Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема: медицина народов Американского континента до и после конкисты

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Достижения великих цивилизаций Древней Америки в области врачевания и особенности развития медицины и медицинского дела после конкисты.

2. Лекарственное врачевание, лекарственные сады и огороды у аборигенов Американского континента.

3. Развитие оперативного врачевания у ацтеков и в Империи инков.

4. Государственная организация медицинского дела у ацтеков.

 

Аборигены Америки пришли на континент из Азии через Берингов про­лив 30-20тыс. лет тому назад. Расселившись по материку, они создали три основных очага великих культур: майя — самая древняя великая цивилизация в Центральной Амери­ке (со II тысячелетия до н.э.), ацтеки — на территории современной Мексики (с XII в. н.э.) и инки — на территории со­временного Перу (с XIV в. н.э.).

Коренное население Америки прошло в своем развитии два периода:

1-й период (длился около 30 тыс. лет) - эпоха самобытной исто­рии аборигенов;

2-й период - начинается с 1492 г. и связан с открытием Америки Х.Колумбом и ее последующей колонизацией.

Колонизация Америки сопровожда­лась уничтожением древних культур, жестокой эксплуатацией коренного на­селения и утверждением любыми средствами католической веры.

В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждо­го народа вырабатывались свои методы и средства врачевания, свои представления о болезнях и их лечении, хотя все они имели и общие черты, отра­жающие особенности развития конти­нента.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на конти­ненте были у ацтеков: в их языке было несколько сот анатомических терминов, в то время как у майя их было около 150, а у инков — око­ло 60. Большинство исследователей связывают эти познания с ацтекской тра­дицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества пленников, приносимых в жертву богам, вскрывали грудную клетку и вы­нимали сердце. Для приобретения плен­ников для жертвоприношений ацтеки вели ежегодные "отборные войны". В 1519 г. пирамида черепов в столице ацте­ков состояла из 62000 (по другим источникам — из 120000) чело­веческих черепов. У майя человече­ские жертвоприношения имели место лишь с X в. и в крайне редких случаях.

Языческие религии аборигенов были тесно связа­ны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых и практике бальзамирования умерших.

Изучение захоронений майя и ацте­ков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из определенных слоев общества: заострение верхних зу­бов, инкрустация зубов нефритом, яшмой и золотом, из­менение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и т.д. (в целях жертвенных кро­вотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу же после рождения голову ребенка закреп­ляли между двумя досками, а на лоб между глаз вешали заметную бу­сину.

Причинами болезней аборигены считали:

· осо­бенности календарного года,

· дурные по­ступки,

· отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуального поведения,

· несовершение жертвоприно­шений,

· внеземные и магические силы.

Для обозначения различных болезней и их симптомов существовало множество названий: у инков — около 70, у майя — более 200, что значительно превышало число ана­логичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе.

В языке майя были слова для обозна­чения болезней зубов, глотки, различной кислотно­сти желудка, запора, различных видов поноса, кишечной и почечной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, вос­паления носоглотки, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, различных видов кровотечений, болезненного моче­испускания, гематурии и т.п. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний и кожные заболевания. При сифилисе оп­ределяли первичный шанкр, бубон и 5 видов кожных проявлений.

Особое значение придавалось лече­нию нервных и душевных болезней и со­стояний, для обозначения которых име­лись специальные термины, соответству­ющие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря со­знания, эпилепсия, бред, галлюцина­ции, меланхолия, помешательство и др.

В то же время на континенте не было оспы, кори, коклюша, гриппа и желтой лихорадки. Эти болезни появились после конкисты.

Лечением болезней занимались знахари. Назывались они по-разному: у инков — кайяуайа (callahuayas — врачеватели-травники) и макса (macsa — заклинате­ли). Врачеватели майя — ах-мен были жрецами. Среди врачевателей ацтеков различали тиситль и тепатиани (врачевателей-травников), тетекки оперировали, науали составляли гороскопы и предсказывали судьбу, тезок делали кровопу­скания, а тламатки прини­мали роды.

Лекарственное врачевание на американском конти­ненте основывалось на многовековом эм­пирическом опыте народов и, в то же вре­мя, было тесно связано с магическими ри­туалами и верованиями.

Ацтекские враче­ватели знали около 3000 целебных рас­тений. Созданные ими сады лекарствен­ных растений поразили испанских кон­кистадоров (Западная Европа того вре­мени еще не знала аптекарских садов и огородов). Сегодня некоторые из лечебных рас­тений доколумбовой медицины изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстян­ка, кора хинного дерева, наркотические средства, перуанский бальзам, листья кокки и многие другие лекарства. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

В "Истории государства инков" говорится о применении кровопусканий и промывании желудка мест­ными слабительными и рвотными сред­ствами, изгнании глистов, лечении ран и укреплении десен.

Высокого уровня на американском континенте до­стигло искусство родовспоможения и ле­чение женских болезней. Ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской. Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого культа. Принимали роды женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеоб­щим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака для то­го, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. В то же вре­мя существовали специальные женщи­ны, которые производили аборты.

За несколько месяцев до родов бере­менной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, опре­деляли положение плода и при необходи­мости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов. Рожали в поло­жении на корточках. Как пра­вило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Тут же отмечался гороскоп но­ворожденного, согласно дню и часу его рождения.

При патологических родах применя­ли эмбриотомию - достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения не имеется. Женщины, которые умирали во время родов, обожествлялись.

Некоторые средства медицины доко­лумбовой Америки используются сегод­ня в акушерско-гинекологической прак­тике. В частности, это касается средств контрацепции и ре­гуляции беременности. Так, если жен­щина современного индейского племени Бразилии решает воздержаться от дето­рождения, она выпивает настойку из из­вестной ей местной травы, после чего пе­рестает рожать. Может пройти несколько лет, и, если женщина вновь захочет ро­дить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается устно из поколения в поколение.

В области оперативного врачевания наибольших успехов до­стигли инки. В то же время наибольшее число "узких специа­листов" было у ацтеков. Это костоправы, кровопускатели, зубоврачеватели, вра­чеватели глаз.

При лечении ран и переломов приме­няли "шины" из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибиотическими свойствами, а также иглы из шипов и колючек агавы или костей. Шовный мате­риал также был необычным. Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а бразильские индейцы — боль­ших муравьев с сильными челюстями, которых подносили к сближенным краям раны. Когда муравей захватывал челю­стями и "сшивал" края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. При этом имел место двойной эффект: меха­ническое сближение краев раны и обез­зараживание за счет муравьиной кисло­ты.

Инки осуществляли операции ампу­тации верхних и нижних конечностей, делали протезы, производили трепана­ции черепов. Трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических поврежде­ниях черепа, воспалительных процессах в костных тканях, сифилитических яз­вах и т.д.). Около 65 % опери­рованных выздоравливали, о чем свиде­тельствует образование костной мозоли по краям операционного отверстия.

Обезболивание достигалось применением на­стоя кактуса и других растений, обладающих наркотическим, опьяняющим или галлюциногенным эф­фектом, что поразило испанских конкистадоров XVI в., при­бывших из Европы и еще не знавших обезболивания.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устройство центрального процессора | Исполнение вокалистами под фонограмму «плюс» недопустимо!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1896 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2284 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.