Что представляла собой деятельность журналиста в «классический» период развития СМИ —до возникновения телевидения и Интернета? Огрубленно, это был процесс трансляции новостей и осуществление функций контроля за властью, т.е. выполнение задачи «четвертой власти». Однако изменения в обществе, повлекшие за собой двуединый процесс — медиатизации политики и политизации медиа, — кардинально изменили содержание профессии журналиста. Ныне журналист выступает не транслятором информации, но создателем смыслов, осуществляя не столько контроль над властью, сколько тиражируя властные импульсы и убеждая общество в их истинности. Тем самым журналист принимает на себя (обычно имплицитно) не свойственные ему функции эксперта, что удается в силу старого стереотипа, до сих пор весьма распространенного: «если об этом пишут в газете (говорят по телевидению), значит это правда» (и это при том, что все знают о товарном характере производимого информационного продукта). Сами же журналисты в большинстве своем нацелены на профессиональное выполнение своих функций, т.е. на информирование общества. В этой главе будет сделана попытка проанализировать особенности и трудности журналистской профессии, представляющей собой совмещение конкурирующих задач: создание привлекательного, ориентированного на продажу, товара и сообщение фактов, часто неприятных, т.е. информирование. Все это составляет содержание реальных практик журналистской деятельности.
7. /. Массовая коммуникация как действие
7.1
Массовая коммуникация как действие
Вообще говоря, понятие практики в социальных исследованиях берет свое начало с работ Пьера Бурдье1 и Клиффорда Гирца2, становясь в 80-е годы прошлого века центром новой научной ориентации, делающей особый упор не на структурах и институтах, но на реалиях человеческих взаимодействий. Для исследований в области медиа особое значение имела книга Мишеля де Серто «Практики повседневности»3, в которой он продемонстрировал роль «слабых», т.е. находящихся в подчиненном положении, людей, которые, однако, обладают определенными возможностями обходить навязанный власть предержащими порядок и нередко практически вытеснять его, хотя бы временно; развитие этих идей Дж. Фиском4 позволило показать активный характер потребления продукции масс-медиа аудиторией как «слабым» актором. Применение этих положений к деятельности журналистов также весьма продуктивно, как будет показано ниже.
Традиционный взгляд на деятельность журналистов описывает так называемая репрезентативная теория, согласно которой основой этой деятельности является объективное отражение реальности, а «искажения» реальности (bias), могущие иметь место, расцениваются как подлежащая исправлению девиация. В противовес этому подходу, который до сих пор имеет значительное распространение в среде коммуни-кативистов, в 70-80-е годы прошлого века возникает — на основе конструктивистской социологии знания — другой подход, в котором отражается деятельность журналистов по созданию смыслов как неких артефактов, не связанных непосредственно с внешним миром. Собственно говоря, в этих двух научных подходах нашли свое отражения реальные изменения и проблемы современной практики журнализма.
1 Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University
Press, 1977.
2 Geertz С The Interpretation of Cultures. N. Y.: Basic Books, 1973.
3 Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley; Los Angeles; L.: University
of California Press, 1984.
4 FiskeJ. Power Plays, Power Works. L.: N. Y.i Verso, 1993.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
Каждая из этих точек зрения, очевидно, недостаточна. Репрезентативная теория исходит из представления о массово-коммуникативных процессах как прямом аналоге непосредственной, или межлично-стой, коммуникации, не принимая в расчет важного технологического компонента масс-медиа (вспомним глубокую идею Маршала Мак-Лю-эна: «The medium is the message» — «Канал есть сообщение»), т.е. не учитывает технических особенностей передачи информации, ее новой специфики. Конструкционизм, в свою очередь, предает забвению тот факт, что любые смыслы в человеческом обществе имеют в своей основе определенные социокультурные содержания, которые и задают границы мысленных конструктов.
Разрешить это теоретическое противоречие возможно, обратившись к основному средству журналистских практик — языку, а точнее, к аналитической философии языка, основы которой создал Людвиг Витгенштейн1, развили Джон Остин2 и Джон Серл3. Суть этой концепции состоит в прагматическом понимании языкового высказывания как действия (мобилизующий характер языка давно известен на уровне обыденного сознания, зафиксирован в поэтическом слогане «слово — полководец человечьей мысли»), ориентированного на достижение определенных целей, а потому связанного с другими «материальными» действиями. Подобное инструментальное понимание речевой деятельности принципиально меняет ее функции, не сводимые лишь к «отражению» действительности (репрезентативный подход), видоизменяя и смысл конструкционизма как создания ее виртуального дубликата в процессе расчленения целостного мира на смысловые «кубики» с целью их дальнейшей «перетасовки».
Понимаемая таким образом коммуникация представляет собой деятельность по обмену осмысленными знаками (язык — частный случай знака) для достижения определенных целей, причем отнюдь не только чисто информационных, ориентированных на понимание, но
1 Витгенштейн Л. Философские работы / пер. с англ. М: Гнозис, 1994.
1 Austin J. L. How to Do Things with Words. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1962; На рус. яз.: Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
3 Searle J. R. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
7. 1. Массовая коммуникация как действие
и на убеждение (в чьих-то интересах). Участие в этом процессе обмена и является собственно коммуникативным действием.
Таким образом мы получаем новый набор характеристик деятельности создателей информационного продукта — журналистов, расширяющих традиционные воззрения:
1)высказывание в процессе коммуникации является действием;
2)действие выполняется в соответствиями с правилами;
3)правила социальны и узнаваемы воспринимающей стороной;
4)правила обусловлены намерениями (интенциями) журналистов, формируя коммуникативные задачи и соответствующие особенности действия (речевого акта);
5)действия содержат убеждение в собственной значимости, ориентируя (получателя информации) на признание законности выдвинутых задач и выполнение поставленных целей;
6)обоснованность этих целей и предлагаемые средства их достижения могут быть оспорены и даже отвергнуты принимающей стороной. (Последнее обстоятельство анализировал Юрген Хабермас в понятии коммуникативной рациональности1, под которой он понимал возможность достижения согласия между участниками процесса коммуникативной деятельности, возможное только в случае принятия рациональных аргументов и исключенное в ситуации обмана или принуждения.)
7.1.1
Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности
Такое понимание опосредованной массовой коммуникации позволяет не только отличать ее от межличностной, т.е. интеракции лицом к лицу, но и подчеркнуть ее специфику как процессуальной деятельности, использующей развитые технологические средства.
1. Помимо чисто речевой деятельности в массовой коммуникации широко используются и другие системы знаков — символы, визуальные образы, звук.
1 Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1: Reason and the Rationalization of Society. N. Y.: Polity Press, Blackwell Publishers, 1995.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
2. Особенностью массовой коммуникации является небуквальное (стратегическое, или манипулятивное, в терминологии Ю. Хабер-маса) использования знаковых систем. Манипулятивные намерения обычно скрыты, замаскированы под рациональные коммуникативные действия.
3. Создание информационного продукта включает в себя множество действий различных его участников, что находит свое выражение в иерархии этой деятельности (программа новостей — репортаж в программе — цитата в репортаже), причем смысл каждого из элементов зависит и оттого, в какое именно более крупное действие они вложены1.
4. В рамках опосредованной массовой коммуникации знаковое действие не спонтанно, но готовится заранее, распадаясь на две части: процесс подготовки информационного продукта, осуществляемый журналистами, ход которого не зависит от воспринимающей стороны, и последующая «жизнь» этого продукта практически независима от его создателей.
5. В силу того, что знаковое действие в процессе создания информационного продукта осуществляется вне контекста восприятия — за пределами аудитории, потребителя этого продукта, — означает разорванность коммуникации (что в линейной схеме Шеннона — Уивера выглядело как ассиметрия обратной связи). Взаимная скрытость — производства информационного продукта от аудитории и восприятия его аудиторией от журналистов — формирует центральную особенность этого целостного, по сути, процесса, когда возникают непредвиденные последствия распространения информации, в частности односторонность принятия информации (или отказа от нее) аудиторией.
6. Понимание аудиторией сообщений масс-медиа происходит на основе системы правил, формируемых не только определенными устойчивыми типами действий СМИ, но прежде всего социальным контекстом, представленным в виде «фонового» знания.
1 Весьма продуктивным в этом смысле представляется предложенный в свое время М.М. Бахтиным анализ художественной литературы. См.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Эстетика словесного творчества. М.: Ис-
7. /. Массовая коммуникация как действие
Итак, процесс массовой коммуникации в современном обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных знаковых действий, каждое из которых имеет собственного «исполнителя» (субъекта, часто коллективного — журналисты, аудитория) и собственные, связанные с этой деятельностью, ожидания. Следовательно, можно говорить о том, что полученные в рамках этого вида деятельности результаты — совокупность информационных продуктов — не являются «зеркалом» (прямым отражением) реальности, хотя в каждом конкретном случае может быть осуществлено объективное, т.е. правдивое, соответствующее фактам изложение события. Такой подход к процессу массовой коммуникации позволяет выделить ряд этапов и зон ее осуществления как сложного действия:
• создание информационного продукта в пространстве, недоступном для воспринимающей стороны;
• исполнение (трансляцию) произведения (цельного знакового действия — передача по радио или телевидению, текст в печатных СМИ) в публичном пространстве, или «зоне» коммуникации;
• восприятие (потребление) продукта в пространстве, недоступном для производителей;
• отложенную обратную связь, выраженную в трех основных формах: выборе коммуникативного средства потребителем, его открытую реакцию на продукцию, проявляющуюся в письмах и звонках в СМИ, а также фиксируемую в маркетинговых исследованиях аудитории; сюда же можно отнести и различные виды вторичной коммуникации — журналистов между собой, представителей аудитории друг с другом и т.п.
7.1.2
Специфика дискурса масс-медиа
Итак, особый характер современной массовой коммуникации обусловлен тем, что в ее рамках общество реализует технологические способы производства социальных значений. На практике разные социальные группы пытаются навязать обществу свою модель интерпретации того или иного события'. Именно эти процессы становятся цен-
1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist Approach //American Journal of Sociology, 1989. N I.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
тральными в деятельности современных СМИ, осуществляясь на когнитивном (познавательном) и культурном уровнях человеческого сознания и деятельности. На когнитивном уровне происходит приспособление информации, получаемой из СМИ, к жизненному опыту и убеждениям индивида, и формирование общественного мнения (вспомним концепцию Г. Шпинера).
Применительно к масс-медиа дискурс означает «упаковку» информации (сообщений) с помощью метафор, визуальных образов (имиджей) на основе моральных норм, принятых в данном обществе, т.е. в нем находят свое отражение культурные основания, или культурные резонаторы. Культурные резонаторы — определенный набор символов, наиболее естественных и «близких» для людей определенной культуры. Так, для американцев это идея прогресса и эффективности деятельности, воплощенная в технологических достижениях (изобретениях) и представлении о «self made man». При этом каждый набор символов имеет свою оппозицию, или контрсимвол, который также обладает качеством культурного резонатора. В данном случае контрсимволом будет идея возврата к природе, выраженная наиболее ярко Генри Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»). «Поскольку и темы, и контртемы имеют культурные корни, имеет смысл признать, что большинство членов данной культуры обладает и тем, и другим. Резонанс с любой из них является полезным»1.
Оба уровня функционируют параллельно, и именно в ходе их взаимодействия происходит социальное конструирование значений. «Каждая из систем взаимодействуете другой: медиадискурс является частью процесса, с помощью которого индивиды конструируют значения, а общественное мнение — часть процесса, с помощью которого журналисты и другие культурные антрепренеры развивают и кристаллизуют значенние в публичном дискурсе»2.
Каждый шаг обработки и формирования значения добавляет в него новые грани. В качестве важных средств в этом процессе наряду
1 Gamson W.A. The 1987 Distinguished Lecturre: a Constractionist Approach to
Mass Media and Public Opinion // Symbolic Interaction, 1988, N 2. P. 168.
2 Idem. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a Constructionist
Approach//American Journal of Sociology, 1989, N 1. P. 2.
7. /. Массовая коммуникация как действие
с культурными резонаторами выступают также деятельность спонсоров и практики масс-медиа.
Деятельность спонсоров заключается в том, что те или иные наборы значений в виде проблем имеют заинтересованных в их продвижении лиц. Как правило, это общественные организации, использующие специалистов по PR для контактов со СМИ с целью привлечения внимания к целям (интересам) организации, чтобы мобилизовать своих потенциальных сторонников и демобилизовать противников.
Для нас особое значение имеет третий компонент формирования значений — практики масс-медиа. «То, что спонсоры активны, не значит, что журналисты пассивны. Рабочие нормы и практики журналистов добавляют существенные ценности в этот процесс»1. Даже при господстве одной, как правило официальной, точки зрения журналисты обладают определенной свободой для представления иных позиций по проблеме. Правда, рутинизация всякого массового процесса производства относится и к производству информационного продукта. Нередко до 60% информации, появляющейся в СМИ, получено из пресс-релизов, официальных заседаний и пресс-конференций, и лишь около четверти сообщений добывается в ходе свободного репортерского поиска и извлекается в результате анализа ситуации самими журналистами.
На уровне осознания проблемы журналистами, т.е. на когнитивном уровне, существуют определенные схемы обработки действительности, выступающие в качестве «механизмов настройки», фиксирующих внимание на определенной информации при игнорировании других сообщений. Именно схемы помогают определять важность (значимость) и смысл информации и ее место в уже существующей системе значений: «Мы подгоняем то, что слышим, под определенную схему и нам трудно понимать то, что не очень хорошо соответствует ей»2.
Так в самом общем виде выглядит механизм создания смыслов в практике журналистской деятельности, трансляция результатов которых через разнообразные каналы информации и их закрепление в массовом сознании формирует общественное мнение.
1 Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: a
Constructionist Approach//American Journal of Sociology, 1989. N 1.
2 Ibid. P. 170.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
7.1.3
Требования к информационному продукту
Каким требованиям должны отвечать созданные журналистами материалы, чтобы привлечь внимание публики, т.е. способствовать продаже информационного продукта?
В написанном еще в IV в. до н. э. трактате «Риторика» Аристотель выделяет три принципа, которым необходимо следовать, чтобы добиться внимания аудитории — пафос, логос и этос. Американский исследователь Б. Стоунхилл1 дал анализ этих оснований применительно к современному телевидению, которое должно оказывать сильное эмоциональное воздействие (пафос), содержать интеллектуальный компонент (логос), представляющий собой загадку, а также соответствовать нравам и традициям данного общества (этос).
Реальная трудность в осуществлении этих требований журналистами на практике состоит в том, что они в своей деятельности должны поистине проскользнуть между Сциллой и Харибдой — интересами публики и потребностями владельцев, — не забывая при этом о требованиях профессиональной этики профессии. Авторы концепции публичных арен, уже известные нам С. Хилгартнер и Ч. Боек (см. гл. 6) выделяют характеристики современного медийного продукта, наличие которых является необходимым для его попадания на эти арены.
Драматичность. Явления, обладающие внутренней драматичностью, имеют более высокие шансы быть представленными широкой публике. Конкуренция между феноменами за это право отражает конкуренцию между группами интересов, прибегающими к стратегии драматизации собственных интересов и дедраматизации противоположных. «В ходе попыток дедраматизировать социальную проблему часто используются такие стратегии, как отрицание существования предполагаемой ситуации, которая считается проблемой, утверждения, что другие вопросы являются более неотложными или что наносимый вред имеет другие причины, не те, о которых говорит конкурирующая группа, выставление противоположного лагеря несведущим и нерациональным, утверждения, что данная ситуация естественна, приемлема
1 StonehillB. Hearts, Smarts and Sparkle// Connect, 1995. N 9. P. 4.
7. /. Массовая коммуникация как действие
или неизбежна, а решения данной проблемы неизвестны, неосуществимы, неприемлемы или вообще не существуют»'.
Новизна является необходимым и константным условием сохранения информации в повестке дня (иначе интерес к ней падает), что означает необходимость постоянного ее обновления за счет новых символов или событий.
Культурные предпочтения играют значительную роль: широко распространенные, они вызывают больший интерес и, следовательно, более конкурентоспособны.
Политические пристрастия владельцев СМИ или спонсоров, отраженные в информации, имеют более высокие шансы на успех. Соответственно проблематизация «неприятных» тем журналистами может блокироваться.
Перечисленные критерии дополняют «условия предрасположенности», сформулированные А.К. Шонфельдом, Р.Ф. Мейером и Р. Дж. Гриффином применительно к ежедневной газетной прессе.
Во-первых, проблема должна иметь характер, обеспечивающий прессу постоянным потоком событий — информационных поводов, соответствующих ценностям отделов новостей.
Во-вторых, проблема должна соответствовать одной из установленных стилизованных рубрик, обычно представленных в данном издании.
В-третьих, необходимо, чтобы между инициаторами обсуждения проблемы и журналистами — репортерами и редакторами — существовало определенное классовое «соответствие», как в политико-экономических интересах, так и в установлении социальных и профессиональных контактов.
В-четвертых, в издании должны быть журналисты, разделяющие взгляды инициаторов выдвижения требований, формулирующих проблему.
И, в-пятых, издатели не должны видеть в публикуемой информации угрозу их экономическим интересам2.
1 HilgartnerS., Bock C.L. The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas
Model // American Journal of Sociology, 1988. Vol. 94 (1). P. 76.
2 Schoenfeld A.C., Meier R.F., Griffin R.J. Constructing a Social Problem: The
Press and the Environment // Social Problems. Vol. 27, 1979. P. 38-61.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
Эти характеристики формируют как бы внутренние требования к информационному продукту. Но именно товарный характер результатов деятельности журналиста выдвигает набор внешнихтребований, обеспечивающих успех на рынке информации.
Итак, что должен содержать этот продукт, чтобы успешно конкурировать с другими? Практически исчерпывающий перечень этих требований предложила Д. Лазик на примере стратегии конструирования социальных проблем1.
1. Конструирование отличного в рамках знакомого. Конструирование нового, отличающегося от других, вопроса имеет важное значение, поскольку именно новое и необычное привлекает внимание аудитории, испытывающей скуку при упоминании уже привычного. При этом важно, чтобы новое не было абсолютно новым (непонятным): аудитория любит новизну, но страшится непонятного (вспомним теорию когнитивного диссонанса). «Совершенно новые утверждения могут быть безуспешными, если аудитория не владеет категориями, позволяющими понять их»2.
2. Выделение индивидуального компонента.
Аудитории всегда интереснее информация о личностях, особенно широко известных, чем о социальных причинах явления.
3. Упор на широкую распространенность. В деятельности СМИ действует закон больших чисел: «чем больше число жертв, порождаемых тем или иным условием, тем вероятнее, что аудитория будет оценивать данное условие как социальную проблему»3. Подчеркивание масштаба и числа затронутых этим условием (все налогоплательщики, все граждане, все родители) важно потому, что формирует представление у аудитории о близости проблемы и потенциальной затронутое™ ею.
4. Представление в качестве жертв лип, принадлежащих к среднему классу, т.е. обладающих весомыми экономическими и социально-политическими ресурсами. Так, указание на представителей среднего класса как жертв преступности вызывает больший резонанс, чем если в этом качестве выступают представители бедных слоев или меньшинств.
1 Loseke D.R. Thinking about Social Problems: Ал Introduction to Constructionist Perspectives. N. Y.: Sage, 1999. P. 81-93. 4bid.P82. 3 Ibid. P. 84.
7. 1. Массовая коммуникация как действие
5. Конструирование устрашающих последствий. Эффективное конструирование проблемы «вождение автомобиля в нетрезвом виде» предполагает показ ее наиболее серьезного следствия — гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий.
6. Персонализация проблемы — демонстрация подробностей воздействия этих условий на людей через личные истории, воздействующие на чувства аудитории.
7. Конструирование простоты, что предполагает «игнорирование сложностей реальной жизни и представление условий и людей, затрагиваемых ими, в простой и удобной для понимания форме»1.
8. Представление темы в нужное время, что означает отсутствие одновременно с событием некоего конкурирующего по значимости явления (например широкомасштабного стихийного бедствия), оттесняющего на задний план другую информацию.
9. Last, but not least — конструирование проблемы с учетом того, что большая часть сообщений значительного числа средств масс-медиа носит развлекательный характер.
В результате, заключает автор, «мы получим образ новой проблемы, но не настолько новой, чтобы она требовала от аудитории разработки нового мировоззрения. Это будет проблема, подтверждающая наши личные убеждения, обусловленные культурой («проблемы вызваны людьми»), и социальные нормы сострадания («жертвы не несут ответственности, они невинны»)... Это будет образ условия, которое легко понять, поскольку данные типизации не будут отражать всю сложность реального мира... и будет успешным, поскольку он отражает типичный здравый смысл, а также является эмоционально привлекательным»2.
Таковы «технологические» требования к информации, которая сможет не затеряться и занять свое место в информационном публичном пространстве.
Перейдем теперь непосредственно к практикам журналистской работы, ориентируясь на реалии отечественного журнализма.
_____________________
1 Loseke D. Op. cit. P. 88.
2 Ibid. P. 91.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
7.2
Стратегии журналистской деятельности
Производство медиапродукции включает в себя определенный набор практик работы журналистов, т.е. действий, совершаемых по набору правил (регулярностей), среди которых можно выделить, по крайней мере, три основных типа коммуникативныхдействий: открытые и закрытые коммуникативные задачи, а также их практическое совмещение. Последнее нередко представляет проблему, по сложности сопоставимую с «квадратурой круга».
7? 1
Открытые коммуникативные задачи
Открытые коммуникативные задачи — это нормативные представления журналистов о целях их деятельности, которые, в силу их легитимности в глазах самих журналистов, открыто демонстрируются читателю.
Классическим образцом открытого коммуникативного действия является реклама. О рекламе не судят в категориях «истинно/ложно» (если не считать, скажем так, препозиционной части рекламы, где происходит отсылка к реально существующему товару). Например, публика была бы, наверное, сильно удивлена, если бы широко рекламируемый «Ариэль» оказался выдумкой, но высказывание типа «отстирывает лучше, чем обычный порошок» с позиции «истинно/ложно» оценить затруднительно. Образ «обычного порошка» в виде коробки без опознавательных знаков создается и осознается как атрибут рекламного жанра, почти как литературный персонаж. Попытки укоренить его в реальности привели бы к разрушению коммуникации.
Открытые, явно декларируемые цели этой деятельности опираются на представления журналистов о потребностях аудитории, ее интересах и способности осваивать те или иные информационные продукты. Однако рядовые журналисты почти не имеют непосредственных выходов на свою аудиторию (постоянные и широкомасштабные исследования очень дороги, и потому касаются в основном телевидения; в других случаях они весьма фрагментарны).
7.2. Стратегии журналистской деятельности
Избежать «письма друг для друга» невозможно в любом случае. Так как адресат всегда недоопределен, журналисты в своей деятельности в ббльшей степени ориентируются на стандарты и нормы профессионализма, признанные в их среде.
В любом случае все действия легитимируются отсылкой к потребностям аудитории. Адресат — это ресурс, который привлекается в дискуссии для отстаивания своих интересов. Так как он всегда отчасти не определен, его можно модифицировать в зависимости от ситуации.
Легитимирующая сила категории адресата велика потому, что законной и одобряемой считается задача продать журналистское произведение, которое осознается, в первую очередь, как товар. Эта задача открыта: она не скрывается от аудитории. О ней можно узнать хотя бы из того, что СМ К рекламируют собственную продукцию в ряду других товаров. Из такого отношения вытекает следующая, двойная задача: с одной стороны, подстроиться под предполагаемые потребности адресата, а с другой — навязать ему свою продукцию, создав новые потребности. Для аудитории подобные обстоятельства тоже не секрет, и, имея определенный опыт общения с СМК как с товаропроизводителем, она может иметь это в виду.
Экономические интенции присутствуют во всех типах комму-никативныхдействий журналистов как открытая, но фоновая задача. Средством ее достижения является изготовление качественного продукта, а конкретное его выполнение зависит от других задач. Таких задач три: «информирование», «артикуляция независимого мнения» и «развлечение», которые в конкретных действиях журналистов часто не разделены. В структурно-функционалистской литературе по масс-медиа именно эти три задачи, несколько по-иному сформулированные, чаще всего возглавляют списки функций СМК.
Информирование и репортажный способ работы
Коммуникативной задаче «информирования» более всего соответствует жанр новостей и репортажный способ работы.
Журналисты, занимающиеся расследованиями темы, пытаются монополизировать право на определение содержания проблемы, тогда как репортеры считают приемлемым перекладывание ответствен-
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
ности за правдивость информации на ее источник. К тому же технические условия, в особенности требования оперативности, не оставляют репортерам другого выбора. Более того, все они стремятся создать постоянную сеть источников для бесперебойной поставки информации, таким образом неизбежно ограничивая набор каналов и отсеивая неканализированную информацию. Это можно было бы назвать искажением, но как помыслить неискаженную картину? Как представить газету, на 95% состоящую из рутинных событий? Новость — это не всякая информация, а выборочная, это изменение на общем фоне, значимое отклонение от него.
Таким образом, те, кто видят своей главной задачей информирование читателя, не претендуют на создание объективной картины, отражающей реальность в целом. Они претендуют на истинность блоков информации в рамках каждого конкретного произведения, а иногда даже на точность воспроизведения источника.
Обобщая, можно сказать, что создание новостей как коммуникативное действие представляет собой по преимуществу выборочное «цитирование» других производителей смыслов, опосредующих реальность для журналистов, и реже — цитирование самой «реальности». При этом связи между цитатами не только не «воспроизводят» связи в реальности, но и намеренно подавляются журналистами.
Артикуляция независимого мнения и расследовательский способ работы
Расследовательский способ журналистской деятельности по многим параметрам противостоит репортерским практикам, включая в себя: во-первых, почти профессиональное освоение темы с целью достижения независимости от источников; во-вторых, сбор компромата и использование конкурирующих источников. Неудивительно, что расследовательский журнализм концентрируется вокруг политико-экономических и криминальных тем; именно такие послания направлены во власть и в элиты.
Особое значение для расследовательской журналистики имеет разоблачение (exposure), как правило, известных личностей, тех или иных негативно маркированных их действий, что безусловно вызы-
7.2. Стратегии журналистской деятельности
вает интерес у публики. Именно в разоблачении суть всякой сенсации, а потому оно используется весьма активно любым информационным средством как весьма убедительное орудие влияния на власть.
Следует оговориться: только часть журналистов-расследователей имеет непосредственно перлокутивные цели — желание повлиять на принятие решений властями или задачу формирования общественного мнения. Другая часть ограничивается артикуляцией своего мнения; но всех объединяют 1) претензии на независимость, непредвзятость и «экспертность» такого мнения; 2) определение жанра все-таки как «мнение», «анализ», «комментарий» и противопоставление его «информации». Это связано с тем, что расследователи в своих материалах более открыто апеллируют к ценностям, к категориям «хорошо — плохо». В центре любого расследования стоит «проблема» — то, что осознается журналистом как общественно значимая девиация, которую следует исправить. Поэтому претензии на непредвзятость мнения оказываются шаткими и часто оспариваются внутри самого журналистского сообщества.
Девиация предполагает, что источники будут скрывать информацию, относящуюся к ней, или конструировать реальность выгодным для них образом. Отсюда и возникает собственно расследовательский способ работы, борьба журналистов с источниками за определение ситуации, за контроль над интерпретацией информации. Наиболее успешные расследователи используют в своей работе методы внешней разведки, контрразведки и уголовного розыска. Начинающим журналистам-расследователям рекомендуется: собирать свой архив и досье, тщательно сопоставлять общедоступные источники, получить возможность пользоваться закрытыми базами данных (например УВД), создать сеть неформальных источников во всех «органах» и «пасти их», а также завести доверенных лиц в силовых структурах, которые могли бы в экстремальных случаях вытащить из беды.
Коммуникативное действие «артикуляции мнения», таким образом, направлено на избавление от посредников между журналистами и реальностью с целью создания собственных (первичных, а не вторичных) интерпретаций и восстановление/конструирование утерянных связей между выявленными «фактами».
Реальные практики далеки от желаемого. Вознаграждение, как правило, не соответствует затратам и риску, связанным с расследова-
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
нием. Кроме того, так как узкая специализация редко возможна, журналист всегда проигрывает своим источникам в компетенции. Поэтому иногда дело ограничивается воспроизведением мнений конкурирующих источников, и подлинных расследований, несмотря на всю престижность этой деятельности для журналистов, не так уж и много.
Глобализация новостей, происходящая благодаря новым коммуникационным технологиям, оказывает существенное влияние на характер освещения международных событий, информацию о которых можно мгновенно передать по всему миру. Однако вполне уместен вопрос: узнает ли зритель больше о сути события благодаря этому подробному освещению? Портативная спутниковая тарелка, миниатюрный цифровой видеомагнитофон, монтажный комплекс, умещающийся в маленьком чемодане, преобразили характер представления новостей. Острое соперничество между информационными службами, плохой менеджмент и зачастую неудачное размещение технических средств существенным образом изменили природу репортажей с места событий. Некоторые журналисты опасаются, что, делая в новостях главный упор на такие качества, как «прямая трансляция» и «эксклюзивность», можно утратить точность и понимание сообщения аудиторией.
• Развлечение и «произвольное» обращение с источниками
Развлекательные жанры (ток-шоу, телеигры, курьезные истории и др.) — это кульминация инструментального подхода к источникам.
Существует также масса текстов и передач, в которых претензии на истинность присутствуют, но являются вторичными. В этих текстах реальность произвольно «пересобирается» из составных частей так, чтобы соответствовать задаче журналиста: представить ее чисто развлекательной или развлекательно-регулятивной, как часто случается с текстами/передачами на «моральные» и социально-психологические темы.
В развлекательном коммуникативном действии связывание кубиков реальности целиком подчинено логике создания товара-игрушки, мира, правила которого напоминают правила реальности примерно так же, как шахматы похожи на настоящие военные действия. Характерная черта таких игрушек — недоопределенность их отношений с миром «реальности», что ставит их на грань легитимного, но при «правильном» исполнении — вполне успешных.
7.2. Стратегии журналистской деятельности
7.2.2
Скрытые коммуникативные задачи,
или Внешние ограничители деятельности журналистов
Наряду с рассмотренными выше открытыми задачами в практиках журнализма существуют и скрываемые, прежде всего от аудитории, задачи, которые отрицательно маркированы, поскольку расходятся с целями профессии, но которые журналисты, тем не менее, вынуждены исполнять в силу различных внешних влияний. Таких коммуникативных задач можно выделить три: (1) скрытая реклама; (2) выполнение политического заказа и (3) выполнение обязательств перед друзьями, деловыми знакомыми и т.п. Преследование таких целей приводит не к прямой лжи, а к замалчиванию части информации или к особой ее интерпретации. Сами по себе эти действия не могут быть отрицательно маркированы, потому что без них не обходятся вполне легитимные акты. (Кто в праве определить, что данный случай умолчания или интерпретации не оправдан?) Такие действия оказываются нелегитимными в глазах журналистов, когда отрицательно маркированные (стигматизированные) цели преследуются сознательно.
Скрытая реклама
Под скрытой рекламой понимается подача ее под видом объективной информации как редакционного материала. Эта проблема возникает с момента использования СМИ с целью продвижения, т.е. рекламы, товаров. Так, М. Миске анализировал решения американских судов на эту тему начиная с 1911 г. Верховный суд США в 1970 г. постановил, что использование «редакционной» рекламы — право радио- и телевизионных станций, поскольку они являются частными предприятиями, однако потребовал от СМИ «осмотрительности» в этом вопросе. Ныне существуют так называемые «гибридные формы» журналистики, объединяющие в себе деятельность рекламистов и создание информационных (редакционных) материалов; подобный синтетический продукт получил название aditorializing{editorialmaterial— редакционный материал и advertising — реклама), т.е. редакционная реклама.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
Последствия скрытой рекламы оказываются весьма значительными. Прежде всего, это ведет к постоянному количественному росту рекламных материалов во всех СМИ, отвечая интересам рекламодателей. Но не менее серьезными являются качественные последствия этого процесса уже для журналистики.
Рекламируемый продукт (услуга) поддерживается авторитетом источника информации на основе доверия аудитории к данному СМИ. Но — и это, пожалуй, главное, — скрытая реклама дает заведомо одностороннюю, всегда благоприятную информацию, поскольку основной целью является наиболее выгодное представление товара/услуги, которая в данном случае маскируется под информацию или независимое мнение.
И хотя чисто внешне скрытая реклама кажется направленной на аудиторию, на деле такого рода тексты всегда адресуются не столько потенциальным покупателям, но прежде всего рекламодателям. Происходит как бы удвоение скрываемого: материалы преследуют цель угодить представлениям заказчика об эффективной рекламе и привлечь других рекламодателей.
В журналистском сообществе написание рекламных текстов традиционно считается занятием не слишком престижным, а скрытых и вовсе негативно маркируется как выходящее за рамки одобряемого в силу очевидного манипулятивного характера этой деятельности. Однако ком-модификация журналистского труда часто не оставляет выбора.
Поскольку аудитория обладает определенными возможностями «разоблачения» скрытой рекламы, то ясно, что в таких случаях падает доверие к СМИ как источнику объективной информации.
Ради коммерческой выгоды — сейчас бизнес теленовостей оценивается в 3 млрд долл. — медиаорганизации готовы пожертвовать глубиной, лишь бы быстрее охватить все более расслаивающуюся глобальную аудиторию. Уникальная способность новых технологий вовлекать в сферу действия бесконечно «расколотую» аудиторию новостей еще больше стирает грань между рекламой и журналистикой.
Политическое давление
Другая задача, которую приходится выполнять журналистам, — приведение своих произведений в соответствие с политическими инте-
7.2. Стратегии журналистской деятельности
ресами акторов, обладающих рычагами воздействия на СМК. Это задача прямо противоположна расследовательской журналистике, потому отношения на эту тему оформляются в виде торга на двух уровнях: во-первых, между главой СМК и агентами внешнего влияния (прежде всего, спонсорами и высокопоставленными чиновниками), во-вторых, между журналистами и главой СМК. Последний всегда исполняет роль буфера, пытающегося совместить интересы СМК с интересами агентов внешнего влияния, которые тоже противоречивы. Вот почему и содержание произведений, даже в рамках одного СМК, может оказаться двойственным.
Информации о том, как происходит взаимодействие между главами СМК и внешними силами, крайне мало, а если агенты — спонсоры или кредиторы, то ее вообще нет. Однако с большой степенью уверенности можно сказать, что с представителями государственных органов, как выборных, так и правительства, отношения больше похожи на переговоры, хотя и неравные. Так как пресс-службы и другие официальные источники — не единственный путь получить информацию о том или ином институте, им приходится считаться с интересами СМК.
Если об этапе подготовки медиапродуктов со скрытыми политическими целями данные получить сложно, то сами продукты вполне доступны. Обычные читатели, как правило, не столь внимательно следят за изменением языка СМК, но все же, как только скрытые политические цели угадываются аудиторией, содержащие их материалы могут быть отвергнуты ею.
Требование объективного отражения реальности отсылает к другому нормативному порядку — демократическому: кто не выдвигает претензий на истинность новостей, тот не оправдывает претензий на правильность с точки зрения этого нормативного порядка. Вот почему «инструментальное использование» советских СМК становится синонимом порочной практики у Уилбура Шрамма, сокрушающегося о том, что «в советской концепции нет места представлению о прессе как о ясном, ни от кого не зависящем зеркале событий». Расхождение между скрытыми и открытыми целями в советских СМК лежит в другой плоскости: в представлении интересов партии как интересов народа.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
Личные обязательства и зависимости
Третий вид скрытых коммуникативных задач связан со всякого рода частными обязательствами журналистов перед родственниками, друзьями, людьми, которые оказывают им какие-либо услуги, а также организациями, от которых они зависят не как представители масс-медиа, а лично. В этих отношениях обе стороны используют в личных целях не принадлежащие им ресурсы, к которым имеют служебный доступ.
Так как единственная услуга, которую могут предоставить журналисты — информационная, то ее оказание трудно четко отграничить от скрытой рекламы. Материалы начальственных протеже могут занимать привилегированное положение переддругими, независимо от того, соответствуют л и они нормам профессионализма, принятым в журналистском сообществе.
Таким и сходным образом СМК используются журналистами для решения своих частных проблем. При этом услуги разным лицам выдаются за информацию или независимое мнение: день рождения нужного человека предстает как общественно значимое событие, достойное упоминания в газете; хвалебный отзыв, обусловленный личными обязательствами, предстает как объективная оценка. Аудитории такие скрытые цели отслеживать гораздо труднее, чем политическую ангажированность, потому что они не носят регулярного характера и не могут быть выявлены даже с помощью длительного сопоставления продуктов разных СМК.
7.2.3
Совмещение конкурирующих задач -
основа коммуникативного действия журналиста
Все типы скрытых коммуникативных задач, выступающие как ограничители профессиональной деятельности журналиста, так или иначе обусловлены. Скрытая реклама дает финансовую возможность выживания и сохранения информационного средства, т.е. ее обусловленность в основном экономическая, стремление обходить «острые»
7.2. Стратегии журналистской деятельности
политические темы и нежелательные интерпретации порождено скрытым диалогом с властью, т.е. политически. Возможности незаметного оказания услуг через газету, т.е. фактически использование своего служебного положения, объясняется включенностью журналистов в разнородные социальные сети (журналисты — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо). Однако выполнение этих принудительных коммуникативных задач под давлением внешних обстоятельств вызывает у журналистов ощущение психологического дискомфорта, поскольку осознаются их несовместимость с нормами журнализма как публичной деятельности и нарушение профессионального кодекса как совокупности представлений самих журналистов о том, какие задачи должны преследовать СМК. Для того чтобы объединить эти конкурирующие задачи и не «потерять лицо», в практике журнализма применяются разные стратегии.
Одной из них является использование ироничных материалов — это наиболее часто встречающийся способ попытки ведения «честного» диалога с читателем «под носом» у властей, активно использовавшийся еще в советское время.
Аналогичный пример, выполненный на графическом уровне: в одной из газет в рубрике ответов на вопросы читателей был помещен рекламный текст, который, как и другие информационные материалы, начинался с вопроса в рамке и не содержал указания «На правах рекламы». В то же время графически он был подверстан к блоку рекламных модулей и содержал сходные элементы дизайна, что не давало читателю возможности однозначно его классифицировать. В этом примере также присутствуют три слоя задач: 1) декларируемая задача—объективная информация; 2) скрытая задача — реклама; 3) скрытая задача второго порядка — разоблачение первой скрытой задачи.
Как видно из примеров, вторая скрытая задача на самом деле открыта для части аудитории; иногда такая задача может быть открыта и для всех — это уже псевдоскрытая задача, или ситуация эзопова языка. Подобный прием применяется, если нужно донести до аудитории информацию, чреватую санкциями, выскользнув при этом из сферы, на которую эти санкции могут распространяться: например, ставится задача обвинить человека, чья вина не доказана в суде.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
7.2.4
Результаты журналистских практик
В исследованиях массовой коммуникации журналистов нередко изображают как бестрепетных манипуляторов массовым сознанием, крепко держащих в своих руках нити управления восприятием аудитории. Однако, во-первых, журналисты не контролируют способы потребления их продукции, во-вторых, они вряд ли больше свободны от интерпретаций, норм и форматов, навязываемых своим адресатам. Было бы наивно приписывать авторство сообщений, транслируемых СМК—как содержательно, так и по форме, — только журналистам. После выпуска «нейтральных» новостей, которые просто «описывают» реальность, мир становится уже не таким, каким он был до этого. Сама артикуляция мнений в ток-шоу вносит изменения в мир зрителя, даже если он не рассматривает высказанные суждения в качестве нормативных моделей поведения. И совсем невозможно предсказать, каким именно образцам он решит следовать.
Неожиданные способы восприятия посланий, созданных журналистами и транслируемых масс-медиа — сущностная особенность массовой коммуникации. Эту особенность можно учитывать или ею можно пренебречь, однако невозможно не принимать в расчет, поскольку признать все подобные ситуации «сбоем», значит признать «сбоенным» весь процесс.
Неожиданные использования СМК аудиторией вообще чрезвычайно разнообразны. «Чтение представляет искусство, какое угодно, только не пассивное», — писал Мишель де Серто, понимая при этом категорию чтения метафорически, как понятие более общее, чем потребление. Одна из самых крупных ошибок советских идеологов состояла в их вере вто, что контролировать медиапродукт означает контролировать и его восприятие. Партийные лидеры еще спокойно почивали на лаврах, когда население уже вовсю рассказывало анекдоты про Брежнева и сдавало пачки непрочитанных газет в макулатуру, чтобы приобрести дефицитные издания. Эти явления до сих пор мало изучены.
В этой связи любопытны результаты исследования Тамар Либс и Элии Каца о восприятии американского телесериала «Даллас» в
7.3. Новые виды журналистских практик
США, Японии и Израиле, выявившего существенные различия в интерпретации «мыльной оперы» разными группами1. Так, американцы комментировали мотивы поведения персонажей в психологических категориях, делая акцент на межличностных отношениях; марокканские евреи и израильские арабы — в терминах семейной иерархии, а русские эмигранты склонны были считать, что персонажами манипулируют создатели сериала (по-видимому, опыт «потребления» советских СМИП не прошел для них даром).
Отсюда особенно наглядно видно, почему понятие успешности коммуникативного действия оказывается несколько проблематичным. Скажем, если реципиент «разгадал» скрытую рекламу, такое действие — успех реципиента, но неуспех журналиста, и наоборот.
По-видимому, стоит здраво, с прагматических позиций подходить к проблеме результатов деятельности журналистов в процессе массовой коммуникации, рассматривая ее как совокупную деятельность, в которой каждый из участников — журналисты, агенты внешнего давления и аудитория — преследует свои цели, используя масс-медиа как средство для их достижения. Вполне естественно, что «правильным» использованием всегда будет считаться преследование лишь одобряемых целей, но исследовать всегда интереснее скрытую часть айсберга.
7. 3
Новые виды журналистских практик
7.3. I
Журналистика «сиюминутности»
В академических кругах существует мнение, что распространение и влияние спутников оказалось для журналистов самой разрушительной силой (хотя к ним причисляются и другие технологические компоненты, например портативная аппаратура для сбора, обработки и
1 Liebes Т., Katz E. The Export of Meaning: Cross-Cultural Reading «Dallas». Oxford: Oxford University Press, 1990.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
передачи новостей, редакционный компьютер, видеомагнитофон). Стремление подать новости «живьем» или «почти живьем» ставит под угрозу традиционные журналистские приемы работы с информацией. Э. Кац высказывает опасение, что мы на пороге «начала конца журналистики, как мы ее понимаем», когда в угоду срочному показу быстро меняющихся событий и заявлений отказываются от услуг редактора-профессионала или интервьюера'. Время для обработки информации, написания текста и монтажа сообщения почти не остается, поскольку новая технология обеспечивает мгновенную передачу, а конкуренция между каналами требует драматического соучастия аудитории в происходящих событиях.
Вместо того чтобы, собрав информацию, постараться разобраться в ней к вечернему выпуску новостей, канал осуществляет редактирование одновременно с передачей, почти «живьем», или, что вернее, какое-либо редактирование вообще отсутствует. Круглосуточная передача новостей основывается на идее прерывания. При такой форме освещения одну информацию должна оттеснить другая, более свежая, нужны заявления лидеров, которые тут же опровергаются их противниками. В этой манере подачи информации Кац видит продолжение «вьетнамской журналистики».
Сторонники журналистики «типа Си-Эн-Эн» утверждают, что зрителю предоставляется возможность быть самому себе редактором, тогда как критики считают, что будет лучше, если этим займется профессионал. Специалисты также отмечают рост возможности репортерских ошибок и распространения неверных мнений, а также расширяющийся разрыв между временной шкалой кратких новостей и временной шкалой социально-политических процессов. В связи с этим перед исследователями стоит задача изучить возможную корреляцию новой журналистики «сиюминутности» и старой журналистики профессиональной медиации: вытеснитли первая вторую или они будут дополнять друг друга?
«Сиюминутность» новостей в сочетании с откровенным выпячиванием драмы, насилия и негатива вызывает у аудитории апатию и
1 Kalz E. The End of Journalism? Notes on Watching the War // Journal of Communication. 1992. N 42 (3). P. 9.
7.3. Новые виды журналистских практик
«страшную коллективную деморализацию», особенно у тех, кто склонен к мазохизму, необходимому, чтобы все это смотреть. Современные новости показывают, что мир выходит из-под контроля: этот вывод применим к освещению как внутренних, так и международных событий. Растет число свидетельств того, что циничная подача событий новостными медиа и бесчисленные сообщения о насилии затрудняют решение общественных проблем.
В этом контексте все чаще используется термин «усталость к состраданию», под которым подразумевается рост безразличия аудитории к трагедиям, развертывающимся на экранах (см. гл. 6). Основная причина кроется в том, что к освещению разных событий журналисты подходят одинаково: вооруженные по последнему слову репортерской техники съемочные группы выбрасывают в зоне кризиса, откуда они передают ужасающие образы человеческой жестокости и страданий до тех пор, пока в редакциях не перестанут считать это событие «новостью». «Усталость к состраданию» означает постепенную утрату интереса (и сострадания) со стороны читателей и зрителей, которые перестают испытывать чувства вины и бессилия, часто сопровождающие просмотр подобных сцен. Некоторые социологи утверждают, что из-за постоянного присутствия на телеэкране вымышленного насилия у людей притупляется чувствительность к реальному насилию, точно так же они становятся безучастными и безразличными к бесконечной череде людских трагедий, демонстрируемых в новостях.
7.3.2
Онлайновая журналистика
Крупнейшая в мире круглосуточная сеть Си-Эн-Эн, несомненно, является одним из главных проводников глобализации. Вместе с ней колонизацию киберпространства осуществляют ведущие медиакор-порации, в том числе Рейтер, Майкрософт, осваивающие область «онлайновой» журналистики. Поскольку последняя не связана рамками пространства и времени так, как традиционные медиа, складывается совсем иная модель для отбора, сбора, представления и передачи информации в рамках социокультурной системы. Причем различия между методами сбора новостей для Интернета и традиционной журна-
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
листикой настолько глубоки, что надо говорить о полном переосмыслении понятия «новостная грамотность»1.
Интересно в связи с этим рассмотреть исследование радиожурнализма, проведенное австралийской исследовательницей Энн Данн2, по мнению которой изменения природы журнализма на протяжении ряда лет коснулись и традиционных СМИ, в том числе радио. Однако по темпам радиожурнализм значительно отстает от того, что могут предложить новостные бюллетени в Интернете. Традиционная форма радионовостей — сообщаемых как отделенные от других звучанием и представленные внутри узкого спектра традиционных форматов — по-прежнему существует, однако возникает их новая форма. Эта форма является интерактивной, потребительской (customizable), гипертекстуальной и мультимедийной. Подобные характеристики представляют вызовы традиционным журналистским ценностям, тщательно охраняемым внутри национального общественного вещания — точности, независимости и объективности, — как и практикам, которые вместе определяют профессионализм новостного журнализма. В равной степени эти характеристики представляют более демократическую и включенную связь между национальным общественным вещанием и его аудиторией.
В то время, когда усиливаются приватизация публичной жизни и фрагментация аудиторий, что ставит под вопрос релевантность общественного вещания, нарастают сомнения в «отдаче решения рынку» («leaving the market to decide»), для которого дигитальный мир, включая Интернет, предлагает благоприятную возможность. Тем самым радио, вынужденное отвечать на вызовы времени, формирует новые типы взаимодействия с аудиториями (это относится в первую очередь к общественному вещанию), в ходе которого происходит восстановление его служебной роли, когда интересы публики являются высшей инстанцией.
1 Kawamoto К. News and Information at the Crossroads: Making Sense of the
New On-line Environment in the Context of the Traditional Mass Communication Study
// The Electronic Grapevine: Rumor, Reputation and Reporting in the New On-Line
Environment / ed. by D.L. Borden, K. Harvey. Mahwah, 1998. P. 173-188.
2 См.: No News is Bad News: Radio, Television and Public / M. Bromley (ed.).
Harlow: Pearson, 2001.
7.4. Интернет и будущее журналистики
Отличительная черта современного этапа развития масс-медиа заключается в том, что прогресс в информационных технологиях позволяет развить интерактивное качество журналистики до такой степени, что диалог с аудиторией может проходить в режиме реального времени.
Этот новейший этап развития масс-медиа на основе компьютерных технологий получил название кибержурналистики.
7.4
Интернет и будущее журналистики
Вопрос о перспективах журналистики в связи с появлением и колоссальным расширением сферы сетевых изданий, естественно, не может не волновать представителей этой профессии. Обратимся в этой связи к специальному выпуску наиболее влиятельного профессионального издания «Журнализм»1, на страницах которого развернулась дискуссия на эту тему.
Изменения, происходящие в обществе и самым непосредственным образом влияющие на состояние журналистики, ярко охарактеризованы Элизабет Берд в статье «Передлицом разрозненной публики: журналистика и культурный контекст»: «...На протяжении почти всего нынешнего столетия [имеется в виду прошлый, XX в. — А. Ч.] газетные репортеры, а позднее — телеведущие могли быть уверены, что существует большое количество людей, которые хотя бы прочитывают газету или включают телевизор каждый вечер... В начале XXI века нет уверенности даже в этом»2.
На тенденцию разрушения массовых аудиторий СМИ накладывается и другая — исчезновение «obligation to be informed» (букв, «обязанности быть информированным», аналог русского «я должен быть в курсе»). Современное молодое поколение в отличие от своих родителей больше не считает, что быть информированным значит выполнять своего рода гражданский долг, что ранее было напрямую связано со способностью верно оценивать ситуацию, а главное — принимать
1 Journalism. 2000, N 1.
2 Ibid. P. 30.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
взвешенные решения при голосовании. Как показывает автор статьи, среди молодежи традиционные новостные передачи считаются «скучными и бесполезными».
Жан Халаби в статье «Исследования журналистики в эпоху изменения общественных коммуникаций» анализирует изменения, происходящие в журналистике под влиянием трансформаций в информационной системе в целом. Смысл этих перемен, по его мнению, состоит в том, что «журналистика перестанет доминировать в публичном дискурсе, а медиа станут менее значительной силой, чем они были когда-то»1.
Во-первых, новости перестали быть исключительным правом журналистов — ныне их предоставляет любой интернет-портал в качестве бесплатной информационной услуги.
Во-вторых, цифровые технологии и рост Интернета приводят к тому, что владельцы содержания сами могут заниматься его распространением, и, таким образом, многие источники информации способны обойтись без посреднических услуг масс-медиа. (Именно в возможности работать с людьми напрямую представители сетевых СМИ видят свое особое преимущество.)
В-третьих, «медиакорпорации становятся главными игроками на рынке благодаря развлекательной, а не журналистской составляющей... Мы наблюдаем переход от новостей из сферы развлечений, поданных как новости, к новостям, поданным как развлечения. За исключением изданий, предназначенных для немногих... новости все чаще подаются в развлекательном ключе. Результат — размывание грани между новостью и развлечением, появление термина infotainment»1.
Тем не менее, эти изменения не ведут, по мнению авторов статей, к отмиранию журналистики как профессии, но к изменению ее смысла. Так, Элизабет Берд пишет: «Учитывая эти перспективы, журналист должен оставить все иллюзии относительно своего особого статуса, научиться выживать в потоке информации. Возможно, он не сможет донести информацию до всех, но, по крайней мере, его услышат те, кого интересует его сообщение»3.
'Journalism. 2000, N1. Р. 34.
2 Ibid. Р 36, 37.
3 Ibid. P. 33.
7.4. Интернет и будущее журналистики
«Своеволие» публики, сглаженное форматом газеты и долгое время подавлявшееся ограниченным выбором в сфере радио- и телевещания, проявляется в Интернете с пугающей для журналиста, воспитан- ного в иных традициях, ясностью. Журналист, обращающийся к публике в Интернете, часто обнаруживает по установленному на материале счетчику посещений, что его прочитало пять или шесть человек, и велика вероятность того, что это — его коллеги из других изданий.
Еще в начале 1990-х годов журналисты считали, что они — «рупор общества» (именно на этом убеждении, имеющем более чем двухсотлетнюю историю, держалась концепция «четвертой власти»), то ныне ситуация кардинально изменилась: аудитория обрела собственный голос, не вписывающийся в рамки традицонного медиадискур-са,, который невозможно игнорировать.
Традиционно на протяжении последних двухсот—трехсот лет (времени существования старейшего из СМИ — газет) право на коммуникацию, как отмечает известный английский социолог Энтони Гидденс, было организовано репрезентативно: люди делегировали свой голос другим, не только политикам, но, не в последнюю очередь, журналистам. Как пишет Джон Хартли в статье «Коммуникативная демократия в обществе редактуры: будущее журналистики», обретение публикой голоса означает бесконечное увеличение возможностей прямой коммуникации и радикальное измение роли журналиста: «журналисты становятся поисковыми машинами, которые предоставляют услуги по отбору и редактированию материала для других пользователей»1.
Определяя процесс редактуры как важнейший этап в круговороте информации в современном обществе, Хартли предполагает что в этих условиях журналист будет выполнять не столько роль автора, но функцию редактора. «Такая модель журналистики предполагает наличие навыков поиска, редактуры, организаторские способности, умение подать материал. Репортерство — это воспроизведение существующего дискурса. Но у "редакторской" журналистики иные цели, чем те, что остались со времен публичного