Во-первых, полноценный специфический противоинфекционный иммунитет, создаваемый искусственно, равно как и безопасность вакцины, могут быть достигнуты лишь в случае полного здоровья прививаемого.
Во-вторых, вакцина должна отвечать многочисленным требованиям безопасности, предъявляемым к любым лекарственным средствам. Но, кроме того, эти иммунобиологические лекарственные средства должны иметь дополнительную гарантию их безопасности при воздействии на иммунную систему. Однако, как известно, применяемые вакцины далеки от безупречного качества, а оценка иммунологической безопасности всё ещё находится в стадии «новых перспективных исследований» (24). Другими словами, как было 200-150 лет назад, так не изменилось ничего и теперь (6-8, 18, 20, 21, 24). Между тем «деградация здоровья детей приобрела характер национальной катастрофы» (9-16, 25).
В-третьих, минимальная безопасность достигается при неукоснительном соблюдении противопоказаний (1, 18, 29).
В-четвёртых, при соблюдении всех положений деонтологии (26, 28), а также прав человека при проведении этой иммунобиологической операции - информированного, осознанного и добровольного согласия, что соответствует и современным законам РФ по здравоохранению (27. 28).
Не менее важны и другие сопутствующие положения: точные сведения о распространённости данной инфекционной болезни, т. е. о наличии эпидемиологических обоснований массовой вакцинации, а также об иммунологическом статусе населения - иммунной прослойке граждан к «взбунтовавшемуся» возбудителю инфекционной болезни. Но соблюдение противопоказаний необходимо и в данном случае, даже несмотря на чрезвычайную ситуацию (29. 1). Например, необходимы сведения о проценте детей восприимчивых или невосприимчивых к туберкулёзу, дифтерии или полиомиелиту и т. д., обусловленном конституционально-природной резистентностью или естественно приобретённым иммунитетом за счёт перенесения их в клинически выраженной или стертой (скрытой) форме.
«С 60-х годов и до 1991 г в России отмечалось постепенное ухудшение всех показателей, характеризующих здоровье нации» (9). На этом фоне накапливалось «обилие поствакцинальных осложнений» (18-23), что также диктовало серьёзную необходимость в изменении стратегии прививок и строжайшего соблюдения противопоказаний (18-23).
«Ухудшение здоровья нации» является прямой предпосылкой к увеличению числа противопоказаний, а не к уменьшению их.
Статья 11, пункты 2, 3 современного закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (27) гласит: «Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей... Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний».
Обратимся к тем противопоказаниям, которые как «научно обоснованные» (1, 8, 18-23) рекомендованы для граждан бывшего СССР с 1965 г.
Наибольший интерес в этом плане представляют противопоказания к первым двум вакцинам - БЦЖ-М и АКДС, которыми прививают наших малышей в первые полгода после рождения.
Намеренно не приводим противопоказания к БЦЖ, потому как вакцина БЦЖ-М - «ослабленный вариант» и содержит вроде бы уменьшенный-антигенный состав (по данным спецлитературы), но «обладает таким же защитным действием и рекомендована детям с отягощённым постнатальным периодом и подлежащим вакцинации в детских поликлиниках» (19, 1990, с. 29).
Достаточно велик перечень противопоказаний и к «ослабленному варианту», чтобы понять, как важно прививать здорового ребёнка.
Предупреждение в инструкции по применению к БЦЖ-М: "Неиспользованную вакцину уничтожить кипячением или погружением в дезинфицирующий раствор" - имеет вполне определённое значение, предупреждающее об опасности этого препарата, используемого, однако, для новорожденных.