Стихийное упразднение старых судебных учреждений и создание новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, получили после Октября широчайший размах.
22 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет о суде № 1, который упразднял весь аппараточередность их участия. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.
Осенью 1918 г. в РСФСР были запрещены ссылки на «законы свергнутых правительств». Однако одну специфическую часть старой правовой системы пришлось сохранить – в мусульманских районах было разрешено наряду с советскими создавать шариатские и адатские суды.
В 1922 г. проводится реорганизация всех видов судов. Создается единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Основным звеном в судебной системе являлся народный суд. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.
Губернский суд был первой инстанцией по некоторым делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Верховный суд выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов, осуществлял судебный контроль, рассматривал дела в порядке надзора, давал разъяснения нижестоящим судам. В ведении судов находился и следственный аппарат.
Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию 1919г.
Вфеврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.
В качестве стратегической линии развития сельского хозяйства провозглашался переход от единоличных форм землепользования к товарищеским (совхозам, коммунам, элективным хозяйствам). «В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство». В программу построения социализма входили также просветительско-культурные преобразования, в том числе система «ликбеза» (ликвидация безграмотности ).
Политика военного коммунизма, ее сущность и содержание.
Политика «военного коммунизма», проводилась большевиками с весны 1918 г. до марта 1921 года. Сам термин появился в январе 1918 г. в одной из статей А.А.Богданова, и получил широкое хождение лишь с осени 1921г. Суть этой политики сводилась к широкому использованию мер внеэкономического принуждения со стороны государства над хозяйствующими субъектами и прежде всего крестьянами. Стержнем этой политики, ее выражением стала продразверстка. Политика военного коммунизма стала формироваться весной - летом 1918 г. На начальном этапе эти меры порождались отчаянным положением, в котором оказалась республика. Населению городов в буквальном смысле грозила голодная смерть.
Это вынудило Ленина в мае 1918 г. подписать ряд декретов, которые вошли в историю как законы о продовольственной диктатуре. По решению большевистского руководства в ряд губерний, где имелись запасы продовольствия, были направлены продотряды по изъятию у крестьян так называемых хлебных излишков. Чтобы найти опору в деревне 11 июня 1918 г. по инициативе большевиков в деревне были организованы так называемые комитеты бедноты 67 («комбеды»). Эта мера привела к обострению классовой борьбы в деревне. Однако хлеб, так необходимый для населения городов и Красной армии с помощью винтовки был добыт. Одновременно была предпринята «красногвардейская атака» на капитал. Была военизирована вся организация общественной жизни. В силу жестокого дефицита продуктов деньги заменялись карточками. На производстве вводится уравниловка. Рынок окончательно свертывается. Труд становится принудительным. Вводятся трудовые армии. Осенью 1918 г. большевики пытались наладить нормальные взаимоотношения с крестьянством, однако эти меры не дали ожидаемых результатов.
И тогда в январе 1919 г., декретом ВЦИК, была введен закон о продразверстке, согласно которому, все излишки продовольствия должны были поступать в государственные закрома. Такая политика в условиях гражданской войны дала определенные положительные результаты. Именно этим можно объяснить ту метаморфозу, которая произошла в отношении большевиков к военному коммунизму. Из средства вынужденного, он превращался в их глазах в действенный инструмент, позволявший не только победить классового врага, но и перейти к строительству социализма.
Однако осенью 1920г. эта иллюзия сразу же исчезла, как только были прекращены военные действия. В стране в целом ряде регионов прокатилась волна восстаний и военных выступлений. Большевики, победившие в гражданской войне, попали в полосу тяжелейшего политического кризиса. Необходим был резкий переход к новым формам взаимоотношений с крестьянством.
Продолжение политики военного коммунизма после окончания гражданской войны привело к резкому обострению отношений между правящим режимом и крестьянством. Поэтому Ленин пришел к выводу о замене продразверстки натуральным налогом, о чем он и заявил в марте 1921 г. с трибуны X съезда РКП(б). Ленинская модель нэповской организации общества включала в себя весь спектр жизни страны. Первым шагом на пути к нэпу была отмена продразверстки. Основой взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов становится принцип продналога, который пришел на место продразверстки. Вводимый для крестьян продналог был твердым, фиксированным по объему.
Политика “Военного коммунизма” была направлена на преодоление экономического кризиса и опиралась на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма. Основные черты: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий; продовольственная диктатура, продразверстка, прямой продуктообмен между городом и деревней; замена частной торговли государственным распределением продуктов по классовому признаку (карточная система); натурализация хозяйственных отношений; всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда; военно-приказная система руководства всей жизнью общества. После окончания войны многочисленные выступления рабочих и крестьян против политики “Военного коммунизма” показали ее полный крах, в 1921 введена новая экономическая политика. Военный коммунизм был даже больше, чем политикой, на время он стал образом жизни и образом мышления - это был особый, чрезвычайный период жизни общества в целом. Поскольку он пришелся на этап становления Советского государства, на его "младенческий возраст", он не мог не оказать большого влияния на всю последующую его историю, стал частью той "матрицы", на которой воспроизводился советский строй. Сегодня мы можем понять суть этого периода, освободившись от мифов, как официальной советской истории, так и вульгарного антисоветизма.
Главные признаки военного коммунизма - перенос центра тяжести экономической политики с производства на распределение. Это происходит, когда спад производства достигает такого критического уровня, что главным для выживания общества становится распределение того, что имеется в наличии. Поскольку жизненные ресурсы при этом пополняются в малой степени, возникает их резкая нехватка, и при распределении через свободный рынок их цены подскочили бы так высоко, что самые необходимые для жизни продукты стали бы недоступны для большой части населения. Поэтому вводится уравнительное нерыночное распределение. На нерыночной основе (возможно, даже с применением насилия) государство отчуждает продукты производства, особенно продовольствие. Резко сужается денежное обращение в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях между предприятиями. Продовольственные и промышленные товары распределяются по карточкам - по фиксированным низким ценам или бесплатно (в Советской России в конце 1920 - начале 1921 года даже отменялась плата за жилье, пользование электроэнергией, топливом, телеграфом, телефоном, почтой, снабжение населения медикаментами, ширпотребом и т.д.). Государство вводит всеобщую трудовую повинность, а в некоторых отраслях (например, на транспорте) военное положение, так что все работники считаются мобилизованными. Все это - общие признаки военного коммунизма, которые с той или иной конкретно-исторической спецификой проявились во всех известных в истории периодах этого типа.
Наиболее яркими (вернее, изученными) примерами служит военный коммунизм во время Великой Французской революции, в Германии во время Первой мировой войны, в России в 1918-1921 гг., в Великобритании во время Второй мировой войны. Тот факт, что в обществах с очень разной культурой и совершенно разными господствующими идеологиями в чрезвычайных экономических обстоятельствах возникает очень сходный уклад с уравнительным распределением, говорит о том, что это - единственный способ пережить трудности с минимальными потерями человеческих жизней. Возможно, в этих крайних ситуациях начинают действовать инстинктивные механизмы, присущие человеку как биологическому виду. Возможно, выбор делается на уровне культуры, историческая память подсказывает, что общества, отказавшиеся в такие периоды от солидарного распределения тягот, просто погибли. Во всяком случае, военный коммунизм как особый уклад хозяйства не имеет ничего общего ни с коммунистическим учением, ни тем более с марксизмом.
Сами слова "военный коммунизм" просто означают, что в период тяжелой разрухи общество (социум) обращается в общину (коммуну) - как воины. В последние годы ряд авторов утверждают, что военный коммунизм в России был попыткой ускоренного осуществления марксистской доктрины построения социализма. Если это говорится искренне, то перед нами прискорбное невнимание к структуре важного общего явления мировой истории. Риторика политического момента почти никогда верно не отражает сути процесса. В России в тот момент, кстати, взгляды т.н. "максималистов", считающих, что военный коммунизм станет трамплином в социализм, вовсе не были господствующими в среде большевиков. Серьезный анализ всей проблемы военного коммунизма в связи его с капитализмом и социализмом дан в книге видного теоретика РСДРП (б) А.А. Богданова "Вопросы социализма", вышедшей в 1918 г. Он показывает, что военный коммунизм есть следствие регресса производительных сил и социального организма. В мирное время он представлен в армии, как обширной авторитарной потребительской коммуне. Однако во время большой войны происходит распространение потребительского коммунизма из армии на все общество. А.А.Богданов дает именно структурный анализ явления, взяв как объект даже не Россию, а более чистый случай - Германию.