Книга как явление материальной культуры
Структура книги
Функциональность книги, то есть ее применимость для передачи той или иной информации, определяется ее структурой, которая обычно понимается как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Объединить отдельные элементы и компоненты книги в единое целое призвана ее конструкция, иными словами, строение, устройство, взаимное расположение ее частей, элементов, определяющее назначение и особенности книги как вида издания (разновидности документа).
Книга как продукт полиграфии и произведение искусства состоит из нескольких элементов, образующих ее внешнюю форму и внутренний облик. Знание структурных и композиционных особенностей позволяет профессионально грамотно, без лишних затрат времени, провести поиск информации как в отдельно взятых книгах, так и в их массиве. Облегчить поиск информации и составить первоначальное представление о книге в значительной степени помогает справочный аппарат: выпускные данные, выходные сведения, аннотация, предисловие, оглавление, комментарии, указатели, сноски и т.п.
К внешним элементам книги относятся: формат, объем, форзац, переплет, обложка, суперобложка. К внутренним элементам: текст, титульные листы, книжные полосы, справочно-вспомогательные элементы. Взаимосвязь всех элементов книги, их последовательность называется композицией книги.
Оформление книги – это выражение ее содержания художественными и полиграфическими средствами. Художественные и полиграфические средства оформления объединяются в две основные группы:
- наборные средства – шрифты, линейки, наборный орнамент, наборные украшения
- собственно художественные средства – различные виды иллюстраций, рисованный орнамент и рисованные шрифты и т.д.
- 2. Внешние элементы оформления книги
Размер книги по ее ширине (основанию) и длине (высоте) называется форматом издания. Существуют три способа обозначения формата печатных изданий:
1) по доле бумажного листа (широко применялся с XVI в. до середины XIX в.);
2) по ширине и длине готовой книги. В зависимости от доли бумажного листа формат издания составляет 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/132 и т.д. Размер отпечатанной книжной страницы получается несколько меньше бумажного листа, т.к. из типографии книга выходит обрезанной с трех сторон;
3) третий способ обозначения формата определяется по ширине и длине формата бумаги. В нашей стране для типографской бумаги приняты следующие форматы: 84х108, 70х108, 70х90, 60х90 с.
Объем
С форматом книги тесно связан ее объем, определяемый количеством текста и числом иллюстраций. Объем книги исчисляется условными единицами – листами: печатными, авторскими и учетно-издательскими.
Печатный лист является единицей измерения объема печатного произведения. Служит для определения мощности издательств и полиграфических предприятий и для учета печатной продукции. Он равен половине отпечатанного с двух сторон бумажного листа и содержит разное число печатных знаков (в зависимости от формата полосы набора и кегля шрифта).
Авторский лист является единицей измерения литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40.000 печатных знаков (печатным знаком считаются все буквы, знаки препинания, цифры и т.д., а также пробелы между словами). К одному авторскому листу приравниваются 700 строк стихотворного текста или 3000 см2 площади иллюстраций. Авторский лист служит единицей измерения авторского труда, а также труда рецензентов, научных и литературных редакторов данной рукописи.
Учетно-издательский лист является единицей измерения объема печатного произведения и равен, как и авторский, 40.000 знаков. В отличие от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего печатного произведения, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, редакционное предисловие, колонцифры, колонтитулы и т.д.), не оплачиваемый автору. Объем издания в учетно-издательских листах указывается в выпускных данных. По этому объему в большинстве случаев рассчитывается продажная цена – номинал книги.
Переплет
Своеобразным портретом книги является ее переплет, который относится также к внешним элементам книги. Назначение переплета состоит в том, чтобы соединить тетради книжного блока и предохранить его от повреждений, также служит элементом художественного оформления книги.
Рукописные и первопечатные книги переплетались в доски, обтянутые кожей, украшались металлическими (золотыми, серебряными) наугольниками, жуками, средниками и др. В переплетах XVII-XVIII вв. применялись телячья кожа, сафьян, бархат, парча. Появление в XIX в. издательского переплета приводит к его демократизации, когда был изобретен новый материал для переплетного дела – коленкор, что позволило резко повысить качество издательского переплета.
Сейчас для переплета используют бумагу, ткани (коленкор, ледерин, ситец, штапель), различные виды пластиков. Часть книг выпускается без переплета в мягкой бумажной обложке.
Переплет состоит из сторонок и корешка. Сторонки переплетной крышки – это детали переплетной крышки из листов картона или другого плотного материала, имеющие формат издания. Различают переднюю и заднюю сторонки переплетной крышки.
Корешок, как часть переплетной крышки, соединяет его переднюю и заднюю сторонки, является местом скрепления тетрадей или листов книжного блока. В зависимости от устройства переплеты бывают нескольких видов:
- цельные – сторонки и корешок изготавливаются из целого листа какого-либо материала (картона, ткани или пластмассы);
- цельноклееные – картонные сторонки оклеиваются с внешней стороны целым куском материала: бумагой (цельнобумажные) или тканью (цельнотканевые);
- составные – картонные сторонки соединены между собой тканевым корешком и оклеены с внешней стороны бумагой или тканью, отличной от корешковой.
В зависимости от жесткости сторонок переплетные крышки могут быть жесткими и гибкими. В гибкихкрышкахсторонки делаются из тонкого картона или плотной бумаги. Для изготовления жестких крышек применяется упругий прочный картон.
Переплетные крышки могут быть с кантом – т.е. с краями, несколько выступающими за обрез книжного блока и обрезными (без кантов) – т.е. обрезанными вместе с книжным блоком.
На верхний и нижний края корешка наклеивается тканевая лента или полоска тесьмы шириной 13-15 мм с утолщенным и цветным краем, которая называется каптал (от лат. – головка). В книге в верхней части корешка может быть приклеена ленточка-закладка – ляссе.
Обложка
К внешним элементам книги относится также обложка – бумажное покрытие издания, которое содержит выходные сведения и является элементом внешнего оформления книги. Суперобложка (от лат. Super – сверху) – это бумажная или тканевая обертка, надеваемая на переплет и основную обложку, приклеенную к книжному блоку. Суперобложка держится на переплете с помощью клапанов – широких отворотов, загибаемых во внутреннюю сторону. В некоторых случаях суперобложка может быть приклеена к корешку обложки. Назначение суперобложки многообразно: она оберегает книгу от загрязнения, повреждения, придает книге особое изящество, делает ее привлекательной, служит рекламой книги, выступает как элемент книжного украшения.
Существуют еще такие внешние элементы книги, как футляр. Это коробка, предназначенная для хранения издания. Имеются такие разновидности футляра, как обертка – футляр из бумаги, в который заключают комплектное издание с приложением. Иногда издатели надевают на книгу так называемую манжетку – узкий лист бумаги, склеенный в виде кольца, или не склеенную полоску бумаги, которую заворачивают со стороны переплета – она называется бандероль.
В переплет вкладывается книжный блок, состоящий из тетрадей. Книжная/журнальная тетрадь – это составная часть блока издания, полученная в результате фальцовки печатного листа.
Книжный блок – это основная часть материальной конструкции издания, состоящая из компонентов листов, расположенных в определенной последовательности, скрепленных между собой для вставки в переплетную крышку или обложку.
Блок и переплетная крышка скреплена односгибным листом бумаги, одна сторона которого наклеивается на внутреннюю сторону передней переплетной крышки и называется форзац. Он может представлять собой конструкцию из двух склеенных листов. Форзац служит защитой от загрязнения первого и последнего листов книги, а также является элементом художественного оформления. Он может быть декоративным и сюжетно-тематическим, но чаще всего бывает гладким, из белой или цветной бумаги.
Таким образом, как мы показали, в техническом и художественном отношении переплет прошел определенные стадии развития, поэтому он может дать ценные сведения о книге, так как на нем помещают ряд выходных сведений об издании и различные элементы художественного оформления.
Внутренние элементы оформления книги
Текст
Текст, передающий содержание, является основной частью книги. По характеру набора текст подразделяется на простой и сложный.
Простой текст не требует применения разнообразных шрифтов и приемов набора, имеет одинаковую длину строки. Он может быть сплошным (без выделений) и с выделениями.
Сложный текст требует применения различных шрифтов и приемов набора. В нем встречается много выделений. Выделения в тексте делаются полужирным или курсивным шрифтом, а также с помощью разрядки, которая достигается увеличением пробела между буквами. Крупные отрывки текста выделяются шрифтом меньшего размера, иногда с отступом от левого края книжной полосы. Существуют также комбинированные методы выделений, представляющие собой сочетания шрифтовых и нешрифтовых приемов.
К сложным видам текста относятся стихотворный и драматический тексты, формулы, таблицы, словарный и энциклопедический тексты, библиографический текст.
Стихотворный текст отличается различной длиной строк, которые нередко располагаются «лесенкой».
Драматический текст состоит из нескольких элементов: имена действующих лиц, реплики и ремарки автора. Чтобы различить эти элементы при чтении, применяются различные полиграфические приемы.
Таблицы помимо текста содержат цифры и состоят из ряда граф (колонок), часто снабженных заголовками. Для большей четкости и лучшего восприятия таблицы обычно разделяют линейками и отделяют от текста рамкой или также линейками.
Формулы состоят из цифр, буквенных обозначений, различных математических и химических знаков и пр. Формулы сложного состава набираются шрифтами различных алфавитов, начертаний и кеглей.
Словарный и энциклопедический тексты требуют экономного расположения, которое достигается применением шрифта мелких кеглей. Для этих текстов характерны многочисленные выделения (основное слово, фонетическая транскрипция, перевод, ссылочные слова и пр.).
Библиографический текст в пределах одного издания строится по однотипной схеме, со строго последовательным расположением элементов описания (автор, название, место издания, издательство и т.д.).
В зависимости от назначения книжный текст подразделяется на основной и справочно-вспомогательный. Основной текст передает содержание книги.К справочно-вспомогательному тексту относятся все другие виды текстов.
Формат (поля)
Текст размещается на страницах или книжных полосах. Книжные полосы различаются по размеру. Площадь страницы, занятая текстом и иллюстрациями, называется форматом или размером полосы набора.
Формат книжной полосы при одном и том же формате издания может быть различен. Чем больше формат полосы, тем меньше поля, и наоборот. Для каждого формата книг в издательской практике применяются три-четыре варианта книжной полосы. Формат книжной полосы определяется различного рода требованиями к длине строки, размером и соотношением полей.
Книжная страница имеет четыре поля: корешковое (внутреннее), верхнее, наружное (боковое) и нижнее. Роль полей в книге разнообразна. Они предохраняют края текста от порчи и загрязнения. На белом поле отдыхает глаз после чтения каждой строки. Правильные размеры полей придают книжным страницам композиционную завершенность.
Соотношение полей в книге определяется существованием оптического центра страницы, процессом чтения, требованием композиционного единства разворота. В книжных изданиях обычного типа верхнее поле должно быть больше корешкового, наружное боковое – больше верхнего, а нижнее – больше наружного бокового. Наибольший контраст должен быть между наружным боковым и нижним полем. Это объясняется тем, что на нижнем поле обычно ставится колонцифра, отчего это поле кажется меньше своих фактических размеров. Наименьшая разница допускается между корешковым и верхним полем, т.к. корешковое поле приходится на сгиб книги и кажется поэтому меньшим по сравнению с верхним полем.
Разновидности полос
В книжных изданиях существуют три разновидности полос, следующих друг за другом в определенной последовательности: начальные, рядовые и концевые.
1). Полосы, на которых размещается начальный текст книги или ее разделов (частей, глав) называются начальными. Текст на этих полосах начинается с т.н. спуска – отступа от верхнего края полосы до начала текстовых строк. Поэтому начальные полосы также называют спусковыми.
Заставка – один из древнейших приемов оформления начальной страницы, встречающийся еще в рукописной книге. Заставки могут быть нескольких видов: линейные, орнаментально-декоративные и сюжетно-тематические.
Линейные заставки бывают наборными и рисованными (светлыми, полужирными, двойными, бордюрными, эмблематическими).
Орнаментально-декоративные заставки состоят из сочетания геометрических или стилизованных изобразительных элементов.
Сюжетно-тематические заставки – наиболее сложный тип заставок. Представляют собой миниатюрную книжную иллюстрацию, вынесенную на спусковую полосу.
В некоторых изданиях в верхней части спусковой полосы помещается заголовок книги или ее разделы – т.н. шапка.
Элементом художественного оформления начальной полосы служит прописная буква текста или главы – буквица (инициал). Буквицы бывают наборные – шрифтовые (т.е. крупнокегельные литеры данной гарнитуры шрифта), рисованные и гравированные.
В пределах одного издания спусковые полосы требуют единого оформления.
2). Полосы, на которых размещается окончание текста книги или одного из ее разделов, называют концевыми. Концевые полосы, как правило, заполняются текстом не до конца. Это может быть усилено набором последних строк в форме перевернутого треугольника; постепенное укорочение строк вызывает ощущение «иссякания» текста.
Подобно начальной полосе, концевая полоса может быть завершена графическим элементом – концовкой. Как и заставки, концовки бывают линейными, орнаментально-декоративными и сюжетно-тематическими.
3). Все остальные полосы в книге, кроме начальных и концевых, называются рядовыми. На рядовых полосах располагается как текстовый, так и иллюстративный материал.
Иллюстрации
Существует несколько способов расположения иллюстраций внутри полосы:
- открытое расположение – вверху или внизу полосы, так, чтобы текст примыкал к иллюстрации только с одной (верхней или нижней) стороны;
- в разрез полосы – так, чтобы текст располагался выше или ниже иллюстрации;
- в оборку – так, чтобы текст примыкал к иллюстрации с нескольких сторон. В этом случае иллюстрация получается как бы «обобранной» строками текста, укороченными по сравнению с остальной частью полосы;
- с выходом на поля. Это позволяет поместить довольно крупную иллюстрацию в книге даже небольшого формата;
- на полях. Такой способ, требующий увеличения полей, употребляется особенно часто в детских и научно-популярных изданиях;
- на отдельных полосах (полосные). Так располагают иллюстрации крупного формата или т.н. таблицы – группы однотипных иллюстраций;
Иллюстрации могут быть также расположены в виде альбома или приложения в конце книги.
Рядом с титулом книги на левой странице помещается фронтиспис (лат. Frons, frontis – лоб + aspicero – глядеть) – иллюстрация, имеющая обобщающее значение. В качестве фронтисписа может быть помещен портрет автора книги. При распашном титуле фронтиспис помещается между титулом и первой страницей книги.