Это течение ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу.
В середине 50-х годов XIX в. значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. В определенной степени это было вызвано серьезными изменениями в социальном составе общества, которое быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Демократизация народного просвещения открыла выходцам из всех сословий путь к высшему образованию. Дети крестьян, мещан, духовенства, мелкопоместного дворянства в стенах высших учебных заведений быстро превращались в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий. Важную роль в формировании интеллигента- разночинца в 60-е годы сыграл нигилизм, ярким и талантливым представителем которого был публицист журнала «Русское слово» Д.И. Писарев. Для демократически настроенной интеллигенции характерным становилось социальное и политическое отчуждение от государства и династии. Стремление изменить существующее положение вещей как можно скорее и радикальнее было присуще многим интеллигентам-разночинцам. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.
В 60-е годы XIX в. складывается два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею «общинного социализма» и критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Другой центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский. В конце 1861 – начале 1862 года была создана тайная революционная организация «Земля и воля», на деятельность руководящего центра которой непосредственное влияние оказывал Н.Г. Чернышевский.
Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали дальнейшему подъему революционного движения. В 70-х годах на первый план выдвинулись революционные народники. Они были последователями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Народники считали, что Россия может перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию и опираясь на крестьянскую общину с коллективным трудом и коллективной собственностью на землю, с общинным самоуправлением.
В отличие от Н.Г. Чернышевского, который видел основную движущую силу прогресса в народных массах, народники 70-х гг. отводили решающую роль «героям», «критически мыслящим личностям», которые направляют массу, толпу. Отрицательно относились к политической борьбе, считая, что социальное освобождение решит все проблемы. Однако народники расходились в вопросах тактики и будущего устройства общества в переходный период.
Главными теоретиками народничества 70-х годов XIX в. были: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые отражали в своих взглядах разные направления народнической мысли – бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Различия между ними определялись разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее совершения.
Бунтарское, или анархистское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин, вплоть до конца 70-х годов было одним из самых влиятельных направлений среди народничества. М.А. Бакунин считал, что русский народ изначально готов к бунту и ждет только толчка, который должна им дать революционная интеллигенция. Политическая борьба не приносит пользы революции. Государство, считал Бакунин, источник всех несправедливостей, поэтому в будущем устройстве общества ему нет места. Будущее общество Бакунин видел как федерацию общин и народов на принципах добровольности.
Идеологом пропагандистского направлениябыл П.Л. Лавров. Он увидел, что крестьянство к революции не готово. Поэтому необходимо готовить из числа образованных «критически мыслящих личностей» пропагандистов. Их задача – путем длительной пропаганды социализма среди крестьян подготовить их к революции. П.Л. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею создания массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Следует отметить, что мысли П.Л. Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.
Заговорщическое направление (идеолог П.Н. Ткачев) исходило из неверия в революционные возможности народа. П.Н. Ткачев считал, что поскольку народ в России темен и забит, то революцию должна осуществить группа заговорщиков. Заговорщики в результате победы должны были создать временное революционное правительство и вовлечь народ в социалистическое переустройство.
Но в революционном народничестве 70-х гг. было направление, которое можно расценить как крайне экстремистское. Его идеологом был С.Г. Нечаев. В своем «Катехизисе революционера» он провозглашал идеи грубого казарменного коммунизма, тактику, допускавшую любые средства для достижения поставленной цели, в том числе ложь и предательство, фальсификацию и убийства. Революция была для него единственным критерием добра и зла. Подавляющее большинство революционеров отвергло методы С. Нечаева.
В 1874 г. народники предприняли «хождение в народ». Переодевшись в крестьянское платье, молодежь шла в деревню «бунтовать» народ или «пропагандировать социалистические идеи». Однако участники «хождения в народ» очень скоро были выловлены полицией, причем часть не без помощи крестьян, которые оставались глухи к призывам народников. Неудача «хождения в народ» подорвала веру в такие постулаты «русского утопического социализма», как: представление о русском крестьянине как об инстинктивном социалисте, о готовности его к революционному действию. Массовые аресты (было арестовано около 4 тыс. чел.) внесли смятение в ряды революционеров. Некоторые отошли от революционной борьбы, другие, наиболее стойкие, начали искать ее новые формы. В 1876 г. уцелевшие от разгрома революционеры создали организацию «Земля и воля». Видными ее участниками были Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер. Землевольцы отбросили иллюзии о готовности крестьянства к революционному выступлению и в центр своей агитации поставили не абстрактные социалистические лозунги, а реальные нужды крестьян (в частности, требования передачи всей земли крестьянству). Были предприняты попытки создать в деревнях постоянные поселения интеллигентов, которые сочетали бы легальную работу в качестве врачей, агрономов, учителей с революционно-пропагандистской деятельностью. Но и эта попытка закончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. В «Земле и воле» назревал кризис. В организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации: «Народную волю» и «Черный передел».
Большинство землевольцев перешли в «Народную волю», которая стала самой крупной и авторитетной из всех русских революционных организаций XIX в. Руководящим центром «Народной воли» был исполнительный комитет (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и другие). Народовольцы взяли на вооружение тактику террористической борьбы. С марта 1878 г. они совершили ряд «громких» покушений на крупных чиновников, а 1 марта 1881 г. убили Александра II. Вскоре большая часть членов «Народной воли» были арестованы и казнены, а сама организация была разгромлена после неудачного покушения на Александра III.
Следует заметить, что в литературе распространено мнение о «Народной воле» как террористической организации. Однако это не совсем верно. Как отмечает историк Н.А. Троицкий[1], террор ни в программе, ни в деятельности «Народной воли» не занимал главного места. Сознавая моральную и политическую предосудительность террора, народовольцы допускали его как вынужденное, крайнее средство. Террором занимались ничтожно малые силы «Народной воли» (в подготовке и осуществлении восьми народовольческих покушений на царя участвовали, кроме членов и ближайших агентов Исполкома «Народной воли», 12 рядовых членов организации).
С середины 80-х годов господствующим в народничестве становится либеральное течение, которое ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Либеральные народники признавали, что в России развивается капитализм, возрастает роль рабочего класса, но доказывали, что капитализм в России развивается и насаждается искусственно. Они отстаивали концепцию перехода России к социализму на основе «народного производства», отводили крестьянству при этом главную роль, верили в общину как средство перехода к социализму.
Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России выступает пролетариат. В 70-х – начале 80-х гг. центрами рабочего движения становятся Петербург и Центрально-промышленный район. Важную роль в развитии массового рабочего движения сыграла стачка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. В ней приняло участие около 8 тысяч человек. Рабочие предъявили требования не только владельцу предприятия, но и правительству. Под влиянием рабочего движения 80-х гг. правительство вынуждено было принять ряд законов, смягчающих положение рабочих.
Распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и группой «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Целью группы «Освобождение труда» являлось распространение идей марксизма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов подверг критике взгляды народников, вскрыл несостоятельность народнической идеи о переходе к социализму через крестьянскую общину; показал, что в России капитализм уже утверждается, а крестьянская община разлагается; переход к социализму осуществится через завоевание пролетариатом политической власти. Г.В. Плеханов обосновал руководящую роль пролетариата в будущей революции и выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Эти идеи нашли отражение и в работах В.И. Ленина. В 1898 г. было провозглашено создание РСДРП.
Таким образом, во второй половине XIX в. общественно-политическое движение становится важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отражало сложность общественной структуры российского общества и остроту социальных противоречий. В общественно-политическом движении этого периода уже закладывались основы для формирования в будущем политических партий.