Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Честнов И.Л.[1] Взаимоотношение государства и личности в эпоху постмодерна.

Современное общество именуется постиндустриальным, информационным, глобальным, «вторым», «высоким» или «радикальным» модерном. Его характеристики во многом определяются культурным «сдвигом», который произошел в конце ХХ в. – постмодернизмом. Именно постмодернизм задает основные векторы культуры западного социума, выступающего «референтной группой» для большей части остального мира. Среди этих векторов особое значение имеет новое взаимоотношение государства и личности.

Государство эпохи модерна, представленное, прежде всего, суверенной публичной государственной властью, обеспечивало не только выживание социума (Н. Элиас), но и выступало средством его процветания. При этом доминировало представление о рациональном «законодательном разуме» (термин З. Баумана), носителем которого как раз и является государственная власть. Она – будучи рациональной – может дать ответы на все вопросы, решить все социальные проблемы. На этой идее, в частности, строились элитарные теории государственного управления Г. Моски, В. Парето, Й. Шумпетера, М. Вебера и др. Они полагали, что народ не обладает необходимыми знаниями в области государственного управления, поэтому демократией является такой политический режим, в котором решение должна принимать элита (специалисты, носители специальных знаний) в интересах народа и под контролем народа. Однако История доказала, что все попытки реализации такого проекта на практике превращались в лучшем случае в авторитарную диктатуру, в худшем - в тоталитарный режим, а идеал гармонии государства и личности оставался недостижимым.

Во второй пол. ХХ в. оказалось, что претензии научного разума решить все проблемы человечества, как минимум, необоснованны. Утрата наукой своего привилегированного эпистемологического статуса привела к осознанию невозможности рационально управлять обществом на основе классических методов. В к. ХХ в. резко усиливается недовольство населением в государственном управлении, что квалифицировано как «провал» государства всеобщего благоденствия. В связи с этим оказались поколеблены претензии классической теории управления и юридической науки (которая в социологической версии основывается на положениях научного менеджмента) стать «инженерией общества»[2]. Осознание изменчивости, стохастичности, непредсказуемости социального мира, его многомерности и взаимодополнительности привело к разочарованию в рекомендациях классической теории управления. В частности, Н. Луман аргументирует это тем, что независимо от рациональной мотивации действий их функциональность внутри определенной социальной системы может оказаться иррациональной. И наоборот, иррациональные действия, например, в условиях незнаний или даже аморального поведения могут выполнять в этой системе рациональные функции[3].

В то же время во второй пол. ХХ в. происходят изменения методов государственного властвования – контроля государства над личностью: прямое насилие заменяется «мягким» информационно-идеологическим, знаково-символическим влиянием[4], когда власть действует с помощью «символического насилия»[5]. При этом меняется характер и содержание идеологии: ««идеология» вытесняется «имиджелогией» и, что немаловажно, меняется не только круг субъектов, вовлеченных в процесс производства символических форм, но и характер «потребления» последних»[6]. «Процесс коммерциализации политики в совокупности с динамичным развитием информационных технологий способствовал превращению идеологической работы в своеобразную сферу бизнеса, что, в свою очередь, привело к доминированию политтехнологов, так как политические технологии, обладающие высоким манипулятивным потенциалом, заняли ведущее место в иерархии факторов электорального успеха. Одним из важнейших последствий этой тенденции стало разрушение «традиционных» идеологий и возникновение идеологий нового типа. Которые можно определить как манипулятивные»[7].

Используя новые коммуникативные технологии, власть проникает во все сферы жизнедеятельности человека, формируя его как социального (и правового) субъекта, определяя его идентичность, потребности и интересы, экспектации и интенции. Одновременно достаточно кардинально меняется представление о власти: власть – это не инструмент, принадлежащий кому-то, кто его использует по своей воле, а всепроникающий аспект общественной жизни[8]. Власть, - утверждал М. Фуко, - «пронизывает и производит вещи, вызывает удовольствие, формирует знание, производит дискурс»[9]. «Отношения власти глубоко укоренены в социальных связях, … они не образуют какой - то дополнительной структуры поверх общества, о радикальном упразднении которой можно мечтать. Жить в oбществе в любом случае означает жить так, чтобы одни могли бы воздействовать на действия других. Общество «без отношений власти» может быть лишь абстракцией. А это — скажем мимоходом — делает политически тем более необходимым анализ отношений власти именно в конкретных обществах, делает необходимым анализ их исторического формирования, того, что придает им стабильность или нестабильность, анализ условии, необходимых для того, чтобы преобразовывать одни и упразднять другие. Ведь сказать, что не бывает обществ без отношений власти, не означает ни того, что данные нам отношения власти необходимы, ни того, что в любом случае власть образует в средоточии обществ некую неустранимую фатальность; но это означает, что анализ, совершенствование, постановка под сомнение отношений власти, а также «агонизм» между отношениями власти и не транзитивностью свободы представляют собой непрерывно стоящую перед нами политическую задачу; это также означает, что тут и заключается политическая задача, внутренне присущая всякой социальной жизни»[10].

Одновременно (или «параллельно») власть производит субъектов, формируя их характер и «нормализуя их», делая их способными и склонными придерживаться норм здравого смысла, здоровья, сексуального поведения и других нормативов благопристойности[11]. При этом власть, как и все социальные явления и процессы – принципиально амбивалентна: она, как минимум, может быть в определенном контексте принудительной, а может быть и «продуктивной»[12].

«Действительно, преобразования в социально-политической сфере, - полагает М.Н. Грачев, - происходящие под воздействием новых коммуникационных технологий, носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, они способствуют расширению «видимости», открытости осуществления власти, с другой – создают потенциальную возможность достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия на массовое сознание или, если угодно, манипулирования им в политических целях. В последнем случае «видимость» власти может трансформироваться в «видимость демократии»»[13]. Тем самым электронная демократия может обернуться «электронным паноптикумом».

Таким образом, приход постмодерна сам по себе не производит эмансипацию личности, но дает гораздо более реалистичную картину ее взаимоотношений с государством. Как ею распорядиться – зависит от каждого из нас.

 


[1] Честнов Илья Львович доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права СПб юр. ин-та (филиала) Академии генеральной прокуратуры РФ, засл. юрист РФ.

[2] Задачу социального контроля, обеспечивающего разумное («инженерное») преобразование общества, ставил перед юриспруденцией Р. Паунд. – Pound R. Social Control through Law. - New Haven, 1942.

[3] Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitaеt. - Frankfurt am Main, 1973. - S. 14.

[4] С помощью «мягкой силы» западные государства, прежде всего, США обеспечивают «мягкую гегемонию» на международной арене, создавая привлекательный образ западных ценностей общества изобилия (или потребления). – См. подробнее: Русакова О. Ф. Концепты, категории и понятия политической коммуникативистикн // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. – М., 2012. – С. 92-102.

[5] О символическом насилии см.: Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 54. и след.

[6] Малинова О.Ю. Введение // Идейно-символическое пространство постсоветской России: динамика, институциональная среда, акторы / под. ред. О. Ю. Малиновой. — М., 2011. – С. 13.

[7] Аль-Дайни М.А. Политические идеологии в контексте трансформации: особенности производства партийных идеологий в современной России // Там же. – С. 34.

[8] Garland D. Punishment and Modern Society: A Study in Social Theогу. - Oxford, 1990. – Р. 138.

[9] Foucault М. Power and Strategies//Foucault M. Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings 1972-1977. Brighton, 1980. – Р. 119.

[10] Фуко М. Субъект и власть // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. – М.. 2006. – Ч. 3. – С. 184.

[11] О конструировании «субъектов» в смысле как «свободного субъекта», так и подчиненного или подвластного, см.: Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М., 1996. - С. 159-160.

[12] Об этом писал М. Фуко: Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. – М.. 2006. – С. 268-269. Э. Гидденс утверждает, что «деятельность логически подразумевает власть, понимаемую как способность к преобразованиям». - Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М., 2003. – С. 57. В то же время М. Фуко полагал необходимым «…отличать отношения власти как стратегические игры между свободами — стратегические игры, способствующие тому, что одни пытаются обусловливать поведение других — на что другие реагируют попытками не позволять обусловливать свое поведение или в ответ обусловливать поведение первых — и состояниями господства, какие обычно называют властью. … Анализ таких техник необходим, потому что весьма часто с помощью техник такого рода устанавливаются и поддерживаются состояния господства». – Фуко М. Этика заботы о себе как практика свободы // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. – М.. 2006. – Ч. 3. – С. 268. Э. Гидденс, в свою очередь, пишет, что «господство» и «власть» неотъемлемо присущи «социальным ассоциациям (или, с нашей точки зрения, человеческой деятельности как таковой)./…/ Так, например, невозможно разделить «идеологический дискурс» и «науку». Понятие «идеология» относится только к тем асимметриям господства, которые соединяют сигнификацию с легитимацией частных интересов. На примере идеологии можно удостовериться, что структуры сигнификации отделимы от господства и легитимации исключительно на уровне аналитического приема». – Гидденс Э. Указ. Соч. – С. 78-79.

[13] Грачев М. Н. «Электронная демократия» или «конец демократии»? // Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. Политическая наука: Ежегодник 2012 / Гл. ред. А. И. Соловьев. – М., 2012. – С. 206.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вакцинация от гриппа началась в Амурской области
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.