Задачей первой медицинской и доврачебной помощи при отморожениях является согревание пораженных областей тела.
- В дореактивном периоде провести медленное согревание конечности с помощью теплоизолирующих повязок (наложение на область отморожения стерильной сухой салфетки, затем толстого слоя ваты, металлической фольги и фиксация бинтом), в качестве теплоизолирующей повязки могут использоваться шерстяные или меховые вещи, одеяла и т.д. Повязку рекомендуется накладывать как можно раньше и не снимать ее в течение 5—6 ч до появления чувства тепла и покалывания в пораженной конечности.
- Напоить пострадавшего горячим сладким чаем или кофе.
- Тепло укрыть пострадавшего.
- Во время транспортировки пострадавшего провести инфузионно-трансфузионную терапию.
В приемном отделении больницы освобождают отмороженный сегмент от повязок, кожу обрабатывают спиртом, заново накладывают термоизолирующий чехол или ватно-марлевую теплоизолирующую повязку толщиной 5 см. Осмотр и обработку проводят в максимально короткий срок.
Одним из основных методов в комплексном лечении холодовой травмы является длительная инфузионно-трансфузионная терапия.
ОБЩЕЕ ЗАМЕРЗАНИЕ (ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ)
После резкого падения температуры воздуха, в особенности зимой, поступают сообщения о многочисленных случаях смерти людей от переохлаждения.
"Гипотермию чрезвычайно трудно диагностировать самому, — объясняет Эрик Линтон (Великобритания). — Она притупляет ваши ощущения. Необходимо, чтобы кто-то был рядом и забил тревогу, иначе вы умрете. Тут самое главное — довести до сведения человека, что с ним творится неладное. Как это часто бывает, если вы поняли, что можете умереть, то смерть, скорее всего, отступит". Однако, кроме непосредственной угрозы — гибели от переохлаждения, гипотермия несет в себе целый спектр и иных смертельных рисков, в том числе для людей, находящихся рядом с человеком, чья температура тела опасно понизилась. Охлаждение организма приводит к ослаблению памяти, затормаживанию реакций. Это особенно опасно, если такой человек занимает командную должность, управляет транспортным средством или иной техникой. Ясно, чем это может кончиться, например, во время строительных или спасательных работ.
Гипотермия — это состояние, когда тело постепенно растрачивает свое тепло вплоть до того, что сердце отказывается работать.
Здоровое тело поддерживает внутреннюю температуру примерно до 37°С. Гипотермия начинается, когда температура падает до 35 °. Это еще не смертельно, но организм уже реагирует на опасность. Первая реакция на охлаждение — дрожь. Но как раз она означает, что непосредственной угрозы пока что нет. Просто тело старается согреться: мозг испускает импульсы, заставляющие мускулы быстро сокращаться и таким образом интенсивнее вырабатывать тепло. С другой стороны, возрастает и теплоотдача.
"Любой человек может замерзнуть, — говорит Эрик Линтон. — Однако он обращает на это внимание, только если ежится от холода. Но вот через каких-нибудь четверть часа ощущение холода проходит, и тогда человек перестает замечать, что на самом-то деле он промерз насквозь. Это уже опасная стадия". Известно немало случаев, когда жизнь замерзших людей надолго замирала, а затем снова продолжалась. Утром 26 марта 1960 г. рабочими целинного совхоза "Ярославский" Актюбинской области был найден в снегу тракторист Владимир Харин. Возвращаясь домой с работы во время бурана, он замерз в степи. Тело его окоченело настолько, что при укладывании в машину и нечаянном ударе издало буквально деревянный звук. Сомнений в смерти Харина у сотрудников больницы не было. Сердце пострадавшего не билось, зрачки не реагировали на свет. Однако по цвету тела тракторист на погибшего не походил. Клиническая смерть? Но ведь Владимир замерз несколько часов назад. Врачи знали об опытах профессора Неговского на животных, который, сильно охлаждая их, продлевал время клинической смерти до 2 ч. С учетом этого в больнице стали бороться за жизнь Владимира Харина.
Его ноги поместили в таз с теплой водой, чтобы расширить сосуды. В мышцу сердца ввели адреналин — средство, возбуждающее сердечную деятельность.
Потом — нагнетание крови, искусственное дыхание. Через 40 мин человек начал оживать. Пострадавшему еще раз сделали переливание крови. Через 12 ч он пришел в сознание. Потом было еще несколько месяцев борьбы врачей за жизнь Владимира Харина, и они победили. По свидетельству замерзшего тракториста, он пролежал в степи около 3 ч.
Аналогичный случай произошел с ленинградским шофером Василием Ш. Он тоже возвращался домой поздней ночью. На одной из пустынных улиц ему стало плохо, он упал в снег и потерял сознание. Стоял тридцатиградусный мороз. Когда утром Василия подобрала "Скорая помощь", его пульс не прощупывался. Подбородок, кисти рук и ноги были покрыты инеем и корочкой льда. Лед был и во рту. Констатировали "смертельное замерзание". Но решили сделать все, чтобы пострадавший вернулся к жизни. Профессор Л.Ф.Волков рассказывал: "Сначала Ш. поместили в теплую ванну, затем ввели сердечные и тонизирующие средства. Благодаря постепенному согреванию больной пришел в себя". Он был спасен.
Ученые полагают, что в состоянии анабиоза где-то глубоко в застывших клетках, под слоем окоченевших мышц, теплится слабая искра жизни. Задача заключается в том, чтобы не дать ей погаснуть.