Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пятница 14 oктября 2016, 10.00-13.00, ауд. P10, II ГУМ

Принять участие в универсиаде

Формулироака диплома

Программа профессора Мишеля МЮРА

(Университет Париж 4)

Курс лекций во Французском университетском колледже

С 06 по 14 oктября 2016

Литература

 

Синопсис:

Литература и искусство (XIX-XX века)

 

Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим о соотношении литературы и искусства, - это вопрос о соотношении вербального языка с иными формами выражения, принципиально отличными по своей структуре. Вопрос этот длительное время решался в терминах риторического экфрасиса, однако уже с начала XIX века риторика утрачивает свое прежнее значение, и потому в настоящее время более уместно говорить об описании. Описание «заставляет говорить» живопись, наделяет ее способностью теоретической рефлексии, глубинным образом изменяющей ее статус; художник, воспринимавшийся до тех пор как ремесленник, становится художником-творцом, «братом» поэта, обладающим тем же, что и поэт, достоинством. Это – одна из причин характерного для XIX в., начиная с Бальзака и до Пруста, явления: искусство становится темой литературы, а художник – героем романа. В следующем периоде, который принято называть эпохой символизма, начинают говорить о разного рода соответствиях, существующих между различными видами искусства; у Вагнера эта тенденция принимает форму «тотального произведения искусства», что уже возвещает период авангарда с его эстетическим бунтом, стремительными изменениями и радикальным отказом от традиции. Изменения в это время происходят и в области технологии, одно из наиболее существенных - появление в 1840-е гг. фотографии, которая получает широкое распространение и определяет жизнь социума. Фотография, выполняющая механическим способом функцию воспроизведения (репродукции), которая ранее была уделом искусства, в том числе и так называемой реалистической литературы, заставляет отныне искусство искать новые формы самоопределения, переосмысляя свои отношения с документом, памятью и теми следами, которые она в нем оставляет.

 

 

 

Четверг 6 октября 2016, 17.00-20.00, ауд. P10, II ГУМ

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Произведение искусства и его речевые характеристики: описание, воспоминание. Экфрасис и описание. Описание в романе. Заметка, каталог, поэма. Поддается ли описанию музыка?

 

 

Пятница 7 октября 2016, 17.00-20.00, ауд. P10, II ГУМ

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Художественный вымысел и образ художника. Роман о художнике: «Неведомый шедевр» Бальзака, «Манет Саломон» Эдмона и Жюля де Гонкур; «Творчество» Золя.

 

 

Суббота 8 октября 2016, 10.00-13.00, амфитеатр 01, ГЗ

Семинар 1 (без перевода):

Маяки» Бодлера»; Всемирная выставка 1855, «Эжен Делакруа», «Озарения», «Мосты» Рембо, «Наоборот» Гюисманса, «Явление» Гюстава Моро, «Под тенью девушек в саду» Пруста, Эльстир и порт Каркетюи, «Калиграммы» и «Окна» Аполлинера.

 

Понедельник 10 oктября 2016, 16.00-19.00, ауд. P10, II ГУМ

Семинар 2 (без перевода):

Чтение фрагментов из романов Бальзака, братьев Гонкуров, Золя, Гюисманса и Пруста (см. программу лекции n°2)

 

 

Вторник 11 oктября 2016, 17.00-20.00, ауд. P10, II ГУМ

Лекция 3 (с синхронным переводом):

Литературный и художественный авангард. Французское вагнерианство. Аполлинер, Реверди и кубизм. Сюрреализм и живопись.

 

 

Среда 12 oктября 2016, 16.00-19.00, ауд. P10, II ГУМ

Семинар 3 (без перевода):

Бодлер: «Рихард Вагнер и Тангейзер»;

Малларме: «Греза о Вагнере»

Жюльен Грак: «Замок Арголь»

Аполлинер: «Эстетические размышления», «Пикассо»

Пьер Реверди: «Кубизм»; «Образ»

Андре Бретон: «Сюрреализм и живопись» (фрагменты)

 

 

Четверг 13 oктября 2016, 17.00-20.00, ауд. P10, II ГУМ

Лекция 4 (с синхронным переводом):

Литература и фотография / фотография и литература.

Носитель (медиум), образ, техническая воспроизводимость. Фотография как предмет литературного дискурса. Обновление форм. Литература и массовая культура.

 

 

Пятница 14 oктября 2016, 10.00-13.00, ауд. P10, II ГУМ

Семинар 4 (без перевода):

Бодлер: «Салон 1859 года, «О фотографии»

Вальтер Беньямин: «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»

Жорж Роденбах: «Мертвый Брюгге»

Андре Бретон: «Надя»

Ролан Барт: «Камера обскура»

 

 

Био-библиография профессора:

Мишель Мюра – профессор французской литературы в университете Париж-Сорбонна и Эколь нормаль сюперьер (Высшая нормальная школа). Специалист в области изучения творчества Жюльена Грака и сюрреализма. Ряд его работ посвящен истории поэтических форм в период между 1870 и 1920 гг. – период наиболее кардинальных изменений, происходивших во французской поэзии. Еще одна область научных интересов Мишеля Мюрат – история литературы глазами писателей.

 

Основные труды:

Le Rivage des Syrtes de Julien Gracq. Etude de style [Побережье Сирты. Опыты по изучению стиля»], José Corti, 1983.

L’Enchanteur réticent. Essai sur Julien Gracq [Сумрачный красавец. Этюды о Жюльене Граке»], (Belfond, 1991), José Corti, 2004.

Robert Desnos. Les grands jours du poète [Роберт Деснос. Великие дни поэта ], José Corti, 1988.

L’Art de Rimbaud [Искусстов Рембо], José Corti, 2002.

Le Coup de dés de Mallarmé. Un recommencement de la poésie [«Бросок костей» Малларме. Новое рождение поэзии], Belin, 2005.

Le Vers libre [Верлибр], Champion, 2008.

Le surréalisme [Сюрреализм], Livre de poche, 2013.
La Langue des dieux modernes [Язык современных богов], Garnier, 2013.

Рекомендуемая литература:

1. ТЕКСТЫ

Аполлинер. «Эстетические размышления» (раздел «Пикассо»)

http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/meditations-esthetiques/

Аполлинер. «Калиграммы» («Окна»)

http://obvil.paris-sorbonne.fr/corpus/apollinaire/calligrammes/

Оноре де Бальзак. «Неведомый шедевр».

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k116911k.r

Ролан Барт. Камера обскура.

Андре Бретон. Надя.

Андре Бретон. Сюрреализм и живопись.

Шарль Бодлер. «Маяки». «Всемирная выставка 1855 года. Эжен Делакруа»

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8571036.r

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65732674.r

Шарль Бодлер. Рихард Вагнер и Тангейзер.

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6221355j.r

Эдмон и Жюль де Гонкур. «Манетт Саломон».

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k114894m.r

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1148950.r

Жюльен Грак. Замок Арголь.

Гюисманс. Наоборот

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k80709n.r

Стефан Малларме. «Греза о Вагнере»

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626855p.r

Марсель Пруст. «Любовь Свана». «Под сенью девушек в цвету»

https://www.ebooksgratuits.com/ebooksfrance/proust_du_cote_de_chez_swann.pdf

https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-03.pdf

https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-04.pdf

https://beq.ebooksgratuits.com/auteurs/Proust/Proust-05.pdf

Пьер Реверди. «Кубизм»; «Образ»

Жорж Роденбах. «Мертвых Брюгге».

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57844349.r

Золя. Творчество.

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57625154.r

 

3. КРИТИКА



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике. | сентября 2016 года г. Нижний Новгород
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.