Введение
Гений дипломатии, вершитель судеб, архитектор революций и советник королей – все это один и тот же человек. Шарль-Морис де Талейран-Перигор. В данной работе я бы хотела рассмотреть, каким образом один человек смог настолько повлиять на судьбу своей страны и своего народа. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проследить формирование личности Талейрана как будущего дипломата
2. рассмотреть его деятельность в качестве французского дипломата
Источником для данного доклада послужила автобиографическая работа самого Талейрана «Мемуары», которые он писал на протяжении нескольких лет.
Личность Талейрана противоречива, поэтому в историографии существует множество противоположных, подчас полярных мнений. Но все авторы, когда-либо изучавшие его биографию, не ставят под сомнение две вещи: гениальность Талейрана как дипломата и его абсолютную безнравственность.
гг. Первые шаги в карьерном росте
Шарль-Морис де Талейран-Перигор родился 2 февраля 1754 года в очень знатной аристократической, но обедневшей семье. По словам самого Талейрана его «отец и мать не имели большого состояния, но они занимали такое положение при дворе, которое при его использовании могло открыть им и их детям все пути».
И естественно ему была уготована карьера военного, если бы не случай, который, по мнению Талейрана, оказал влияние на всю его жизнь. В 4 года он повредил ногу и остался хромым на всю жизнь. Его родители, считая, что их сын не может «сделаться военным, без ущерба для своей карьеры, решили подготовить Талейрана к другой деятельности. Это казалось им более благоприятным для преуспеяния рода».
8милетнего Талейрана отдали в коллеж д’Аркур в Париже. В 16 лет Шарль-Морис Талейран отправляется в Реймс, главное архиепископство Франции, в котором коадъютором был один из его дядей и против своей воли поступает в семинарию св. Сульпиция, где обучается богословию с 1770 по 1773 гг.
Окончив семинарию и приняв сан, Талейран стал искать прибыльного аббатства, а пока отдавался любовным утехам. Двадцати одного года он стал аббатом в Реймсе. Вскоре он уже был генеральным викарием Реймса. Его карьера развивалась быстрыми темпами, и накануне революции 2 ноября 1788 года, король Франции Людовик XVI подписал приказ о назначении Шарля – Мориса Талейрана – Перигора епископом Отенской епархии.
В 1789 году Талейрана избирают депутатом от духовенства в Генеральные Штаты, чего он очень долго и упорно добивался. Для этого он предложил программу реформ, ведущих к буржуазной монархии:
юридически определить права каждого гражданина;
признание любого общественного акта законным в королевстве, только с согласия нации;
народу принадлежит и контроль над финансами;
основы общественного порядка – собственность и свобода: никто не может быть лишен свободы, кроме как по закону;
наказания должны быть одинаковыми для всех граждан;
провести инвентаризацию имуществ в королевстве и создать единый национальный банк.
Еще до 1789 Талейран склонялся к позициям либеральной аристократии, которая стремилась трансформировать единовластие Бурбонов в ограниченную конституционную монархию по английской модели. Был членом комитета Тридцати. Сначала Талейран занимал умеренные позиции, но вскоре перешел на более радикальные позиции. 26 июня 1789 он с опозданием, но все же примкнул к большинству депутатов первого сословия по ключевому вопросу – относительно совместного голосования с представителями третьего сословия. Вот как он сам описывал свои действия на тот момент времени: «Так как состав Генеральных штатов явно сводил первые два сословия к нулю, то оставалось лишь одно разумное решение: уступать до того, как к этому принудят силой, и пока еще можно было поставить себе это в заслугу. Таким путем можно было воспрепятствовать крайностям и сразу принудить третье сословие к осторожности, сохранить влияние на общие прения и выиграть время, что часто означает выигрыш всего. Если еще оставался шанс восстановить свои позиции, то только таким путем. Поэтому я, не колеблясь, присоединился к числу тех, которые стояли за него».
По признанию Талейрана, он не покинул страну с первой волной эмиграции, боясь оставить имущество, а вовсе не из преданности каким бы то ни было идеалам.
В июле 1790 Талейран стал одним из немногих французских епископов, принесших присягу на основании декрета о новом гражданском состоянии духовенства. Был избран администратором департамента, включавшего Париж, ушел в отставку с поста епископа Отенского. Несмотря на это, в 1791 согласился провести церемонию посвящения в сан вновь избранных «конституционных» епископов Кампера, Суассона и Парижа. В результате папский престол счел его главным виновником религиозного раскола и в 1792 отлучил от церкви.