Государственно-политическое объединение страны и нации, оказавшееся сложным во Франции, было одной стороной общего процесса централизации. Вторую сторону составляли преобразования государственно-административной системы — иногда единовременные, иногда растянувшиеся на значительный исторический период. Некоторые предпосылки таких преобразований сложились уже во второй половине XV в.
Одной из важных предпосылок была новая военная организация. Переход к новой армии был обусловлен и собственными причинами: военными неудачами в Столетней войне. Уже в ходе этой войны наряду с феодальной армией, реорганизуемой на началах наемной службы, стала формироваться королевская армия. На основе получаемого с разночинцев «выкупа за службу» король набирал волонтеров, в основном иностранцев. Волонтеров группировали в роты по главе с лейтенантами; правда, эти отряды нередко превращались в разбойничьи шайки. Настоящая королевская армия была создана после реформ Карла VII в 1439–1445 гг. Феодалам запрещалось иметь собственные наемные отряды, собственные крепости, им запрещалось отправляться на войну вне Франции. Было создано 15 рот солдат, набираемых из дворян (каждая по 600 копий), во главе с капитаном. Капитаны приносили клятву верности королю. Набор был вольным, но служащим казна платила; оплачивалось и обмундирование. Каждая рота размещалась в большом городе. В 1448 г. было положено начало собственно «национальной» армии из рекрутов-разночинцев: каждая община должна была выставить стрелка за свой счет. Сбором армии и ее оснащением руководили местные власти.
В XV–XVI вв. сформировалась единая система государственных финансов. До XIV в. доходы короля были составлены из чисто феодальных по источнику поступлений: доходов от домена и сборов с вассалов. С 1439 г. был установлен постоянный (из года в год взимаемый) королевский налог — талья — на содержание армии. Размер его основывался на обычае, но с конца XV в. право короля повышать налог реально не оспаривалось. Помимо этого, были особые королевские налоги. Наиболее важным была личная талья, взимаемая с доходов разночинцев. Духовенство и дворянство ее не платили. В XV в. на юге был введен поземельный налог — также только с земель разночинцев. С этого же времени развивалась и система косвенных налогов.
До XV в. финансовая администрация находилась в зачаточном состоянии. В XVI в. для общего управления четырьмя казначеями и четырьмя генералами финансов (для руководства 4 областями королевства) была введена должность сюринтенданта, казначея и генерала в одном лице. Вместе с прежними он составлял Совет по финансам, главной обязанностью которого была разработка и ведение бюджета. В 1523 г., после финансового кризиса, была создана единая королевская казна. Ею руководил казначей, подчинявшийся только королю. Казначей и генералы утратили право распоряжаться средствами. Распоряжаться могли только Совет или суперинтендант финансов (должность появилась в 1561 г.). Помимо этого, под управлением парламентов были 3 окружные счетные палаты; Парижская палата играла роль общегосударственной. Палаты контролировали расходы и счета, управляли королевским доменом, а также обладали юрисдикцией по финансовым делам, в т. ч. уголовной.
В центральной администрации возросла роль королевского совета, который практически сосредоточил все нити государственного управления. Составляли его традиционно: (1) принцы крови и пэры, (2) высшие должностные лица короля, (3) советники, избранные из низших администраторов. Короли, которые правили более самовластно, принцев не созывали; в смутное время их присутствие становилось необходимым. К концу XVI в. Совет все более специализировался. Ранее других в нем выделился Совет дел (так по-новому стали звать прежний Тайный). В этом Совете, собиравшемся ежедневно, король проводил реальную работу по управлению государством; другим обязательно присутствующим здесь был канцлер. При Генрихе IV Совет особенно расширился: в него приглашали принцев, государственных секретарей. Другими частями Совета короля стали особые Государственный совет (здесь занимались финансами, должностями, местным управлением; король еженедельно утверждал его решения) и Совет финансов, образовывавшийся периодически. Юрисдикция Совета короля перешла к Совету партий, составленному только из чиновников под началом прокурора короля.
В административном окружении короля возникли новые должности — 4-х государственных секретарей (с 1547 г.). Им поручались самые разные дела: надзор за посольствами, внешними делами, губернаторами. Со временем их роль возросла именно в политической сфере. Королевские решения стали готовиться секретарями. Секретари постепенно становились министрами, зависившими только от короля.