Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
Для нормы характерно то, что она является правилом, т.е. масштабом, критерием поведения, имеющим свойство обязательности (императивности).
Норма – правило общего характера, она действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев.
Важным средством организации общественных отношений являются со- циальные нормы.
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.
Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:
1) это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;
2) это правила поведения общего характера;
3) это обязательные правила поведения людей.
Выделяют следующие социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных и иных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.
Для медицинских и фармацевтических работников особое значение имеет вопрос о соотношении норм права и морали как социальных регуляторов их профессиональной деятельности.
В этой связи заслуживает внимания ч. 1 ст. 73 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ), согласно которой медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
Следует отметить три подхода к решению вопроса о взаимоотношении норм права и морали в регулировании указанных отношений.
Первый подход заключается в отрицании существенного значения правовых норм в регулировании отношений в сфере здравоохранения. Наиболее ярким представителем подобных взглядов выступал академик Н.М. Амосов, который считал, что никакой закон не сможет заменить совесть врача, явля-ющейся основным регулятором во взаимоотношениях врача и пациента.
Второй подход диаметрально противоположен первому, его связывают с именем академика М.Д. Шаргородского, который, полемизируя с академиком Амосовым, резонно замечал, что совесть является важным регулятором врача и пациента, но, к сожалению, она не у всех есть. В данной полемике академик Шаргородский делал основной акцент на правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения.
Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении длительного времени он отстаивался в работах сотрудников кафедры судебной медицины и права Самарского государственного медицинского университета, а в настоящее время сотрудниками кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ. Суть данного подхода заключается в том, что в регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения недопустимо противопоставление норм права и морали, которые именно в данной сфере взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга. Именно в области медицины и фармации можно привести большое количество примеров когда нормы морали, будучи включенными в законодательные акты, становились по форме правовыми нормами, не теряя при этом этического содержания. В качестве примера можно привести нормы о врачебной тайны. До включения их в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, а в настоящее время в Федеральный закон РФ № 323-ФЗ сохранение врачебной тайны рассматривалось как моральная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ № 323-ФЗ. При этом за разглашение сведений составляющих врачебную тайну возможна уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ.
В тексте Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержится ст. 17 «Этическая экспертиза», в которой, в частности, определено, что этическая экспертиза проводится в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения советом по этике, созданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приведенные выше примеры убедительно свидетельствуют о том, что социально-нормативные системы в здравоохранении должны представлять собой комплексные образования, включающие как правовые, так и моральные нормы.
Нормы права и морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга. Обязанность соблюдать нормы права – моральный долг граждан. Вместе с тем они не сливаются в бесформенное образование, теряя свои специфические черты, которые всегда должны учитываться при социальном нормировании в сфере здравоохранения.
Нормы права и морали отличаются друг от друга:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представления людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. Пo форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах и других).
3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в своем большинстве соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные, в сравнении с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественного отношения.