Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристики межличностной





И массовой коммуникации


 

Парамет­ры комму­никации Межличностная коммуникация Массовая коммуникация
Источник Семья, соседи Институт, организация
Канал «Лицом к лицу» Технологический
Время передачи Непосредственно Непосредственно или с задержкой
Расстояние Интимное, замкнутое: интимная коммуникация — 15-45 см Личная — 45-75 см Дистанцированная -75-120 см, 1-2 м Отдаленное Социальная коммуникация — 120-360 см, 3-6 м Публичная или общественная коммуни­кация — более 3—6 м
Приемник Семья, соседи разнородная по составу, но относитель­но однородная по интересам и вкусам аудитория
Обратная связь Прямая Непрямая или отложенная
Характер регулиро-нания Личный, индивиду­ально-идентифици­руемый Бюрократически фрагментарный (внут­ри организации)
Функции Передача социаль­ного опыта, социа­лизация; изменение мнений индивида и его установок; социальная ориен­тация; побуждение к деятельности; убеждение Для индивида Для общества '
        информационная информационная
        личностной иденти­фикации социальной связи
        интеграции и соци­ального общения обеспечение пре­емственности
        рекреационная, раз­влекательная рекреационно-развлекательная
          мобилизационная
       

Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

поскольку отправитель удален от потенциального адресата. В этих ус­ловиях необходимая для эффективной коммуникации обратная связь может быть обеспечена лишь при помощи внешних, т.е. дополнитель­ных по отношению к масс-медиа средств, в качестве которых высту­пают специальные исследовательские организации (в частности те же институты по изучению общественного мнения), базирующиеся на полученных в рамках социологии массовой коммуникации результа­тах и широко использующие ее достижения. В связи с этим без пре­увеличения можно сказать, что возникновение (в рамках американс­кой социологической традиции) и дальнейшее развитие этой научной дисциплины было вызвано к жизни не только исследовательским ин­тересом, но и практическими потребностями эффективного функци­онирования современных медийных средств.

Одной из основных целей социологических исследований мас­совой коммуникации, в ходе которых анализируется социальный со­став аудитории, ее динамика и текучесть, а также размер является изу­чение влияния информации, транслируемой СМИ на аудиторию. Коммерциализация СМИ привела к созданию особой сферы иссле­дования аудитории — популярности различных изданий, каналов, пе­редач, или рейтингам, числовым показателям изучения аудитории, фик­сирующими степень внимания к ним. Применительно к радио и теле­вещанию это, как правило, техническая фиксация количества домо­владений, принимающих те или иные передачи, чем занимаются спе­циальные службы, обычно создаваемые крупными вещательными кор­порациями. В США наибольшим авторитетом в этой сфере пользуют­ся рейтинги, определяемые компанией Нильсена (см. гл. 6). Получен­ные данные выражаются в индексах популярности (rating points), кото­рые напрямую влияют на конкурентоспособность тех или иных СМИ.

1.6.3

Роль технологий в массовой коммуникации

Технологии — то, что в «цепи Шеннона», или «трансмиссионной моде­ли передачи информации», выступает под названием канала и кратко было проанализировано выше в целях сохранения логики изложения.


1.6. «Параметры» массовой коммуникации

Однако учитывая все возрастающую роль технологического фактора в развитии СМИ, следует остановиться на этой проблеме подробнее.

Историю масс-медиа обычно ведут от появления в середине XVTI в. газет современного типа, обязанных своим возникновением техно­логии книгопечатания. Аудиовизуальные формы СМИ зародились в конце XIX в. также в связи с грандиозными техническими инноваци­ями. Трудно не согласиться с одним из наиболее интересных исследо­вателей в области коммуникативистики канадским ученым Маршал­лом Мак-Люэном(1911 — 1980), выразившем это обстоятельство в од­ной фразе: «Medium is a message» (средство коммуникации есть сооб­щение).

Именно техническое развитие в конечном счете приводило к рас­ширению влияния СМИ и изменению их социальной функции. В этом смысле СМИ представляют собой, в первую очередь, производство, подобное фабричному массовому. Удивительно, пишет современный английский исследователь, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство холо­дильников. Здесь также налицо разделение труда, сложнейшая орга­низационная структура и огромные инвестиции1. Кроме того, потре­бители СМИ также, как потребители промышленных товаров, долж­ны выбирать из предложений, имеющихся на рынке. Как и на любом рынке, потребители имеют очень мало реальных возможностей конт­ролировать или проверять качество предлагаемого им товара.

В последнее время, благодаря развитию новых технологий СМИ, кабельному и спутниковому телевидению, Интернету, возникают но-вые — интерактивные — СМИ, деятельность которых регулируется уже не только производителями, но и непосредственными потреби­телями. Именно принципиальное технологическое отличие новых масс-медиа от традиционных означает размывание «трансмиссион­ной модели» передачи информации с минимальной «обратной свя-зью» и отказ от пассивной фигуры реципиента как члена аудитории. В основе интерактивного общения лежит традиционная межличнос­тная коммуникация, примером которой является беседа.

_____________________

1 Barrat D. Media Sociology. L.: Sage, 1986. P. 15.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

1.7

Массовые коммуникации

в социальном контексте

История развития масс-медиа — история не только технических инно­ваций. Становление средств массовой информации связано, прежде всего, с грандиозными социальными инновациями, а ступени разви­тия масс-медиа совпадают с этапами социального развития современ­ного общества. Так, возникновение первых газет в современном смыс­ле этого слова связано с появлением и усилением нового класса — буржуазии, для которого они стали средством реализации его эконо­мических, политических и культурных целей. Впоследствии СМИ пре­вращаются едва ли не в основной инструмент экономических и поли­тических взаимодействий и конфликтов в обществе, в необходимую предпосылку становления либеральной экономики и конституцион­ной демократии, как, впрочем, и бюрократических экономик, и авто­ритарных, и тоталитарных политических режимов.

Развитие СМИ шло в ногу с изменениями в социальной и куль­турной организации, нередко инициируя их: урбанизация, подъем жиз­ненных стандартов и увеличение свободного времени, становление со­временной бюрократии и другие глобальные социокультурные процес­сы были бы просто немыслимы без средств массовой коммуникации. Газета — не только символ масс-медиа, но и символ современного мира.

За последние четыре десятилетия при анализе тенденций в сфе­ре мировых информационных процессов наиболее влиятельными были три теоретических подхода, которые по характеру рассматрива­емых проблем можно определить следующим образом:

1. коммуникация и развитие,

2. культурный империализм,

3. плюрализм коммуникаций.

1.7.1

Массовая коммуникация и развитие

Процессы, инициированные результатами Второй мировой войны, а именно крушением колониальной системы и образованием на месте


/. 7. Массовые коммуникации в социальном контексте

Полоний новых независимых государств, актуализировали в академи­ческих кругах Запада проблематику, связанную с природой развития современного общества, прежде всего молодых независимых госу­дарств. Итогом этих дискуссий стали концепции модернизации, в ос­нове которых лежала попытка очертить пути преодоления бывшими колониями отставания с целью «подтягивания» их до уровня запад-пых обществ. Особое место в рамках модернизационного проекта уде -лялось средствам массовой коммуникации, отсюда и его название — "коммуникация и развитие».

Наибольшее значение в рамках этой концепции имели работы Д. Лернера1 и В. Шрамма2. Большое внимание авторы — сторонники теории социального действия — уделяли изучению «ментальностей», норм и ценностей конкретного общества с точки зрения их влияния позитивного или негативного — на социальные изменения. По мнению как Лернера, так и Шрамма, важнейшими составляющими процессов развития являются политическое участие и экономичес­кая активность населения, а в качестве главного препятствия на этом пути рассматривались традиционные ценности, присущие обществам развивающихся стран. Поэтому активизация средств массовой ком­муникации в развитых странах, считали они, позволит создать необ­ходимую основу для трансляции западных норм и ценностей, не про­сто противостоящих, но способных потеснить традиционные установ­ки и ценности, являющиеся реальным тормозом на пути модерниза­ции бывших колоний.

Особая роль средств массовой коммуникации в этом процессе определялась следующими обстоятельствами:

1. они способствуют национальной интеграции,

2. обеспечивают связь внутреннего и международного рынков,

3. стимулируют — за счет рекламы — потребности в современ­ных товарах и услугах, формируя новое «качество жизни»,

4. мобилизуют ресурсы для развития,

5. способствуют проникновению современных ценностей (и ме­тодов их практического использования) в различные сферы жизни

1 Lerner D. The Passing of Traditional Society. N.Y., 1958.

2 Schramm W. Mass Media and National Development. Cal.: Stanford University
Press, 1964.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

индивида (планирование семьи, питание, личная гигиена), в целом формируя новые стили жизни, что влияет на развитие и традицион­ного сельскохозяйственного производства, и становление новых про­мышленных производств.

i 1.7.2 «Зависимое развитие» и культурный империализм

Ответом на теорию модернизации со стороны интеллигенции разви­вающихся стран (по преимуществу левой ориентации) явилась тео­рия «зависимого развития».

Представители «третьего мира» отвергали универсалистские пре­тензии сторонников модернизационной модели, считая, что после­дняя далека от действительности экономического и политического развития этих стран прежде всего в силу игнорирования реальных со­циальных, политических и культурных условий (как исторически сло­жившихся, так и современных), а потому предлагаемые ее создателя­ми идеи не могут рассматриваться как руководство к практическому социальному действию. '

Сторонники теории «зависимого развития» рассматривали от­сталость и слаборазвитость как особый путь развития, отражающего специфику исторической эволюции мирового капитализма, а имен­но отношения между его центром и периферией.

Концепция «культурного империализма» является одной из со­поставляющих теории «зависимого развития». Наиболее ярко эта кон­цепция представлена в работах известного американского коммуни-кативиста Герберта Шиллера'. Шиллер — сторонник институциональ­ного подхода, который принимает в расчет существующие и преобла­дающие структуры, что, по его мнению, позволяет «понять, как раз­вивалась система, какие классы, какие социальные слои получают наибольшие выгоды».

В соответствии с концепцией «культурного империализма», суть которой сводится к контролю США и Запада в целом над культурой раз­вивающихся стран, сложившиеся условия международного разделения

1 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1984.


/. 7. Массовые коммуникации в социальном контексте

труда в области информационных технологий, глобальные информаци-онные потоки и система производства «культурной продукции» не толь­ко не способствуют развитию, но усиливают прежнюю зависимость.

Сторонники концепции «культурного империализма» подчер-кивают, что функционирование СМИ Запада (прежде всего США) в информационном пространстве развивающихся стран неизбежно вы-зывает следующие явления:

1. укрепление сложившихся условий социальной, экономичес­кой, политической и культурной зависимости,

2. разрушение национальной идентичности и распространение ценностей потребления и «внутреннего колониализма»,

3. формирование привилегированных условий для реализации интересов городского населения и вестернизированной элиты,

4. за счет рекламы транснациональных корпораций в обществе создается психологическая атмосфера, которая способствует реал и -

зации и проектов, ориентированных на потребление, в ущерб инвести­циям в здравоохранение, образование, т.е. в социальную инфраструк­туру развивающихся стран.

Создатели теории «культурного империализма», или «медиа-империализма», исходили из осознания зависимости внешнеполити­ческих интересов, расширения системы капитализма в целом, от ди­намики мировых информационных процессов и инфраструктуры средств массовой коммуникации и их содержания, оценивая сложив­шуюся ситуацию как контроль СМИ Запада над культурой.

Остановимся подробнее на этих вопросах, поскольку в силу ла­пидарности понятий реальное социальное содержание данных про­цессов часто ускользает из поля зрения.

На эту тему написана масса книг и статей. Рассмотрим одну из сравнительно свежих публикаций — книгу американского исследо­вателя Л.Скляра.

Скляр вводит понятие транснационального или глобального ка­питализма, культурно-идеологический проект которого состоит в не­обходимости «убедить людей в потребности потребления сверх тра­диционно сложившихся потребностей»1. Это означает трансляцию на

1 SklairL. Sociology of Global System. N. Y.: Pretice Hall, 1995. P. 47.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

весь мир сложившейся в последние десятилетия XX в. в странах Запа­да психологии (и философии) консьюмеризма, согласно которому смысл жизни состоит именно в обладании вещами. По мнению Скля­ра, это ведет к «увековечиванию идеи накопления капитала для част­ной выгоды», и «именно это обеспечивает представление о глобаль­ной капиталистической системе как раз и навсегда данной»1.

Поскольку, по мысли адептов консьюмеризма, смысл жизни со­стоит именно в обладании вещами, то «только потребляя, мы реали­зуем полностью свои жизненные возможности, а для того чтобы оста­ваться живыми, мы должны постоянно потреблять»2. Эти идеи скла­дывались на протяжении веков. Вначале их носителями была буржуа­зия, затем — с развитием «общества потребления» — они получили мощнейшую подпитку со стороны рабочего класса («синих воротнич­ков») стран Запада. Проводником идей консьюмеризма служит рек­лама, масштаб которой в процессе деятельности СМИ и информаци­онном пространстве все возрастает.

Наибольший доход дает реклама товаров и услуг потребительс­кого, а не производственного характера: продуктов питания, табака, автомобилей, товаров для дома, отдыха и т.д. Эта же тенденция харак­терна и для стран «третьего мира», хотя здесь прослойка людей, спо­собных приобрести рекламируемое, весьма узка.

Из идеи культурного империализма вытекает и идея медиа-им­периализма, через посредство которого и осуществляется культурный империализм. Причина — США обладают на сегодня самой развитой экономикой, а поэтому их производственная практика наиболее эф­фективна, т.е. рассматривается как образец для подражания. Транс­национализация местных средств массовой коммуникации, трансна­ционализация потребительских привычек способствуют социальным, культурным и политическим изменениям, приводя к конфликтам в развивающихся странах. Так, исследования, проведенные в 1980 г. под руководством Яниса, показали: транснациональные рекламные аген­тства более половины доходов получают вне США и стран Западной Европы.

1 SklairL. Sociology of Global System. N. Y.: Pretice Hall, 1995. P. 47.

2 Ibid. P. 48.


/. 7. Массовые коммуникации в социальном контексте

В последние десятилетия XX в. проявился и новый феномен — политическая реклама. Так, в исследовании Файеса (1980) докумен­тально зафиксировано, что военные режимы в Чили и Аргентине ис­пользовали транснациональные рекламные агентства для поддержки своего имиджа. После свержения Альенде доходы рекламных агентств увеличились в 10 раз (исследование А. Маттелара 1978 г.). Это позво­нило французскому исследователю сделать вывод, что «больше нет политических партий, больше нет конгресса, масс-медиа стали теперь суперструктурной партией диктатуры»'.

Все это демонстрация несбалансированности потока сообщений I мировых средствах массовой коммуникации.

1.7.3

За «новый мировой информационный порядок»

Различия в мощности и возможностях средств массовой коммуника­ции развитых и развивающихся стран привели не только к концепту­альной, но и политической конфронтации. Это проявилось в выдви­жении идеи «нового мирового информационного порядка» участни­ками движения неприсоединения (Индия, Индонезия) в середине 1970-х годов. Суть этой концепции такова.

Мировая система массовых коммуникаций контролируется раз-витыми странами Запада в лице их «информационных олигополии», или «олигополии новостей»2 — Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Нью-Йорк Тайме, Ньюсуик и ведущими сетями «боль­шой тройки» — Си-Би-Эс, Си-Эн-Эн, Эй-Би-Си. При этом новости из развивающихся стран представлены слабо, но даже они искажают­ся в угоду владельцам транснациональных олигополии.

1 Matte la И A. Multinational Corporations and the Control of Culture. Sussex:'
Harverter Press, 1978. P. 112.

2 Олигополия (от греч. oligos — немногий, незначительный + греч. poleo
придаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на
рынке. Коммуникационные олигополии — тип рыночных структур в сфере ком­
муникации и информации, дающий возможность крупным компаниям догова­
риваться о выгодных связях для контроля и распространения информационной
продукции.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

Контролируя технологию производства и распространения теле-и радиопродукции, индустриально развитые страны таким образом оказывают непосредственное воздействие на состояние масс-медиа в развивающихся государствах. Тем самым западные культурные цен­ности и стереотипы вытесняют традиционные культурные ценности.

Односторонний «экспорт» вызывает всеобъемлющую несбалан­сированность в масс-медиа развивающихся стран: это зафиксировано как в исследованиях новостей, художественной продукции, характера программ, так и организационных структур и изменений профессио­нальных ценностей работников СМИ в развивающихся странах.

Понятие «новый международный информационный порядок» впервые прозвучало на конференции в Найроби в 1976 г., получив меж­дународно-правовое признание в 1978 г., когда при ЮНЕСКО (Орга­низации ООН по вопросам образования, науки и культуры) по ини­циативе неприсоединившихся стран была учреждена Международная комиссия Макбрайда (по имени ее главы — известного ирландского политического и общественного деятеля, лауреата Нобелевской пре­мии мира Шона Макбрайда). Результаты работы комиссии, одобрен­ные на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Белграде в 1980 г., были обнародованы вдокладе «Многоголосый, но единый мир».

Коммуникации, говорилось в докладе, можно рассматривать по-разному: как инструмент силы или революционное оружие, как про­дукт коммерции или средство образования. Однако «общей задачей является нахождение пути преодоления материальных, социальных и политических уз, препятствующих прогрессу»'. Доклад призывал к избавлению от несправедливости и дисбаланса в международном об­мене любой информацией, но особенно новостями.

В резолюции конференции ЮНЕСКО 1980 г. были предложены определенные меры по регулированию (например лицензирование) потоков новостей и различной культурной продукции, распространя­емых через национальные границы. В том же году по инициативе ЮНЕСКО была создана новая организационная структура — Меж-

1 McBride S. et al. Many Voices, One World. Report by the International Commission for the Study of Communication Problems. P.: UN ESCO; L.-. Kogan Page,


/. 7. Массовые коммуникации в социальном контексте

лународная программа развития коммуникации (МПРК), деятельность которой должна была помочь сбалансировать информационные пото­ки путем их регулирования.

По мнению представителей западных стран и в первую очередь CША, такого рода регулирование противоречит западной традиции деятельности прессы, препятствуя прежде всего свободе журналистов и критике государства и правительства, выражению различных точек зрения, свободному распространению информации в мире.

В основе данной позиции лежат два теоретических положения, отстаиваемые представителями США, — свободный поток информа­ции и публичная дипломатия.

Понятие свободного потока информации (free flow of informa­tion) — тезис экономической теории, рассматривающей информа­цию как товар, следствием чего является распространение на него принципов свободного рынка, а именно купля-продажа всеми на рыночных условиях.

Публичная дипломатия — новая тактика, положенная в основу десятельности Информационного агентства США (ЮСИА) в 60-е годы XX в., смысл которой состоит в формировании диалога как средства убеждения в прогрессивности внешней политики США в новых ин-формационных условиях.

«Коммуникационная революция второй половины XX века дала публичным дипломатам США историческую возможность усилить свою роль как пропагандистов и стать подлинно пионерами в тех стремле­циях, которые служат не только Соединенным Штатам, но и всем, кто добивается политического, экономического и социального развития», ибо «если информация является ключевым элементом в политическом, экономическом и социальном развитии современных обществ, то та­кая хорошо осведомленная и опытная организация, владеющая новой информационной техникой, как ЮСИА, находится в превосходной позиции для передачи развивающимся народам информации, в кото-рой они нуждаются для достижения целей своего развития»1.

Резолюция 1980 г. имела далеко идущие политические послед-ствия: она стала одной из причин выхода США из ЮНЕСКО и их от-

' Hansen A. USIA. Public Diplomacy in The Computer Age. N. Y., 1984.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

каз — одного из крупнейших доноров — продолжать финансирование этой организации. Возникший дефицит средств на осуществление уже развернутых социально-гуманитарных и культурных программ привел к уменьшению роли и влияния в мире этой неправительственной меж­дународной организации, действующей под эгидой ООН.

В последующие годы большинство ведущих экспертов в области мировых коммуникаций, равно как и новое руководство ЮНЕСКО, дистанцировались от концепции «культурного империализма».

Отметим важный момент: в основе отвержения в странах Запада концепции «культурного империализма» лежал исследовательский подход, занимавший в тот период господствующее положение в аме­риканской коммуникативистике, суть которого состояла в особом — активном и избирательном — поведении аудитории. По мнению сто­ронников этой точки зрения, аудитория в процессе восприятия ин­формационных сообщений масс-медиа формирует собственные ори­гинальные интерпретационные схемы и системы значений, осуществ­ляя трансформацию и перекодирование «чуждых», в данном случае иностранных «гегемонистских», культурных продуктов на основе су­ществующих культурных «кодов и образцов».

1.7.4

К «плюрализму» мировых коммуникаций

В конце 1980-х — первой половине 1990-х годов появились новые тен­денции мирового развития, серьезно повлиявшие на ситуацию в об­ласти мирового информационного обмена: политические вопросы, связанные с идеологией, культурой, даже социальные проблемы, от­ходят на второй план, а центральное место занимают проблемы эко­номические.

Этот процесс обусловлен рядом обстоятельств, в частности из­вестными геополитическими изменениями, связанными с окончани­ем «холодной войны», развалом мировой социалистической системы, приведшими к переходу от двухполюсного мира сначала к идее мно­гополюсного, а затем однополюсного мира.

Кроме этого, пожалуй, решающее значение имели экономичес­кие проблемы: с одной стороны, трудности в экономике развитых


/. 7. Массовые коммуникации в социальном контексте

стран, с другой — рост производства в анклавах «третьего мира». По­этому многие развивающиеся страны начинают видеть свое будущее и экономической интеграции с мощными торгово-экономическими объединениями или блоками, что ведет к изменению вектора взаимо­действия стран «третьего мира» и развитых стран — от зависимости и противостояния к интеграции.

Естественно, подобные процессы не могли не оказать своего воз­действия намировой информационный порядок. Возникает идея «плюрализма мировых коммуникаций», которая вначале принимает форму движения за новый «новый порядок» (new «new order»), про­пагандируемую последователями движения 1980-х годов за новый международный информационный и коммуникационный порядок.

Основные положения движения за новый «новый порядок» были сформулированы в резолюции участников Совещания латиноамери­канских стран в Лиме в 1990 г. Суть их сводилась к борьбе за дальней­шую демократизацию информационных связей, установление свобод-ныx прав на информацию в многополярном мире, независимых от прессинга государства и иных структур. Главное отличие идеи движе­ния от «старого» нового порядка состояло в том, что инициатива со-здания нового «нового порядка», по мнению авторов резолюции, дол­жна исходить снизу — от масс потребителей информации. Это оста­лось бы только декларацией, если бы не реальные изменения, кото­рые не могли не сказаться на деятельности информационных олиго­полии.

Рассмотрим создавшуюся ситуацию на примере деятельности одно го из ведущих мировых информационных агентств — Рейтер, наиболее ярко проявившуюся в структуре его доходов.

К концу 1980-х годов структура годового дохода Рейтер выгля­дела следующим образом:

65% — доходы от продаж информации о финансовых рынках,

25% — доходы от продажи услуг систем обслуживания индиви­дуальных клиентов,

10% —доходы от продажи информации о состоянии рынков кон-кретных марок потребительских товаров,

и только 9% — доходы от продажи услуг в сфере собственно средств массовой коммуникации (производство новостей и т.п.)


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

Хотя доля доходов, связанная с обеспечением массово-комму­никационной деятельности невелика, это не свидетельствует об умень­шении ее значимости или объемов, но лишь о колоссальном расши­рении финансово-информационного сектора в объемах производства коммуникационного товара как такового.

Одновременно с изменением структуры деятельности информа­ционных олигополии, как показано ранее, происходит не только ко­личественное увеличение информации из стран «третьего мира», но и качественное изменение ее содержания: основной акцент делается на инициативы правительств этих стран по развитию экономики, т.е. на то, что может представлять интерес для потенциальных инвесторов. Такая информация приобретает значимый аналитический компонент: в центре внимания оказываются проблемы политической стабильно­сти и общей экономической атмосферы в стране, состояние рынка труда и вероятная отдача на вложенные инвестиции. Именно в этот период возникают информационные агентства, специализирующие­ся на конкретных рейтингах разных стран.

Таким образом, по сравнению с предыдущими десятилетиями характер показа развивающихся стран в западных СМИ претерпел зна­чительные изменения. Если ранее они презентировались по преиму­ществу как места экзотического отдыха, трагедий, некомпетентности властей, то ныне на первый план выходит рассмотрение их как реаль­ного поля развития бизнеса.

Следовательно, экономические достижения развивающихся стран, активное их включение в мировой рынок, привели к более объективному их образу, использованию не только западных, но и аль­тернативных, т.е. и региональных источников информации.

Одновременно серьезные изменения происходят не только в со­держании массовой информационной продукции, в котором ранее аб­солютно доминировали развитые страны, но и в усложнении ее струк­туры, ставшей значительно «многомернее». Страны «бедного Юга», такие, как Бразилия, Мексика, Индия, все в больших масштабах сами производят телевизионные материалы — сериалы и художественные программы, превратившись в экспортеров художественной продук­ции. Это означает постепенное преодоление ситуации односторон­него потока информации, и, как считают сторонники возникшей в


7.7. Массовые коммуникации в социальном контексте

90-е годы XX в. концепции «глобального плюрализма коммуникаций», культурной гегемонии Запада приходит конец.

Однако практика прошедших десятилетий не подтвердила по­добные ожидания: доминирующей тенденцией в мировом коммуни­кационном пространства остается направленность к глобализации средств массовой коммуникации, укрепление позиций мировых ком­муникационных конгломератов.

Формирование нового глобального медиапорядка осуществля-ется на основе рыночных механизмов, включающих в себя как созда­ние новых форм услуг, так и фундаментальные процессы трансфор­мации внутри самих СМИ, когда индустрия развлечения и информа­ции объединяются с индустрией телекоммуникационного оборудова­ния (вертикальная и перекрестная интеграция). В этот процесс вклю­чено относительно небольшое число экономических субъектов: речь идет о таких транснациональных корпорациях, как, например, Тайм Уорнер, Сони, Уолт Дисней Кампани, Мацушита и т.п., которые и создают новые — глобальные или региональные — медиа-каналы: Би-('кай-Би, Си-Эн-Эн, MTV, постепенно формирующие новый глобаль­ный медиа-рынок.

СМИ, или масс-медиа — общее обозначение всех форм комму­никации, которые ориентированы на массовые аудитории. Сюда тра­диционно включаются кино, телевидение, радио, газеты, журналы, популярная литература и музыка, а в последнее десятилетие понятие СМИ стало распространяться на Интернет.

Современное развитие массовых коммуникаций в их социальном и техническом аспектах ведет к снятию характерной для трансмисси­онной модели однонаправленности информационного потока — от создателя сообщения к получателю при минимальной обратной свя-зи. С социальной стороны, именно включение в сеть массовых ком­муникаций все в большей степени начинает определять природу со­племенного человека. Рационализация взаимодействий, сопровожда­ющаяся снижением количества эмоциональных контактов, ведет к тому, что именно массовые коммуникации начинают играть роль ос­новного «мотиватора» деятельности и источника поведенческих ори­ентации. В свою очередь техническое развитие средств массовой коммуникации сближает последнюю с межличностной коммуника-


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе


цией: делают ее многоканальной и менее опосредствованной (например, телевидение позволяет включить визуальный канал, а компьютерный чат гарантирует одновременность возникновения и передачи информации) и гарантирует создание обратной связи, превращая одностороннее воз­действие в интеракцию, что характерно именно для межличностной ком­муникации. Пока что это только тенденции, но они достаточно вырази­тельны. Речь идет по существу о сглаживании качественных различий между массовой и межличностной коммуникацией.

Вопросы

для самостоятельной работы

 

1. Объясните, какое из приведенных определений понятия информа­
ции кажется вам наиболее приемлемым:

 

«информация — обозначение содержания, полученного из внеш­него мира в процессе приспособления к нему» (Н. Винер); «информация — мера сложности структур» (А. Моль); информация — передача разнообразия;

«информация — коммуникация и связь, в ходе которых устра­няется неопределенность» (К. Шеннон).

2. В чем отличие массовой коммуникации от межличностной?

3. Существует ли принципиальное различие между средствами мас­совой коммуникации и средствами массовой информации?

4. Перечислите «обычные» СМИ и выделите их отличия от новых.

5. Существует ли, по вашему мнению, различие между массой и ауди­торией? Если да, то в чем оно заключается?

6. Перечислите и проанализируйте основные изменения в междуна­родном коммуникационном пространстве за последние десятилетия.


 


 


 


Гл а в а 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 322 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.