Третий вопрос. Третий вопрос касается проблемы о “национальных” и интернациональных задачах пролетарской революции в той или иной стране. Партия исходит из того, что “национальные” и интернациональные задачи пролетариата СССР сливаются в одну общую задачу освобождения пролетариев всех стран от капитализма, что интересы строительства социализма в нашей стране целиком и полностью сливаются с интересами революционного движения всех страна один общий интерес победы социалистической революции во всех странах.
Что было бы, если бы пролетарии всех стран не сочувствовали и не поддерживали Республику Советов? Была бы интервенция и разгром Республики Советов.
Что было бы, если бы удалось капиталу разгромить Республику Советов? Наступила бы эпоха самой чёрной реакции во всех капиталистических и колониальных странах, стали бы душить рабочий класс и угнетённые народы, были бы ликвидированы позиций международного коммунизма.
Что будет, если сочувствие и поддержка Республики Советов со стороны пролетариев всех стран будут усиливаться и нарастать?! Это коренным образом облегчит строительство срй1ализма в СССР.
Что будет, если будут нарастать в СССР успехи социалистического строительства? Это коренным образом улучшит революционные позиции пролетариев всех стран в их борьбе с капиталом, подорвёт позиции международного капитала в его борьбе с пролетариатом и подымет шансы мирового пролетариата на высшую ступень.
Но из этого следует, что интересы и задачи пролетариата СССР переплетаются и неразрывно связываются с интересами и задачами революционного движения во всех странах и, наоборот, задачи революционных пролетариев всех стран неразрывно связываются с задачами и успехами пролетариев СССР на фронте социалистического строительства.
Поэтому противопоставлять “национальные” задачи пролетариев той или иной страны задачам интернациональным—значит допускать глубочайшую ошибку в политике.
Поэтому изображать рвение и страстность в борьбе пролетариев СССР на фронте социалистического строительства как признак “национальной замкнутости” и “национальной ограниченности”, как это делают иногда наши оппозиционеры, — значит сойти с ума или впасть в детство.
Поэтому утверждение единства и нераздельности интересов и задач пролетариев одной страны с интересами и задачами пролетариев всех стран является вернейшим путём победы революционного движения пролетариев всех стран.
Именно поэтому победа пролетарской революции в одной стране является не самоцелью, а средством и подспорьем для развития и победы революции во всех странах.
Поэтому строить социализм в СССР — это значит делать общее дело пролетариев всех стран, это значит ковать победу над капиталом не только в СССР, но и во всех капиталистических странах, ибо революция в СССР есть часть мировой революции, её начало и база её развёртывания.
К истории вопроса о строительстве
Социализма
Четвёртый вопрос. Четвёртый вопрос касается истории обсуждаемого вопроса. Оппозиция уверяет, что вопрос о строительстве социализма в одной стране поставлен впервые в нашей партии в 1925 году. Во всяком случае Троцкий прямо заявил на XV конференции:
“Почему требуют теоретического признания построения социализма в одной стране? Откуда взялась эта перспектива? Почему до 1925 года никто этого вопроса не выдвигал?”.
Выходит, таким образом, что до 1925 года вопрос этот не выдвигался в нашей партии. Выходит, что только Сталин и Бухарин выдвинули этот вопрос в партии и выдвинули его в 1925 году.
Верно ли это? Нет, неверно.
Я утверждаю, что вопрос о строительстве социалистического хозяйства в одной стране впервые был выдвинут в партии Лениным еще в 1915 году. Я утверждаю, что возражал тогда Ленину не кто иной, как Троцкий. Я утверждаю, что с того времени, т. е. со времени 1915 года, вопрос о строительстве социалистического хозяйства в одной стране неоднократно трактовался в нашей печати и в нашей партии.
Обратимся к фактам.
а) 1915 год. Статья Ленина в Центральном Органе большевиков (в “Социал-Демократе”): “О лозунге Соединённых Штатов Европы”. Вот что говорит Ленин в этой статье:
“Как самостоятельный лозунг, лозунг Соединённые Штаты мира был бы однако едва ли правилен, во-первых, потому, что он сливается с социализмом; во-вторых, потому, что он мог бы породить неправильное толкование о невозможности победы социализма в одной стране и об отношении такой страны к остальным.
Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетённые классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств”. Ибо “невозможно свободное объединение наций в социализме без более или менее долгой, упорной борьбы социалистических республик с отсталыми государствами” (см. т. XVIII, стр. 232—233)
А вот возражение Троцкого, данное в том же 1915 году в руководимом Троцким “Нашем Слове”:
“”Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма”. Отсюда “Социал-Демократ” (центральный орган большевиков в 1915 г, где и была напечатана названная статья Ленина И. Ст.) делал тот вывод, что возможна победа социализма в одной стране и что незачем поэтому диктатуру пролетариата в каждом отдельном государстве обусловливать созданием Соединенных Штатов Европы. Что ни одна страна не должна “дожидаться” других в своей борьбе — это элементарная мысль, которою полезно и необходимо повторять, дабы идея параллельного интернационального действия не подменялась идеей выжидательного интернационального бездействия. Не дожидаясь других, мы начинаем и продолжаем борьбу на национальной почве в полной уверенности, что наша инициатива даст толчок борьбе в других странах; а если бы этого не произошло, то безнадежно думать — так свидетельствуют и опыт истории и теоретические соображения, — что, например, революционная Россия могла бы устоять перед лицом консервативной Европы, или социалистическая Германия могла бы остаться изолированной в капиталистическом мире. Рассматривать перспективы социальной революции в национальных рамках значило бы становиться жертвой той самой национальной ограниченности, которая составляет сущность социал-патриотизма”* (Троцкий, “1917”, т. III, ч. 1, стр. 89—90).
Вы видите, что вопрос об “организации социалистического производства” ставился Лениным уже в 1915 году, на пороге буржуазно-демократической революции в России, в период империалистической войны, когда вопрос о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую стоял на очереди.
Вы видите, что возражал тогда тов. Ленину не кто иной, как Троцкий, который, очевидно, знал, что в статье Ленина речь идёт о “победе социализма” и о возможности “организации социалистического производства в одной стране”.
Вы видите, что обвинение насчет “национальной ограниченности” было выставлено впервые Троцким еще в 1915 году, причем это обвинение было направлено не против Сталина или Бухарина, а против Ленина.
Теперь Зиновьев то и дело пускает в ход смехотворное обвинение насчёт “национальной ограниченности”. Но он, видимо, не понимает, что он повторяет и реставрирует тем самым тезис Троцкого, направленный против Ленина и его партии.
б) 1919 год. Статья Ленина “Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата”. Вот что пишет Ленин в этой статье:
“Как бы ни лгали, ни клеветали буржуа всех стран и их прямые и прикрытые пособники (“социалисты” II Интернационала), остаётся несомненным: с точки зрения основной экономической проблемы диктатуры пролетариата у нас обеспечена победа коммунизма над капитализмом. Буржуазия всего мира именно потому бешенствует и неистовствует против большевизма, организует военные нашествия, заговоры и прочее против большевиков, что она превосходно понимает неизбежность нашей победы в перестройке общественного хозяйства” если нас не задавить военной силой. А задавить нас таким образом ей не удаётся” (см. т. XXIV, стр. 510).
Вы видите, что в этой статье Ленина речь идёт об “экономической проблеме диктатуры пролетариата”, о “перестройке общественного хозяйства” в направлении “победы коммунизма”. А что такое “экономическая проблема диктатуры пролетариата” и “перестройка общественного хозяйства” при диктатуре пролетариата? Это есть не что иное, как строительство социализма в одной стране, в нашей стране.
в) 1921 год. Брошюра Ленина “О продналоге”. Известное положение о том, что мы можем и должны построить “социалистический фундамент нашей экономики” (см. “О продналоге”).
г) 1922 год. Выступление тов. Ленина в Моссовете, где он говорит о том, что “мы социализм протащили в повседневную жизнь”, что “из России нэповской будет Россия социалистическая” (см. т. XXVII, стр. 366). Возражения Троцкого в его “Послесловии” к “Программе мира” в 1922 году без прямого указания на то, что он полемизирует с Лениным. Вот что говорит Троцкий в этом “Послесловии”:
“Несколько раз повторяющееся в “Программе мира” утверждение, что пролетарская революция не может победоносно завершиться в национальных рамках, покажется, пожалуй, некоторым читателям опровергнутым почти пятилетним опытом нашей Советской Республики. Но такое заключение было бы неосновательно. Тот факт, что рабочее государство удержалось против всего мира в одной стране, и притом отсталой, свидетельствует о колоссальной мощи пролетариата, которая в других, более передовых, более цивилизованных странах способна будет совершать поистине чудеса. Но, отстояв себя в политическом и военном смысле, как государство, мы к созданию социалистического общества не пришли и даже не подошли. Борьба за революционно-государственное самосохранение вызвала за этот период чрезвычайное понижение производительных сил; социализм же мыслим только на основе их роста и расцвета. Торговые переговоры с буржуазными государствами, концессии. Генуэзская конференция и пр. являются слишком ярким свидетельством невозможности изолированного социалистического строительства в национально-государственных рамках... Подлинный подъём социалистического хозяйства в России станет возможным только после победы пролетариата в важнейших странах Европы” * (Троцкий, “1917”, т. III, ч. 1, стр. 92—93).
Кому возражает здесь Троцкий насчёт “невозможности изолированного социалистического строительства в национально-государственных рамках”? Уж, конечно, не Сталину или Бухарину. Троцкий возражает здесь тов. Ленину, и возражает он не по какому-либо Другому вопросу, а по основному вопросу — о возможности “социалистического строительства в национально-государственных рамках”.
д) 1923 год. Брошюра Ленина “О кооперации”, представляющая его политическое завещание. Вот что говорит Ленин в этой брошюре:
“В самом деле, власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т. д., — разве это не всё, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали, как торгашескую, и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при нэпе так же, разве это не всё необходимое для построения полного социалистического общества? Это еще не построение социалистического общества, но это всё необходимое и достаточное для этого построения” (см. т. XXVII, стр. 392).
Кажется, трудно выразиться яснее.
У Троцкого выходит, что “социалистическое строительство в национально-государственных рамках” невозможно. Ленин же утверждает, что мы, т. е. пролетариат СССР, теперь, в период диктатуры пролетариата, имеем “всё необходимое и достаточное” “для построения полного социалистического общества”. Противоположность во взглядах полная.
Таковы факты.
Вы видите, таким образом, что вопрос о строительстве социализма в одной стране был выдвинут в нашей партии еще в 1915 году, выдвинут он был лично Лениным, с которым спорил по этому вопросу не кто иной, как Троцкий, обвиняя Ленина в “национальной ограниченности”.
Вы видите, что с тех пор этот вопрос не сходил с порядка дня работы нашей партии вплоть до смерти тов. Ленина.
Вы видите, что этот вопрос несколько раз возбуждался в той или иной форме Троцким в виде скрытой, но совершенно определённой полемики с тов. Лениным, причём каждый раз трактовался этот вопрос у Троцкого не в духе Ленина и ленинизма, а против Ленина и ленинизма.
Вы видите, что Троцкий говорит прямую неправду, уверяя, что вопрос о строительстве социализма в одной стране не выдвигался никем до 1925 года.