Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Комментарий - основа сопроводительной документации к программе




Документирование - один из наиболее болезненных аспектов программи­рования. Большинство программистов, написав, оттестировав и внедрив программу, со спокойной душой переходят к следующему проекту. Однако пользователи часто приходят к выводу, что документация неполна, неточна и не соответствует программе.

Документация программ должна состоять из информации, которая позволяет понять и использовать эту программу.

Обычно различают внешнюю документацию, предназначенную для лиц, желающих пользоваться программой, не вникая в ее подробную организацию, и внутреннюю документацию, предназначенную для тех, в чью обязанность входит ее внутреннее понимание, например, в целях ее отладки на конкретной машине и в конкретной операционной системе, трансляции ее для другой ЭВМ или модификации. Комментарии, включаемые в программу, могут быть отнесены к внутренней документации.

Профессиональные программисты при разработке программ должны руководствоваться методиками, изложенными в Государственных стандартах ЕСПД (Единой Системы Программной Документации).

Ограниченный объем рабочего учебника не позволяет рассмотреть вопросы построения сопроводительной документации к программе. Ограничимся рекомендациями по использованию комментариев в программе.

Так как комментарии разрабатываются самим программистом по мере написания операторов программы, то важно рассмотреть этот вопрос подробнее.

Хотя желательность комментариев очевидна, однако некоторые программисты их опускают с целью экономии времени. Иногда они утверждают, что “комментарии будут вставлены позже”. Но такая отговорка неубедительна, поскольку уже через некоторое время автор программы забывает многие ее детали.

Программы с подробными пояснительными комментариями значительно легче отладить, так как они содержат дополнительную информацию для работы с программой.

Некомментируемая программа - это, вероятно, наихудшая ошибка, которую может сделать программист, она говорит о том, что программист - дилетант.

Общее правило при написании комментариев - вставлять их, чем больше, тем лучше, в скобках по мере написания операторов.

Хорошие комментарии написать непросто. Так как цель комментариев - облегчить понимание программы, они должны быть так же хорошо продуманы и проработаны, как и кодировка самой программы. Комментарии нужны как на стадиях проектирования и отладки программы, так и позже при ее модификации и сопровождении.

Существуют три типа комментариев: вводные, оглавления и пояснительные.

Вводные комментарии. Каждая программа, функция или процедура должна начинаться с комментариев, поясняющих ее назначение. Минимальная информа­ция, содержащаяся в вводных комментариях, должна включать следующие пункты:

1) назначение программы;

2) указания по вызову программы и ее использованию;

3) список и назначение основных переменных и массивов;

4) указания по вводу-выводу, список всех файлов;

5) список используемых подпрограмм;

6) название применяемых математических методов, а также ссылки на литературные источники, в которых содержится их описание;

7) сведения о времени выполнения программы;

8) требуемый объем памяти;

9) специальные указания оператору;

10) дата написания и сведения об авторе.

Оглавление. В тех случаях, когда программа большая (десяток и более страниц листинга), целесообразно в ее начале помещать оглавление в виде комментариев. Оглавление должно содержать наименования функций, процедур, блоков, модулей программы и страницы их расположения в тексте.

Пояснительные комментарии. Пояснениями нужно сопровождать те части программы, которые трудно понять без комментариев. Например, это могут быть существенные для понимания логики программы циклы или сложные структуры условных операторов. В комментарии указывается принадлежность структуры с указанием действия, которое производится. Каждый логически выделенный фрагмент программы следует комментировать. Комментарии должны объяснять цель группы операторов программы, а не описывать действия, производимые этими операторами.

Подробнее см. работы [1 - 4].

ПРОЦЕДУРЫ

Описание процедуры, общие положения

Программы, которые не разделяются на отдельные структурные элементы, называются монолитными. Большие монолитные программы сложны для разработки, отладки и сопровождения.

В больших программах часто встречаются фрагменты, одинаковые по выполняемым действиям и различающиеся только в значениях исходных данных. При таком построении программы приходится задавать фактически одну и ту же группу операторов для каждого повторения фрагментов одного предназначения. Для эффективного программирования подобных повторений фрагментов в языках программирования введено понятие подпрограммы. Подпрограмма - это группа операторов, оформленных как самостоятельная программная единица. Подпрограмма записывается однократно в определенной части программы, а затем в нужных местах программы обеспечивается только обращение к ней. Таким образом, подпрограмма - это эффективное средство экономии памяти. При обращении к подпрограмме в нее передаются исходные данные, а после выполнения операторов подпрограммы в основную программу передаются результаты расчетов. Использование аппарата подпрограмм позволяет сократить объем и улучшить общую структуру программы с точки зрения наглядности и читаемости, уменьшить вероятность ошибок и облегчить процесс отладки программы. Разложение монолитной программы на подпрограммы дает возможность выполнять разработку отдельных подпрограмм разными программистами и во многом независимо друг от друга.

Кроме того, подпрограмма может быть рассмотрена как самостоятельный блок, что позволяет использовать ее в общем подходе при конструировании алгоритма и программы по принципам нисходящего или восходящего проектирования. В языке Паскаль подпрограммы реализуются в виде процедур и функций.

Иногда программы, состоящие из процедур и функций, называют модульными. В Турбо Паскале есть специальное понятие модуля, под которым понимается автономно компилированная программная единица, которая в своем составе может иметь и свой раздел описаний и свои подпрограммы. Поэтому, используя термин модуль, следует пояснять, что при этом имеется в виду: или модуль - подпрограмма, или модуль - автономно компилируемая программная единица. На наш взгляд, чтобы исключить путаницу с терминами, целесообразно подпрограмму рассматривать как самостоятельный блок. Но термин модуль также имеет право на существование.

Процедуры и функции, входящие в программу, могут содержать свои подпрограммы и вызвать процедуры и функции более низкого уровня и т.д. Последовательное структурирование программы продолжается до тех пор, пока реализуемые подпрограммами алгоритмы не станут настолько простыми, чтобы их можно было легко запрограммировать. Таким образом, программа приобретает иерархическую структуру. Именно такие программы в литературе принято называть блочными (модульными). Программисты с большим практическим опытом предпочитают использовать такие программы, поскольку они легче для разработки, проще для понимания и легко подвергаются, модификации.

Процедуры. Определения

В Турбо Паскале процедурой называется часть программы, предназначенная для решения определенной задачи или подзадачи.

Процедура в Паскале имеет структуру, подобную структуре программы. Известно, что в стандартном Паскале программы имеют жесткий формат:

 

Program имя программы

Label метки;

Const объявление констант;

Type определение типов данных;

Var объявление переменных;

объявления подпрограмм;

BEGIN

тело программы

END.

 

Наличие всех пяти составляющих объявлений - Label, Const, Type, Var, подпрограммы (procedure и function) - в вашей программе необязательно. Однако для стандартного Паскаля, если они присутствуют, порядок их следова­ния строго регламентирован, и в программе они должны присутство­вать только один раз. За секцией объявлений следуют подпрограммы и только затем тело программы.

Turbo Pascal обеспечивает более гибкую структуру программы. Главное - оператор Program должен быть первым, а тело программы последним. Порядок описания остальных составляющих жестко не регламентирован, но идентификаторы должны быть объявлены до их использования во избежание ошибок компиляции.

Общая структура процедуры будет иметь вид:

 

Procedure имя процедуры (параметры); {Заголовок процедуры}

Label метки;

Const объявление констант;

Type определения типов данных;

Var объявления переменных;

Процедуры, входящие в данную;

Begin

Тело главной процедуры;

End;

 

Таким образом, процедура состоит подобно основной программе из заголовка процедурой программного блока. Заголовок процедуры в отличие от заголовка программы не может быть опущен. Он имеет вид:

PROCEDURE < ИМЯ > (<СПИСОК ПАРАМЕТРОВ>);

где PROCEDURE - служебное слово; ИМЯ - имя процедуры, определяемое в соответствии с общими правилами построения идентификаторов; СПИСОК ПАРАМЕТРОВ (формальных) - перечень имен для обозначения исходных данных и результатов работы процедуры с указанием их типов.

Допускается описание процедуры, не содержащее <СПИСКА ПАРАМЕТРОВ>:

PROCEDURE < ИМЯ >;

в этом случае парамедры в процедуру и из нее передаются через систему глобальных параметров (см. ниже).

Сразу за заголовком подпрограммы может следовать одна из стандартных директив ASSEMBLER, EXTERNAL, FAR, FORWARD, INLINE, INTERRUPT, NEAR.

Параметры в списке заголовка отделяются друг от друга точками с запятой. Если параметры однотипны, то их можно объединять в подсписки и записывать через запятую. Например:

Procedure Sub (a:real; b:real; n:integer; k:integer; ch:char);

можно записать проще:

Procedure Sub (a,b:real; n,k:integer; ch:char);

Операторы тела подпрограммы рассматривают список формальных параметров как своеобразное расширение раздела описаний: все переменные из этого списка могут использоваться в любых выражениях внутри подпрограммы.

Содержательная часть процедуры представляет собой блок и состоит, следовательно, из раздела описаний (меток, констант, типов, переменных, процедур и функций) и раздела операторов, представляющего собой составной оператор Begin - End, в котором для обеспечения наглядности программы слова Begin и End целесообразно записывать с заглавной буквы. Заканчивается блок процедуры точкой с запятой.

Обращение к процедуре

Если процедура объявлена, то в программе ее можно использовать многократно, просто задавая ее имя и, если необходимо, список аргументов, т.е. вызов происходит с помощью оператора вызова:

<ИМЯ ПРОЦЕДУРЫ> (<СПИСОК ПАРАМЕТРОВ>);

где ИМЯ ПРОЦЕДУРЫ - имя процедуры, к которой происходит обращение; СПИСОК ПАРАМЕТРОВ (фактических) - перечень конкретных значений (выражений) и имен, подставляемых на место формальных параметров процедуры при ее выполнении.

При описании подпрограмм и вызова их используются понятия формальных и фактических параметров.

Формальные параметры - это переменные, фиктивно (формально) присутствующие в процедуре и определяющие тип и место подстановки фактических параметров.

Фактические параметры - это реальные объекты программы, заменяющие в теле процедуры при ее вызове формальные параметры.

Над этими объектами и производятся действия, предусмотренные операторами тела процедуры.

При вызове процедуры формальные параметры, указанные в ее заголовке, заменяются аргументами в порядке их следования: первому слева параметру в списке ставится в соответствие первый аргумент, второму - второй и т.д. Число и тип формальных и фактических параметров должны обязательно совпадать.

Вызовами или обращениями к процедурам называются операторы, использующие процедуры. Вызов процедуры приводит к выполнению операторов, составляющих тело процедуры. После этого управление переходит к оператору, следующему за вызовом процедуры.

Пример 2.1. Допустим, требуется вывести на экран горизонтальные двойные линии для построения таблицы (табл. 2.1) длиной 40 символов. Таких линий в шапке одной таблицы по крайней мере две. Кроме того, в таблице используется и одинарная линия той же длины.

Рассмотрим два способа составления программы для решения этой задачи. Первый ориентирован на создание монолитной программы, второй -модульной.

 

Таблица 2.1

 

 

Рассмотрим монолитную программу построения таблицы.

Программа 1 (первый вариант).

Program shapka; {монолитная программа}

Var

I: Integer;

Begin

WriteIn(‘ Таблица 2.1’);

Writeln; {Пропуск строки}

FOR l:=1 to 40 DO {вычерчивание}

Write (‘=’); {двойной линии}

writeln; {Установка курсора на начало строки}

writeIn(‘ № п/п Наименование  Шифр Значение, ‘);

writeIn(‘  измерения   см ‘);

FOR I:=1 to 40 DO {вычерчивание}

Write (‘=’); {двойной линии}

writeln; {Вывод номеров граф}

writeIn(‘ 1  2  3  4 ’);

FOR l:=1 to 40 DO {Вычерчивание}

Write (‘–’); {одинарной линии}

Writeln; {перевод курсора на новую строку}

End.

 

Но можно оформить вывод линий с помощью процедуры, а саму процедуру включить в состав программы.

Программа 2 (второй вариант).

Program shapka_procedur; {Блочная программа}

Ch:char; {Глобальные параметры, исп. в процедуре}

Len:lnteger; {Глобальные параметры, исп. в процедуре}

{————————————————————————————————————}

Procedure Lin; {Процедура вычерчивания линий}

Var l:lnteger; {описание локальной переменной}

Begin

FOR l:=1 TO Len DO

write(Ch);

writeln;

End; {конец процедуры}

{————————————————————————————————————}

BEGIN {начало главной программы}

writeIn('Таблица 1');

writeln;

Len:=30; {Задание длины вычерчиваемой линии}

Ch:=’=’; {Задание символа вычерчивания линии}

Lin; {Вызов процедуры вычерчивания линии}

{..вывод текста шапки}

Lin; {Вызов процедуры вычерчивания линии}

{..вывод номеров граф}

Ch:=’_’; {Задание символа вычерчивания линии}

Lin; {Вызов процедуры вычерчивания линии}

END. {Конец главной программы}

В приведенном примере оператор процедуры осуществляет только ее вызов. Исходные данные передаются в процедуру каждый раз с помощью переменных Len, Ch, описанных и определенных в теле основной программы, содержащей обращение к этой процедуре, т.е. с помощью глобальных переменных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2309 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.