Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒержание игрока и игра на зоне




 

ќсновным изменением в игре, которое мы все наблюдаем за последние 9‑10 лет, €вл€етс€ широкое передвижение игроков без м€ча, напр€женность и как бы трудность игры. —покойна€ техническа€ манера, украшенна€ Ђна досугеї виртуозными трюками, безвозвратно ушла в прошлое.

ѕодчас мы наблюдаем на поле нечто похожее на игру в Ђсалочкиї: одни игроки пытаютс€ оторватьс€ от других, сторожащих и преследующих их.

¬се спешат, и все зан€ты.

Ќавесную подачу с кра€ в центр почти невозможно прин€ть на ногу, так как много раньше этой возможности возникает борьба в воздухе за удар головой.

Ётому колоссальному сдвигу игры в сторону напр€женной атлетической борьбы мы об€заны тактическому приему, твердо вошедшему в арсенал тактических средств нашего футбола, который мы назовем Ђдержаниемї игрока.

ƒержание игрока есть защитное действие.

я умышленно начал с тактики обороны, вопреки принципам военной педагогики, чтобы остатьс€ верным хронологическому приоритету защиты в развитии современной тактики футбольной игры, так как поперечные перемены местами у нападающих возникли в ответ на по€вившеес€ держание их игроками защиты.

ѕервой командой, отказавшейс€ от чисто позиционной тактики в защите и перешедшей на Ђподвижную оборонуї, т. е. на держание и разбор нападающих противника, была московска€ команда Ђћеталлургї, успешно выступавша€ в розыгрышах первенства ———– в 1937Ц1939 гг.

Ётот прием, заимствованный футболистами из баскетбола, резко изменил не только игровую внешность футбола, но и потребовал большой психической перестройки игроков.

ќсновной смысл держани€ игрока заключаетс€ в том, что гораздо легче не дать противнику начать игру, чем расстроить уже начатую им игру.

„то значит держать игрока?

ƒержать игрока Ц это значит находитьс€ от него или передвигатьс€ вместе с ним на дистанции, позвол€ющей перехватывать адресованные ему м€чи, или атаковать его в момент приема им м€ча.

¬ зависимости от места пол€, места нахождени€ м€ча и скорости атакующего держать его нужно по‑разному. Ќапример, если нападающему достаточно подставить ногу, чтобы забить гол с короткого паса, нападающего нужно держать вплотную, т. е. находитьс€ или бежать с ним в непосредственной близости к нему со стороны ворот, с тем чтобы не дать ему сыграть Ђв одно касаниеї.

≈сли быстрый нападающий находитс€ в некотором отдалении от ворот и может по игровой ситуации получить м€ч дл€ рывка к воротам, держать нападающего вплотную не следует; наоборот, нужно зан€ть позицию, похожую на гандикапированный старт, с которого защищающийс€ успел бы и атаковать нападающего в случае отдачи ему м€ча в ноги, и не дать себ€ перегнать в случае посыла м€ча вперед на ворота.

≈сли же быстрый противник не дает защищающемус€ Ђгандикапаї, продвига€сь вперед до линии последнего игрока, тогда защищающемус€ остаетс€ гандикапировать старт не пространством, а временем.

ѕроще говор€, надо начинать движение в направлении посылаемого м€ча раньше противника, который не может этого же сделать, не попав в положение Ђвне игрыї.

ѕри пасе с кра€ в центр держать нападающего приходитс€ и сзади себ€, и спереди, и сбоку, в зависимости от его позиции по отношению к воротам.

ƒержать игрока, который находитс€ на большой дистанции от пасующего ему и может получить только длинный, навесной, а потому долго лет€щий м€ч, нужно на такой позиции, котора€ позволила бы защищающемус€ с разбега пойти в борьбу за высокий м€ч и вместе с тем позвол€ла бы страховать партнеров, т. е. имела бы смысл в общем плане безопасности своих ворот.

ќшибочно думают некоторые наши игроки, любители Ђвольнойї и безответственной игры в Ђобщем планеї, что стоит им только захотеть и они сумеют бегать Ђхвостомї за противником не хуже ¬севолода Ѕлинкова или Ќикола€ ѕалыски, полузащитников в команде московского Ђƒинамої в 1940Ц1941 гг.

ƒержание игрока Ц это очень трудна€ игра, требующа€ большого умени€, тонкого тактического понимани€ игры, большой физической выносливости, быстроты и хорошо тренированного внимани€.

» самым трудным в этой игре, пожалуй, €вл€етс€ понимание момента, в который ее следует оставить и перейти на позиционную игру.

Ќе игравший в защите никогда не поймет, насколько трудно в одно и то же врем€: а) следить за игроком без м€ча и преследовать его; б) следить за м€чом в поле, с тем чтобы поймать момент сыграть на м€ч; в) видеть весь ход атаки противника и г) быть готовым прийти в любой момент на помощь партнерам туда, откуда бы ни грозила воротам опасность гола.

ƒаже если условно допустить, что все п€ть игроков защитных линий настолько быстры и опытны, что каждый из них не даст противнику прорватьс€ к воротам или обвести себ€, элемент взаимостраховки сохранит свою необходимость в отдельные моменты игры в силу того, что вс€ка€ схватка двух игроков за нейтральный м€ч чревата случайност€ми, требующими в защите об€зательной взаимопомощи.

»грок защиты, который держит своего подопечного, довольству€сь тем, что он закрыт, и тут же, р€дом с собой позвол€ет забивать голы другому противнику только потому, что тот не на его ответственности, Ц такой игрок защиты слишком неумен или настолько Ђиндивидуалистї, что ему не место в команде.

“аким образом, держание игрока, твердо вошедшее в игру, совершившее насто€щий переворот в нашем футболе, породив новую тактику атаки, не исключает зональной игры, а требует от оборон€ющихс€ игроков тонкого мастерства комбинированной тактики защиты.

—овершенно неверно думать, что держать определенного игрока Ц это значит никого и ничего, кроме него, не видеть и бегать все 90 минут за ним по п€там.

ѕри такой практике держани€ игроков противник может легко использовать ее с выгодой дл€ себ€. ≈сли, например, полусредние, которых держат полузащитники, начнут играть впереди, а остальные трое нападающих сзади, то линии защиты при упр€мом, плотном и безотносительном к обстановке держани€ игроков будут противником переставлены одна на место другой.

” защитников, играющих впереди, не хватит умени€, а может быть, и выносливости заполнить собою середину пол€ и подыграть своим нападающим, а полузащитники в такой же мере не справ€тс€ с игрой в задней линии защиты, и игра команды в обороне будет расстроена.

Ѕолее того, противник по своему желанию и выбору стал бы держать наиболее слабых игроков защитных линий на самых ответственных местах обороны, на которых вс€ка€ борьба за ничейный м€ч уже опасна дл€ ворот, и лишил бы их помощи и страховки партнеров.

“аким образом, Ђприлипнутьї к одному игроку и ничего кроме него не видеть Ц это значит предоставить противнику возможность расставить игроков защитных линий так, как это ему выгодно.

Ёто обсто€тельство и заставл€ет в защите пользоватьс€ разными тактическими средствами обороны: и зональной игрой, и держанием игрока, а иногда и приемами игры средними между ними.

—овершенно необходимым элементом в защитной игре €вл€етс€ передача подопечных между игроками защитных линий. Ќапример, если полусредний противника играет впереди своего крайнего нападающего, крайний защитник должен послать на крайнего нападающего своего полузащитника, а сам вз€ть на себ€ полусреднего. »ли если полусредний играет впереди центрального нападающего, то же самое должен сделать центральный защитник, послав одного из своих полузащитников на центрального нападающего и вз€в на себ€ полусреднего.

Ёти обмены подопечными игроками должны делатьс€ по указанию сзади играющих игроков партнерам, наход€щимс€ впереди них, т. е. защитники командуют в такие моменты игры полузащитниками, а полузащитники Ц полусредними нападающими.

»гра на новых Ђобъектахї продолжаетс€ до тех пор, пока задние игроки не скомандуют передним вернутьс€ к старым подопечным.

Ёта передача игроков должна делатьс€ только в случае очевидной и относительно длительной перестановки противников и до их атаки или в самом начале ее.

ѕередавать же игроков друг другу в игре непосредственно у своих ворот, т. е. на ходу атаки противника, не следует, чтобы не растер€ть атакующих.

¬ этих случа€х каждому игроку защиты надо придерживатьс€ своего подопечного, особенно если он играет коротко и точно. ќднако в случа€х неразберихи у ворот или длинных навесных подач на ворота следует держатьс€ на позици€х, удобных дл€ игры на м€ч.

¬се передачи подопечных противников между игроками защиты и все перемены в системе разбора атакующих игроков должны производитьс€, как € уже сказал, по инициативе и указанию сзади играющего своему партнеру, играющему впереди.

“ака€ система игровых взаимоотношений между защищающимис€ основана на том, что играющему сзади всегда бывает виднее вс€ ситуаци€, чем играющему впереди, которого к тому же задний игрок все врем€ видит.

»грающий впереди должен быстро выполн€ть указани€ партнера, не трат€ драгоценного времени на возражени€, если даже решение товарища кажетс€ ему неправильным.

ћоральную ответственность за успех операции, естественно, несет суфлирующий задний игрок.

ѕоскольку последним полевым игроком защиты €вл€етс€ центральный защитник, он ведет в этом отношении общее руководство игрой в защитных лини€х.

Ќа последних рубежах зашиты в свои чрезвычайные права вступает вратарь, и его лаконичные, четкие приказы об€зательны дл€ всех.

» держание игрока, и игра на зоне, т. е. позиционна€ игра, вошли в число тактических средств нашего футбола и сделали тактику защиты более гибкой и богатой.

ѕротивопоставление этих двух методов игры как исключающих друг друга лишено вс€кого основани€. ќно возникает из‑за недопонимани€ смысла зональной игры.

»гра на зоне Ц это прежде всего система взаимной помощи.

ѕозиционна€ игра в защите, т. е. игра всех игроков защитных линий на своих зонах, Ц это система концентрированной обороны.

 онцентрированной расстановкой игроков создаетс€ положение, в котором зона действи€ одного игрока заходит на зону другого игрока. ј это и есть оптимальные услови€ дл€ взаимной страховки и быстрого сосредоточени€ игроков в опасном пункте игры у ворот.

«ональна€ игра в нападении также сохран€ет свою целесообразность, но часто приобретает новый смысл.

≈сли раньше та или ина€ позици€ обеспечивала игроку свободный прием м€ча на некотором отдалении от противника, то сейчас игрок выбирает себе позицию, не очень наде€сь уединитьс€ на ней дл€ приема м€ча. ќн это делает, чтобы привлечь на нее противника или отвлечь его от партнера и использовать свою позицию как удобное место старта дл€ внезапного отрыва от противника и выхода на свободное место с целью получени€ м€ча. Ќапример, если раньше крайний нападающий держалс€ на краю у боковой линии пол€, то это делалось дл€ того, чтобы в отдалении от крайнего защитника свободно принимать адресованные ему м€чи.

¬ современной игре крайние нападающие также держатс€ до поры до времени на кра€х у боковой линии пол€, но их позици€ имеет уже дво€кий смысл.

≈сли крайний защитник будет плотно держать Ђкра€ї, с тем чтобы тот не смог получить м€ча, у нападающего откроетс€ возможность внезапных отрывов, т. е. уходов от защитника в центр, к воротам противника, где он сможет получить острый пас.

≈сли же крайний защитник будет держатьс€ в некотором отдалении от крайнего нападающего, последний будет получать м€чи или в ноги, или на движение назад к м€чу, и его позици€ приобретает свой стародавний смысл.

ƒержание игрока не исключило игры на зоне, а €вилось новым тактическим средством игры, обогатившим тактику нашего футбола.

Ѕолее того, оба эти метода игры, не будучи универсальными тактическими средствами, дополн€ют и усиливают друг друга при целесообразном их применении.

¬се тактическое искусство футбольной игры в защите сводитс€ к тому, что игроки защитных линий должны хорошо понимать, когда нужно зан€ть позицию, т. е. играть на зоне, а когда нужно держать и преследовать пласирующего противника или в какой‑то пропорции сочетать эти два приема игры. ѕри этом пон€ть и оценить игровую обстановку необходимо в одно мгновение и тут же прин€ть решение и выполнить его.

ѕримером очень внимательного держани€ противника могла служить защитна€ игра ¬севолода Ѕлинкова на месте полузащитника в московской команде Ђƒинамої, котора€ нисколько не ограничивала его готовности и возможности страховать своих партнеров и помогать им. ѕри всем этом Ѕлинков находил свободные от защитной работы моменты, чтобы подыгрывать своим нападающим и непосредственно атаковывать ворота противника. ¬ этом же духе играют јлексей ¬од€гин и ћихаил –один из ÷ƒ ј.

 

ѕас и обводка

 

≈сли держание игрока и игра на зоне €вл€ютс€ главными тактическими приемами преимущественно защиты, то пас и обводка €вл€ютс€ приемами тактического арсенала нападающих, т. е. средствами провести м€ч в ворота противника сквозь организованный строй его игроков. »гра в пас обычно противопоставл€етс€ обводке. Ёто так же неверно, как противопоставл€ть держание игрока игре на зоне. ¬ таком представлении таитс€ непонимание существа футбольной игры. ќбъ€сн€етс€ это тем, что к обводке прикладывают порочащую ее этикетку Ђиндивидуальнойї игры.

ќднако тот факт, что игрок в общем организованном усилии всей команды в какие‑то секунды на своем участке преодолевает сопротивление противника один на один, без видимой помощи товарища, еще не дает основани€ обвин€ть его в индивидуализме.

¬есь вопрос в том, €вл€етс€ ли примененна€ в определенный момент обводка единственно возможным или наилучшим средством разрешени€ игровой ситуации или нет.

≈сли обводка в этот момент была действительно единственно целесообразным приемом, то, конечно, неверно называть обводку тактически индивидуальной игрой и противопоставл€ть ее пасу как коллективной игре.

»грок, примен€ющий обводку с пользой дл€ своей команды и в соответствии с общим тактическим планом ее игры, играет на коллектив.

ƒругое дело, когда игрок пользуетс€ обводкой не на пользу, а во вред своему коллективу. ѕри этом нужно помнить, что вс€ка€ обводка дает большой процент неудачи, т. е. потери м€ча, никак не оправдываемой в обводке, котора€ даже в случае ее удачи ничего не дала бы команде.

ƒаже такие опытные и сильные игроки, блест€щие мастера обводки, как ¬. Ѕобров, ¬. ƒемин, Ѕ. ѕайчадзе, Ќ. ƒементьев, ѕ. ƒементьев или √. ƒжеджелава, далеко не всегда сохран€ли и сохран€ют чувство меры в применении своего искусства, чего нельз€ сказать, например, о ¬. “рофимове, несмотр€ на то, что он обильно Ђпересыпаетї свою игру обводкой.

Ќо о том же Ѕоброве, который €вл€етс€ исключительно сильным дриблером в хоккее, можно сказать, что на льду он играет коллективно. ѕочему? ƒа потому, что вс€ хоккейна€ команда строит игру так, чтобы дать Ѕоброву возможно большее количество попыток пройти с помощью обводки к воротам противника; из этих попыток несколько должны увенчатьс€ успехом и обеспечить команде победу. Ѕобров с известным риском дл€ себ€ одну за другой делает эти запланированные попытки и обычно забивает несколько голов. ј если и не забивает, то отт€гивает на себ€ столько сил противника, что открывает этим возможность Ђсделать результатї своим партнерам.

 огда игрок, обвед€ одного или двух противников и собрав около себ€ остальных, в последний момент без сожалени€ расстаетс€ с м€чом, чтобы дать забить гол незакрытому партнеру, его игра коллективна, несмотр€ на применение такого изощренного средства индивидуального мастерства, каким €вл€етс€ обводка.

Ётому вопросу € уделил много места потому, что придаю большое значение правильному пониманию коллективного действи€ в футболе в смысле возможности про€влени€ в нем индивидуальной одаренности футболиста.

» теперь, когда мы признали обводку возможным средством коллективной игры и сн€ли с него этикетку Ђиндивидуальной игрыї, необходимо определить ее тесную св€зь с пасом.

 аждый футболист знает, что, угрожа€ противнику обводкой и изредка ее примен€€, легко играть в пас, и наоборот, игра€ в пас, можно легко обыграть противника, неожиданно применив обводку.

Ќапример, если защитник перед хорошо обвод€щим игроком будет зан€т лишь одной мыслью не дать себ€ обвести и не будет его атаковывать, остава€сь на выжидательной позиции, последний спокойно и не спеша сможет отдавать м€чи своим партнерам, т. е. играть в пас.

≈сли же защитник, стрем€сь не дать противнику сделать пас, построит свою игру на другой крайности и будет всегда на предельной скорости нападать на противника, вызывающего защитника на неосторожную атаку с целью перехватить передачу м€ча, то нападающий легко найдет момент дл€ обводки и выхода мимо защитника вперед.

“аким образом, мы видим, что хороша€ игра в пас возможна только в том случае, если нападающие все врем€ заставл€ют игроков зашиты противника остерегатьс€ обводки и этим св€зывают их.

Ќапример, если один защитник бросит своего опекаемого и пойдет на страховку другого защитника, играющего против сильного дриблера, последний сразу найдет легкий пас своему партнеру, оставшемус€ незакрытым.

» наоборот, эффективное применение обводки возможно, если она неожиданно, т. е. редко, употребл€етс€ на общем фоне игры в пас.

ќбманное движение передачи м€ча вправо позвол€ет обойти противника влево и наоборот.

“акже и финт обводки в одну сторону позвол€ет дать удобный пас в другую сторону.

ќчень часто открывшийс€ с одной стороны партнер позвол€ет нападающему пройти с м€чом мимо защитника с другой стороны, так как защитник в выборе своего места не может не реагировать на расстановку противников.

ѕас и обводка в тактике футбольной игры €вл€ютс€ тем единством, в котором эти два игровых приема взаимно обусловлены своей противоположностью. »х количественна€ пропорци€ в игре, где обводка только вкрапливаетс€ отдельными эпизодами в игру в пас, не должна дезориентировать нас относительно значени€ и места обводки в футбольной игре.

ќбводка может даже не примен€тьс€ в игре, но искусный и умный дриблер будет делать игру одной угрозой ее применени€.

ќбводка Ц не механическа€ примесь к пасу, а его органическое дополнение.

» теперь, когда игра в пас €вл€етс€ основной формой игры, стремление игрока в индивидуальном усилии приблизитс€ к воротам противника остаетс€ его неизменным внутренним позывом. Ёто, так сказать, первородна€ тактика. Ќападающий всем своим существом всегда направлен в сторону ворот противника, как стрелка компаса в сторону полюса. Ёто его ведуща€ лини€. Ќападающий, владеющий скоростной обводкой, не упустит случа€ реализовать эту свою направленность.

ќбводка остаетс€ одним из самых острых средств конечной атаки ворот.

Ѕольшой процент голов забиваетс€ игроками непосредственно после удавшейс€ обводки.

Ќаиболее целесообразно примен€ть обводку в зоне непосредственной близости ворот противника, где защищающиес€ в стремлении не дать нападающим ударить по воротам атакуют их (нападающих) особенно стремительно.

Ётой‑то необходимостью защитника спешить в игре у своих ворот может хорошо воспользоватьс€ нападающий и обвести его, чтобы получить возможность забить гол. ћного м€чей ¬севолода Ѕоброва было забито именно так.

ќднако тот же Ѕобров, увлека€сь иногда обводкой на середине пол€, нередко срывает подготовку к атаке, замедл€€ темп розыгрыша м€ча или тер€€ его.

“аким образом, рисковать потерей м€ча в обводке игрок может только в двух случа€х, когда 1) это не опасно дл€ его ворот и он не имеет при этом возможности по игровой ситуации отдать м€ч своим партнерам и 2) если его обводка, в случае достаточно веро€тной удачи, откроет возможность значительно более острой атаки ворот или их непосредственного вз€ти€, чем пас партнеру.

»гра только на обводку уже опровергнута всем ходом развити€ футбола. —ейчас футболисты всех стран играют в пас, сочета€ его в разных пропорци€х с обводкой. »гры же исключительно в пас, при совершенном изъ€тии обводки, мне еще не доводилось видеть.

ѕолное изъ€тие обводки из футбольной игры значительно упростило бы ее, заметно уравн€ло бы силы противоборствующих команд в каждой игре и в значительной мере лишило бы игру блесток индивидуального мастерства и таланта.

 огда в игроке сочетаетс€ быстрота с талантом инсценировки, т. е. финта, мы имеем перед собой дриблера, этого представител€ из€щного искусства на футбольном поприще, который один может разрушить всю стройно организованную систему защиты противника, построенную на держании и разборе игроков.

—тоит дриблеру обойти одного игрока и привлечь на себ€ второго, как защита противника уже дает трещину, так как второй защитник бросает своего подопечного, который может тут же получить м€ч и заставить на него пойти третьего защитника, который, в свою очередь, тоже оставит без призора своего подопечного. ¬ результате этого цепного процесса возникает момент, в котором незакрытый игрок получает возможность удара по воротам.

Ќе всегда все получаетс€ так, как здесь сказано, не всегда такие моменты кончаютс€ голом, но опасность дл€ ворот в таких случа€х назревает об€зательно.

≈сли же обвод€щий игрок, привлекший на себ€ противников, не находит целесообразной отдачи м€ча своим освободившимс€ партнерам и продолжает одного за другим обводить дальше, эффект его обводки смазываетс€ тем, что первые обведенные им игроки сумеют снова вступить в борьбу.

„увство меры Ц главное качество дриблера, которое делает его полезным игроком команды. Ќо часто мы наблюдаем, как начавший обводить игрок уже не может переключитьс€ на пас и обводит до потери м€ча и сознани€.

“акой дриблер напоминает токующего тетерева, который, зан€тый своим током, ничего не видит и не слышит. ƒл€ такого игрока обводка не средство, а цель игры.

ѕартнеры, не получившие от такого дриблера м€ча, в конце концов тер€ют энергию и желание бегать попусту в поисках позиции дл€ получени€ паса, и вс€ игра команды расстраиваетс€.

Ќо встречаютс€ дриблеры, которые редко тер€ют м€ч на обводке и играют в пас, ноЕ после об€зательной обводки хот€ бы одного противника. “акому игроку кажетс€, что он играет вполне коллективно. ќднако он не понимает простой вещи, что, злоупотребл€€ обводкой, он, как правило, отдает м€ч своему партнеру не в наилучший дл€ того момент. ј это уже не коллективно.

‘утбольна€ игра, построенна€ нападающим на одних попытках пройти при помощи обводки к воротам противника, никогда не оправдывает себ€ и приносит только вред общей коллективной игре команды.

— другой стороны, только коллективна€ игра, в частности хорошо отданный партнером м€ч, позвол€ет дриблеру применить с пользой дл€ всей команды свое искусство.

ќбводкой должны владеть все игроки команды, включа€ вратар€, дриблирующего при помощи рук, так как обводка €вл€етс€ средством выигрыша не только пространства, но и времени.

Ќапример, обводка может примен€тьс€ и дл€ того, чтобы обойти с м€чом противника и приблизитьс€ к его воротам, и дл€ того, чтобы только освободитьс€ от противника на какие‑то секунды и получить возможность осмотретьс€ и разобратьс€ в обстановке, дава€ партнерам врем€ дл€ необходимых по ходу игры перемещений.

ƒаже защитник, в том случае, если его обводка не таит в себе риска потер€ть м€ч и сама напрашиваетс€ поведением противника, может применить ее с пользой дл€ команды, так как она даст ему возможность точно передать м€ч партнерам и таким образом сохранить м€ч у своей команды.

”давша€с€ обводка сразу дает численный перевес атакующей группе игроков над защищающейс€, а отсюда и свободу их действи€.

Ќельз€ не учитывать и морального эффекта примене‑ни€ обводки. Ќичто не вносит такой нервозности в игру защитных линий команды, как систематически удающа€с€ обводка противника на каком‑либо участке обороны ворот. Ќе стоит и говорить о том, насколько деморализует игрока его беспомощность против сильного дриблера.

Ќе случайно € уделил так много внимани€ обводке.

»гра команд, построенна€ на тактической парности всех играющих друг против друга игроков, поднимает удельный вес обводки в игре как средства преодолени€ численного равенства сил, так как обведенный и оставленный за спиной противник на какой‑то отрезок времени выбывает из числа игроков, противопоставленных своим подопечным, и требует себе замены, чем расстраиваетс€ вс€ защитна€ система разбора игроков.

Ќельз€ не учитывать, что обводка дл€ многих наших молодых игроков €вл€етс€ насто€щей страстью и смыслом футбола и к тому же кажетс€ им легким путем к славе. Ќеобходимо предостеречь нашу играющую молодежь от чрезмерного увлечени€ обводкой.

‘утболист должен иметь вкус к коллективной игре и испытывать творческую радость, участву€ в целесообразно организованном коллективном усилии, в пределах которого он и должен про€вл€ть свои индивидуальные способности и качества.

»гра в пас должна настолько преобладать в игре над обводкой, насколько легче освободитьс€ на какой‑то момент от противника дл€ получени€ м€ча, чем обвести его.

»гра в пас Ц это чисто тактический навык, поднимающий футбол до высот тактического искусства.

¬ пасе каждого игрока про€вл€етс€ острота его тактического мышлени€.

—истема паса Ц это система игры.

“актическое разнообразие передач м€ча очень велико. ћожно играть длинным, средним и коротким пасом, продольным, косым и поперечным, низким и высоким перекидным.

ћожно играть друг о друга, как о стенку, в Ђодно касаниеї и с обработкой м€ча.

ћожно давать пас в игрока и на свободное место, на выход игрока. ѕрактикуетс€ и Ђнедоданныйї пас. »грок на хорошей тактической позиции требует себе м€ч так же, как м€ч, посланный в нужный момент и в нужное место, потребует к себе игрока.

ѕас может быть неожиданным по моменту его дачи и по его направлению, т. е. по адресату. ћного игровой выдумки можно вложить в каждый ход м€чом.

» было бы неправильно рекомендовать играть каким‑то определенным пасом Ц скажем, только длинным или коротким, только продольным или косым. ¬се зависит от возможностей самих исполнителей, их противников, условий грунта и погоды.

“еоретически длинный продольный пас Ц это кратчайший путь в пространстве и времени к воротам противника. Ќо практика показала, что на одном этом пасе игру строить нельз€, так как длинный продольный пас почти всегда даетс€ в борьбу и защите противника легко к нему приспособитьс€.

ќбъ€сн€етс€ это тем, что защищающиес€, естественно, прежде всего стараютс€ не дать противнику выйти на м€ч вперед, т. е. к воротам, и держатс€ дл€ этого несколько впереди нападающих, т. е. ближе к своим воротам, чем последние.

»менно поэтому внезапные пасы поперек, а особенно назад, очень часто наход€т совершенно незакрытого адресата.

—амым правильным следует считать игру, построенную на разнообразной передаче м€ча, т. е. на разнообразной компоновке игроков в ходе игры.

 онечно, может преобладать в игре команды какой‑то определенный пас, но тем необходимее неожиданное применение другого паса. Ќапример, крайний нападающий все врем€ играл длинными подачами вперед на дальнего полусреднего или Ђкра€ї; привыкшие к такой игре защитники оставили неприкрытым ближнего полусреднего, который и получил от Ђкра€ї неожиданный короткий пас назад у самых ворот противника.

 ачество паса Ц это качество игры.

¬ зависимости от того, какой пас преобладает в команде, ее игра приобретает тот или иной характер, или стиль.

 оманда московского Ђƒинамої играла по преимуществу длинными продольными и косыми пасами, стара€сь вывести своих быстрых нападающих пр€мо по центру на ворота противника или неожиданным перекидом м€ча с одного фланга на другой передать м€ч незакрытому партнеру у ворот противника.

»гра проходила в широком и быстром движении игроков и длинных посылах м€ча. јтаку€ широким и глубоким фронтом, динамовцы заставл€ли и защиту противника раст€нутьс€ и расслоитьс€, создава€ разреженнуюсреду защищающихс€ игроков, в которой быстрые, широко передвигающиес€ нападающие особенно эффективны.

 огда м€чом владел игрок Ђƒинамої, его партнеры рассредоточивались.

¬о врем€ матчей с участием московского Ђƒинамої на поле всегда бывало просторно, а потому атаки динамовцев были остры, опасны, но недостаточно прочны, т. е. эпизодичны.

 оманда ÷ƒ ј играет преимущественно пасом на соседа. ≈е передачи коротки и быстры. »гроки в противоположность динамовцам не разбегаютс€ от м€ча, а концентрируютс€ у м€ча.

јтаки ÷ƒ ј не прекращаютс€ с потерей м€ча, так как некотора€ кучность нападени€ позвол€ет сразу же начать борьбу за потер€нный м€ч, что в целом создает устойчивый напор и территориальное преимущество команды над противником в течение игры.

≈сли динамовцы дл€ длинной и точной передачи обрабатывают м€ч, то игроки ÷ƒ ј больше играют коротким пасом в Ђодно касаниеї с обводкой, которой великолепно владеет большинство игроков команды.

Ќа примере этих двух команд мы видим, как различные методы компоновки игроков, а отсюда и передачи м€ча, создают два совершенно различных стил€ игры.

„ем тоньше у футболиста понимание игры, тем содержательнее, интереснее, остроумнее и удобнее дл€ партнеров его отдача м€ча.

Ќекоторые пасы требуют к тому же и высокого технического мастерства; таковы, например, пасы резаными м€чами, позвол€ющие отдать м€ч, казалось бы, закрытому партнеру.

Ѕольшой изобретательностью отличались пасы ћихаила якушина. ≈го знаменитые отдачи м€ча п€ткой были неожиданны, остроумны и полезны по ходу игры.

»скусством острого паса владеют √ригорий ‘едотов,  онстантин Ѕесков, ¬алентин Ќиколаев, Ќиколай ƒементьев, ¬асилий “рофимов, јвтандил √огоберидзе и другие.

¬ пр€мой св€зи с тактикой перемены мест возник пас между Ђскрещивающимис€ї игроками, широко вошедший в практику наших команд.

≈го механизм таков: игрок ј с м€чом в движении вперед идет на место своего партнера Ѕ, который, Ђскрещива€сьї с игроком ј, за его спиной выходит вперед на его место и тут же от него получает м€ч, который ј, не гл€д€, неожиданно Ђвыворачиваетї своему партнеру Ѕ. омбинационный пас интересен неожиданностью своего тактического смысла.

¬ заключение главы считаю нужным объ€снить, почему обводка на этих страницах зан€ла больше места, чем пас. ћне казалось необходимым вступитьс€ за честь опороченной обводки. ћне хочетс€, чтобы кажущеес€ несоответствие между значением обводки в игре и гомеопатичностью ее дозировки не привело бы к ошибочным заключени€м.

ќ пасе € не беспокоюсь: он не нуждаетс€ в утверждении и постоит сам за себ€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1407 - | 1223 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.062 с.