по суммарному показателю [95]
Уровень загрязнения почв | Величина Zс | Изменения показателей здоровья населения в очагах загрязнения |
Допустимый | менее 16 | Наиболее низкий уровень заболеваемости детей и минимум функциональных отклонений |
Умеренно опасный | 16–32 | Увеличение общего уровня заболеваемости |
Опасный | 32–128 | Увеличение общего уровня заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями |
Чрезвычайно опасный | более 128 | Увеличение заболеваемости детского населения, нарушение репродуктивной функции женщин |
В процессе хозяйственной деятельности в окружающую среду поступает огромное количество веществ, которые включаются в природные миграционные потоки в форме растворов, газов, суспензий, тонких и грубых взвесей. В результате в природных системах нарушается совокупность устойчивых первичных миграционных связей, может происходить полное или частичное разрушение природных геохимических барьеров (как радиальных, так и латеральных) или их перестройка. Формируются также и собственно техногенные геохимические барьеры.
По А. И. Перельману, техногенный геохимический барьер – это участок, где происходит резкое уменьшение интенсивности техногенной миграции и, как следствие, концентрирование элементов и соединений. Химические элементы, мигрирующие в составе техногенных соединений, накапливаются на геохимических барьерах, характерных и для природных ландшафтов. Однако техногенные ассоциации элементов отличаются большим разнообразием состава и высокими коэффициентами аккумуляции (накопления). Проведение специальных исследований требуется для выявления геохимических барьеров, на которых концентрируются искусственные соединения, не имеющие природных аналогов (пестициды, полихлорированные бифенилы и другие синтетические органические вещества).
Интенсивность миграции или осаждения веществ из техногенных потоков меняются в процессе их радиального внутрипочвенного перемещения в соответствии с особенностями почвенно-геохимических обстановок. При этом осаждение химических веществ на геохимических барьерах определяется их структурно-функциональной организацией. На рисунке 21.3 показано накопление свинца в опасных концентрациях (выше ПДК) на почвенно-геохимических барьерах в центре г. Минска.
Рис. 21.3. Аккумуляция свинца на радиальных почвенно-геохимических барьерах: А – сорбционно-биогенно-механическом, Б – техногенном сорбционно-механическом.
Для природно-техногенных ландшафтов характерно, в отличие от природных, значительное поступление на земную поверхность веществ из атмосферы. Почвенный покров при этом выступает в качестве аэротехногенного барьера, на котором осаждается основная масса примесей, переносимых воздушными потоками. Мощность и контрастность такого барьера, а также дальнейшая судьба техногенных веществ зависят как от свойств элементов, так и от физико-химических и механических свойств почв. Например, кислые окислительные малогумусные легкие почвы представляют собой слабоконтрастный аэротехногенный барьер, достаточно проницаемую среду для миграции многих загрязнителей. Нейтральные и щелочные восстановительные или окислительные гумусированные почвы тяжелого состава – это система щелочных, глеевых, сорбционных и биогеохимических барьеров, на которых вещества, поступившие из атмосферы, закрепляются и менее активно участвуют в дальнейшей миграции.
Во многих городах в атмосферу поступает большое количество карбонатной пыли от предприятий по производству строительных материалов, теплоэнергетики, производства аммиака и др. В результате может происходить подщелачивание снеговых вод и почв на 1,5–2,5 единицы рН [104]. В кислых и нейтральных почвах городских ландшафтов длительное поступление значительного количества карбонатной пыли ведет к техногенной трансформации классов водной миграции. Кислый, кислый глеевый, нейтральный и нейтральный глеевый классы трансформируются в кальциевый и кальциевый глеевый классы водной миграции. При этом формируются особые природно-техногенные почвы, сочетающие в своих морфологических и физико-химических свойствах реликтовые признаки естественных дерново-подзолистых почв (элювиально-иллювиальная дифференциация профиля, кислая и слабокислая реакция средних и нижних горизонтов) и эпигенетические техногенные признаки (нейтральная, слабощелочная и даже щелочная реакция гумусовых горизонтов, насыщенность поглощающего комплекса основаниями и др.). В результате верхние горизонты городских почв представляют собой площадный щелочной геохимический барьер, на котором в виде труднорастворимых карбонатов осаждаются многие металлы, более подвижные в кислой среде (Zn, Pb, Си, Со, Ni, Cd и др.). Наличие таких техногенных карбонатных барьеров установлено во многих городах России, Украины, Польши и Беларуси [97, 104].
Высокая концентрация техногенных органических веществ, в том числе искусственных, в городских почвах также приурочена к геохимическим барьерам [64, 105]. Среди природных геохимических барьеров, ограничивающих миграцию нефтяных углеводородов, наиболее важное значение имеют сорбционные, криогенные и окислительно-восстановительные барьеры [104]. В местах техногенных утечек углеводородов (разливы нефти, аварийные утечки ПХБ-содержащих веществ и др.) значительное влияние на их приповерхностную аккумуляцию оказывает наличие органо-сорбционных барьеров, приуроченных к органогенным горизонтам почв. Концентрируются углеводороды и на минерально-сорбционных барьерах, формирующихся на контакте гранулометрически легких и тяжелых субстратов в профиле почв или подстилающих пород. Термодинамические криогенные барьеры связаны со слабой подвижностью нефти при низкой температуре и отсутствием в мерзлых толщах каналов для радиальной и латеральной миграции. Как правило, они приурочены к средним горизонтам почвенного профиля. Глеевые барьеры формируются в заболоченных почвах, где при застое вод уменьшается интенсивность микробиологического разложения и окисления битуминозных веществ и, как следствие, их концентрация.
Защитная роль геохимических барьеров определяется уровнями их предельной емкости, показывающими, сколько вещества может быть удержано из потока. Если барьеры – природные регуляторы миграции техногенных веществ не справляются с нагрузками, происходит трансформация свойств субстратов барьерных горизонтов: они могут стать менее проницаемыми (из-за формирования плотных экранов) или, наоборот, превратиться в своеобразное сито, активно пропускающее вещества, что способствует проникновению загрязнителей в более глубокие горизонты или расположенные гипсометрически ниже природные системы. При этом предельная емкость барьеров определяется не только соотношением «физико-химические параметры барьера – геохимические свойства поступающих к нему компонентов», но и в значительной степени структурной организацией барьера, определяющей его емкость [104].