В 1879—1880 годах в России сложилась революционная обстановка. Положение народных масс после реформы 1861 года ухудшилось. Усилилось их недовольство жестоким гнетом и своим полным бесправием. В 1877 году крестьянские волнения, по далеко не полным данным, происходили в 11 губерниях, в 1880 году они охватили уже 34 губернии Европейской России. Росло и рабочее движение. В конце 70-х годов произошли крупные стачки в Петербурге. Борьба революционеров против царизма приняла небывалый размах. У господствующего класса помещиков нарастал страх перед революцией. Правящая верхушка начала метаться: она то усиливала полицейский террор, то обещала конституцию.
Однако рабочие и крестьяне не созрели еще для того, чтобы смелыми и решительными массовыми действиями свалить царское самодержавие. Крестьянство подымалось лишь на разрозненные стихийные бунты, пролетариат делал только первые шаги в своей революционной борьбе. Буржуазия вела себя трусливо, униженно просила царское правительство о мелких реформах, фактически способствовала укреплению самодержавия. Не было революционной партии, связанной с массами, вооруженной правильной революционной теорией, умеющей верно оценить обстановку и выдвинуть научно обоснованные лозунги борьбы. Народовольцы же избрали глубоко ошибочный путь индивидуального террора. 1 марта 1881 года им удалось убить царя Александра П. Но вместо него царем стал Александр III. Смена одного царя другим ничего не изменила в государственном и общественном строе: самодержавие же стало еще более угнетать массы. Царское правительство перешло в наступление. Оторванные от на рода,
народовольцы были разгромлены. Волна революционного прибоя спала.
Под влиянием поражения начался глубокий идейный кризис народничества. Некоторые народники безуспешно старались возродить народовольческую организацию. Большинство же из них совершенно отказалось от революционной борьбы. Перед теми революционерами, которые не хотели отказываться от борьбы, встали вопросы: почему в России не произошла революция в результате убийства царя, каковы дальнейшие перспективы революционного движения, где та реальная сила, которая сможет осуществить социализм, каковы должны быть пути и методы
революционной борьбы? Естественно, что среди революционеров усилились поиски новой революционной теории. К этому толкало, прежде всего, разочарование в народничестве. Значительное влияние на революционную мысль оказывали развитие рабочего движения в России и успехи западноевропейского пролетариата.
Небольшая группа революционных народников — «черно- передельцев», вынужденных эмигрировать, стала усердно изучать марксизм и внимательно знакомиться с западноевропейским рабочим движением. Она серьезно продумывала значение рабочих стачек в России, в частности опыт своей собственной работы среди передовых русских пролетариев. 25 сентября 1883 года эта группа выступила с программным заявлением о своем окончательном разрыве с народничеством и о необходимости организации особой партии русского рабочего класса. Своими основными задачами группа объявила распространение марксизма, критику господствующего в революционной среде народничества, разработку важнейших вопросов русской общественной
жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящихся России. Так возникла первая русская марксистская организация — группа «Освобождение труда». В ее состав входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и В. Н. Игнатов. Основателем и руководителем группы был Г. В. Плеханов, талантливый теоретик и пропагандист марксизма.
Пропагандой марксизма и занялась группа «Освобождение труда». С этой целью группа перевела на русский язык, издала и тайно распространила в России ряд произведений Маркса и Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Нищета философии», «Людвиг. Фейербах», «Развитие научного социализма», «Речь о свободе торговли», «Фридрих Энгельс о России» («О социальном вопросе в России»). К некоторым русским изданиям своих работ Маркс и Энгельс подготовили специальные предисловия. Плеханов написал много книг и статей, в которых мастерски пропагандировал и защищал марксизм. В произведениях Плеханова русские революционеры нашли ответ на многие волновавшие их вопросы. Его труды того времени сыграли большую роль в воспитании первого поколения русских марксистов.
Первым произведением русских марксистов была брошюра Плеханова «Социализм и политическая борьба», вышедшая осенью 1883 года. На анализе русского революционного движения Плеханов показал глубокую жизненность положения Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Социализм и политическая борьба не только не противоречат друг другу, они неотделимы, они должны быть тесно связаны, слиты. Путь к социализму лежит через политическую борьбу рабочего класса, через завоевание пролетариатом политической власти. Революционное движение в России приведет к слиянию социализма с рабочим движением, и тогда оно станет непобедимым.
Чтобы доказать ошибочность народнической теории, необходимо было исследовать происходившие в России экономические процессы, тогда еще плохо изученные, Книга Плеханова «Наши разногласия», изданная в 1885 году, явилась первой попыткой дать марксистский анализ экономики России.
Плеханов опровергал взгляды народников, которые утверждали, что капитализм в России — «случайное явление», не имеющее условий для развития, и вообще считали капитализм в. России упадком, регрессом. Факты о развитии внутреннего рынка, о числе рабочих, о положении кустарей, о количестве фабрик говорили о том, что Россия уже вступила на путь капитализма. Неправильно сетовать по этому поводу и заявлять о «язве пролетариатства», как поступали народники. Задача революционеров, говорил Плеханов, заключается в том, чтобы использовать развитие капитализма в интересах революции и трудящихся. А для этого революционерам необходимо понять, что капитализм порождает могучую революционную силу «пролетариат, — и опереться на эту силу в борьбе с самодержавием и капитализмом.
Взгляды народников на крестьянскую общину как оплот против капитализма и мост для перехода к социализму были совершенно несостоятельны. Крестьянская община в прошлом имелась во многих странах и распалась под ударами капитализма. Налицо были явные признаки разложения общины и в России. Внутри общины выделялись беднота и кулаки. Бедняки, не имея средств обрабатывать свою землю, отдавали ее кулакам, а сами нанимались к ним в батраки или шли на сторону в поисках заработка. Беднота находилась уже в зависимости от кулака и ростовщика, община становилась для нее бременем. Царскому же правительству община была выгодна как средство выколачивания налогов на основе круговой поруки. Такая община не была
и не могла быть ни зародышем, ни базой социализма.
Плеханов показал, как глубоко ошибаются народники, отрицая передовую, революционную роль рабочего класса в преобразовании общества. Не крестьянам, а рабочим принадлежит передовая, революционная роль. Крестьяне ведут мелкое хозяйство и распылены. Они менее способны к сознательной политической инициативе и менее восприимчивы к социалистическому учению, труднее поддаются организации. Иное дело пролетариат, связанный с крупным фабрично-заводским производством. Он постоянно растет количественно, восприимчив к идеям социализма и способен к организации. Задача революционеров — развивать сознание, самодеятельность и организацию рабочих. Надо направить все усилия на создание рабочей социалистической партии. Главное дело революционеров сейчас — социалистическая пропаганда среди рабочих.
Плеханов подверг критике ошибочные взгляды народников на общество. В своих работах он обогатил марксистский материализм. Особо важное значение в этом отношении имела его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», изданная в 1895 году. Народники отрицали существование объективных законов развития общества и считали, что историю делают отдельные выдающиеся личности, герои, что миром правят идеи. Они заявляли, что интеллигенция оказывает решающее влияние на общество и от ее воли зависит повернуть колесо истории в ту или другую сторону. Но жизнь общества, его развитие определяются не пожеланиями и идеями выдающихся личностей, а материальными условиями, изменениями в способах общественного производства. Народ — вот кто является подлинным творцом истории. Идеи только тогда становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Выдающиеся
личности играют серьезную роль лишь постольку, поскольку они правильно выражают назревшие потребности развития общества. Самые выдающиеся личности обречены на поражение, если они не понимают исторических условий, если они действуют вразрез с потребностями общества. Правильное познание законов исторического развития в целях преобразования общества дает только марксизм. Книга Плеханова имела большое значение в пропаганде научного, материалистического мировоззрения. На этой книге, указывал В. И. Ленин, «воспиталось целое поколение русских марксистов...» (Соч., т. 16, стр. 243).
Много дала марксистскому рабочему движению в России программа группы «Освобождение труда». В основном она верно для своего времени определила путь борьбы и задачи русских марксистов. В ней подчеркивалось, что только рабочий класс является самостоятельным борцом за социализм. Конечная цель пролетариата — замена капитализма новым общественным строем — коммунизмом. Предварительное условие достижения этой цели — завоевание рабочим классом политической власти. В программе была провозглашена необходимость образования революционной рабочей партии, первой политической задачей которой является низвержение самодержавия. Однако это была программа еще не боевой политической партии, а заграничной организации революционеров, действовавшей в условиях отсутствия в России широкого и
самостоятельного рабочего движения. Этим объясняется абстрактность и расплывчатость многих положений первого программного документа русских марксистов.
Группа «Освобождение труда» развеяла народническую иллюзию о возможности перехода России в то время непосредственно к социализму. Такое представление было и теоретически и исторически неверно. Самым насущным вопросом революционной борьбы являлась ликвидация остатков крепостничества, свержение самодержавия; следовательно, страна непосредственно стояла перед буржуазной, а не перед социалистической революцией. В этом указании первой русской марксистской группы — ее несомненная заслуга. Однако группа неясно представляла себе расстановку классов в предстоявшей буржуазной революции и не смогла дать правильную оценку места и роли буржуазии и крестьянства в революции, заняла непоследовательную и противоречивую позицию в этом вопросе. В некоторых произведениях Плеханов ошибочно заявлял, что пролетариату в своей политике следует ориентироваться на буржуазию, а революционную роль крестьянства игнорировал. Высказывалась также мысль, что не следует пока пугать либеральную буржуазию «красным призраком» социализма и что поэтому нужна такая программа, под которой подписались бы и либералы. Будущая рабочая партия в России представлялась подобием тех социал-демократических партий, которые были тогда в Западной Европе. Все эти ошибочные взгляды способствовали впоследствии отходу деятелей группы от марксизма и привели их в лагерь оппортунизма.
Энгельс приветствовал образование в России первой марксистской организации. Плеханов участвовал в основании II Интернационала, на первом конгрессе которого в 1889 году выступил с речью.
Группа «Освобождение труда» сыграла видную роль в истории России. Теоретические труды Плеханова обогатили русскую культуру. В освободительном движении возникло марксистское направление. Полоса безраздельного господства народничества в революционном движении России кончилась. Под меткими ударами марксистской критики рушились традиционные народнические устои революционной идеологии того времени. Однако еще было далеко до идейного разгрома народничества. Оно все еще пользовалось большим влиянием среди революционной интеллигенции и передовых рабочих и являлось главным идейным препятствием на пути марксизма. Марксизм прокладывал себе дорогу с боями, проникая все глубже в
революционное движение, все сильнее влияя и на многих народников. Одним из свидетельств этого является деятельность группы Александра Ильича Ульянова (старшего брата В. И. Ленина). В программе группы видно влияние марксизма: социализм рассматривается как неизбежный результат капитализма, придается серьезное значение рабочим, как ядру социалистической партии. Но политическая борьба понимается еще в заговорщическо-террористическом духе. Сама группа назвала себя «Террористическая фракция партии «Народная воля»». Попытка группы организовать 1 марта 1887 года покушение «а царя потерпела неудачу. Руководители группы, в том числе и А. И. Ульянов, были казнены.
Только в борьбе с народничеством мог вырасти и окрепнуть марксизм в России. Деятельность группы «Освобождение труда» расчищала путь для создания марксистской рабочей партии в России. Но группа не была практически связана с массовым рабочим движением. Место этой первой марксистской организации в истории рабочего движения и пролетарской партии в России точно определено В. И. Лениным.
«Группа «Освобождение труда» лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (Соч., т. 20, стр. 255). Критический пересмотр теории и практики народничества происходил и в России. На тайных собраниях революционно настроенной молодежи шли горячие споры, продолжались настойчивые поиски новых путей. Большое воздействие на революционные круги оказывала группа «Освобождение труда», своей деятельностью серьезно подорвавшая влияние народничества. Революционная мысль развивалась на почве рабочего движения, которое продолжало расти, несмотря на жестокую политическую реакцию, воцарившуюся в России. В 80-е годы произошло 446 стачек и волнений, в первой половине 90-х годов — 232 стачки с участием 157 тысяч рабочих.
Особенно выделилась своей организованностью стачка на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 года. Во главе стачки стояли талантливые руководители Петр Моисеенко и Василий Волков. Моисеенко ранее был членом «Северного союза», изведал тюрьму и ссылку. На тайном совещании наиболее активных рабочих были выработаны требования к фабриканту восстановить прежние расценки и сократить штрафы. Стойкость и бесстрашие рабочих поразили широкие общественные круги, напугали царское правительство, Стачку подавили вооруженной силой.
Около 600 рабочих выслали, 33 посадили на скамью подсудимых. Но на суде раскрылась такая потрясающая картина издевательств над рабочими, что даже присяжные царского суда на все 101 пункт обвинения ответили: «Нет, не виновен». Реакционная газета «Московские ведомости» с озлоблением писала о «сто одном салютационном выстреле в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса». Несмотря на то что вожаки стачки Моисеенко и Волков были оправданы по суду, жандармы не выпустили их из своих лап. Они были сосланы. Волков вскоре умер. Моисеенко впоследствии стал большевиком.
Морозовская стачка говорила о пробуждении классовой солидарности и сознательности рабочих. Рабочие почувствовали значение руководства и организации. Когда Волкова и Моисеенко ввели в зал суда, все находившиеся там рабочие встали и поклонились им в пояс.
Царское правительство вынуждено было вскоре издать закон о штрафах, который несколько ограничил произвол капиталистов.
Морозовская стачка стала знаменательной вехой в российском рабочем движении. В. И. Ленин впоследствии характеризовал ее как массовую стачку при участии единичных социалистов. Морозовская стачка красноречиво показала, какой грозной силой может стать рабочий класс, руководимый крепкой организацией.
Борьба пролетариата оказывала воздействие на движение революционной мысли к марксизму. Наряду с заграничной группой «Освобождение труда» появились марксисты и внутри России, прежде всего в Петербурге. Здесь зимой 1883/84 года возникла марксистская организация, принявшая название «Партия русских социал-демократов» и вошедшая в историю как благоевская группа. Ее организатором был студент Петербургского университета болгарин Д. Благоев, впоследствии основатель Социал-демократической, а затем и Коммунистической партии Болгарии.
Между группой Благоева и группой «Освобождение труда» вскоре установилась связь. Благоевская группа развернула пропаганду марксизма среди рабочих и студентов Петербурга. Ею было организовано до 15 рабочих кружков. В 1885 году группа тайно издала два номера газеты «Рабочий». Это была первая социал-демократическая рабочая газета в России.
Царская полиция напала на след группы и в начале 1887 года разгромила ее. Но деятельность благоевской группы не прошла бесследно. Посеянные ею семена дали всходы. Группа положила начало систематической пропаганде марксизма среди рабочих в политическом и промышленном центре страны — в Петербурге.
Осенью 1885 года возникает еще одна марксистская организация в Петербурге, принявшая позднее название «Товарищество санкт-петербургских мастеровых». Ее организатором был П. В. Точисский. Группы Благоева и Точисского действовали еще разрозненно, они не были связаны между собой. Заслугой «Товарищества» является установление крепких организационных связей с передовыми рабочими. В его кружках воспитывались такие замечательные рабочие-революционеры, как Е. А. Афанасьев (Климанов) и В. А. Шелгунов. Впоследствии Точисский, Шелгунов и Климанов стали членами большевистской партии.
В 1888 году полиция разгромила «Товарищество». Избежавшие ареста рабочие обеспечили преемственную связь с новой организацией, сложившейся в 1888—1889 годах. Она известна по имени своего организатора как группа М. И. Бруснева. Постепенно брусневская группа выросла в стройную организацию. Почти во всех районах Петербурга были кружки, принадлежавшие к этой группе. Всего насчитывалось до 20 кружков, по 6—7 рабочих в каждом. Был создан первый марксистский кружок среди работниц.
Брусневцы стремились сблизиться с рабочими. В связи с некоторыми стачками они выпускали воззвания. В 1891 году передовые рабочие приняли участие в похоронах писателя-демократа Н. В. Шелгунова. На венке, который они несли, было написано: «Н. В. Шелгунову, указателю пути к свободе и братству, от петербургских рабочих». В том же году брусневцы организовали впервые в России празднование 1 Мая. На тайной сходке за городом собралось 70—80 рабочих. Сами рабочие выступили с речами, которые потом были, тайно отпечатаны и широко распространены. Это были первые социал-демократические демонстрации передовых рабочих, но массовое движение еще отсутствовало. Многие члены группы стали активными участниками социал-демократического движения. Видным деятелем партии впоследствии был рабочий Ф. А. Афанасьев. В 1892 году жандармы разгромили брусневскую группу. Уцелело лишь небольшое ядро, сохранившее связи с некоторыми рабочими кружками.
К концу 80-х годов марксизм распространяется в ряде районов России. Появляются марксистские кружки в Москве. Одним из районов пропаганды марксизма становится Поволжье: Казань, Самара (Куйбышев), Нижний Новгород (Горький). Здесь большое влияние на переход революционеров к марксизму оказал Н. Е. Федосеев, талантливый и преданный революционер. Впоследствии он погиб в сибирской ссылке. Возникают марксистские кружки на Украине — в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе (Днепропетровск), Организатором первых
марксистских кружков на Украине был видный революционер Ю. Д. Мельников.
К первым русским марксистам принадлежал Владимир Ильич Ленин (Ульянов), основатель и вождь партии большевиков, партии коммунистов. В 1887 году, семнадцатилетним юношей, он принял участие в революционном выступлении казанских студентов, был арестован и выслан. Так В. И. Ленин вступил на путь революционной борьбы. Страстная ненависть ко всякому произволу и угнетению, горячая любовь к простому человеку труда сделали В. И. Ленина революционером.
Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение трудящихся от угнетения и эксплуатации, борьбе за счастливое будущее человечества. В. И. Ленин воспринял традиции величайшего героизма и беззаветного самопожертвования русских революционеров, своих предшественников, но пошел другим путем, свободным от их ошибок, путем революционного марксизма.
Изучив произведения К. Маркса и Ф.Энгельса, В. И. Ленин стал убежденным марксистом. В конце 1888 года он принял участие в одном из казанских марксистских кружков. В 1889 году В. И. Ленин переехал в Самару, организовал там марксистский кружок и установил связи с марксистами Нижнего Новгорода, Владимира, Петербурга. В. И. Ленин уже тогда играл видную роль в распространении марксизма в России. В марксизме В. И. Ленин видел могучее орудие революционного преобразования мира, освобождения трудящихся от экономического, политического и духовного рабства.
В. И. Ленину было чуждо книжное, отвлеченное восприятие марксистской теории. Для него марксизм всегда был не догмой, а живым руководством к революционному действию. Уже в начале своей революционной деятельности В.И.Ленин, владея марксизмом, приступил к решению важнейшей теоретической задачи русских марксистов — всестороннему исследованию общественно-экономического строя тогдашней России, ее экономического развития и классовых взаимоотношений. Без такой работы нельзя было до конца разгромить народничество и научно разработать
программу и тактику рабочей партии в России.
Весной 1893 года В. И, Ленин в статье «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» — первой из сохранившихся его литературных работ — изложил ряд важных мыслей. Он доказывал, что в недрах крестьянства назрели глубокая экономическая рознь и классовые противоречия, что крестьянство распадается на три основные группы: бедную, среднюю и зажиточную, что капитализм в России развивается с неудержимой силой. Эта статья показывает, с каким мастерством молодой Ленин применял метод марксизма к анализу сложнейших вопросов русской жизни.
1883—1894 годы были периодом медленного и трудного роста социал-демократического движения в России. Сторонников нового, марксистского учения было очень мало. Во всей огромной стране насчитывалось немногим более десятка небольших марксистских групп и кружков в крупных городах. Эти кружки занимались пропагандой лишь среди передовых рабочих, они не вели политической работы в массах. Социал-демократия переживала тогда, писал В. И. Ленин, процесс утробного развития.
В идейных схватках с народниками закалялись первые русские марксисты. Учение научного социализма ярким светом озарило им путь дальнейшей борьбы, свои знания они несли рабочим. В революционных кружках шла острая борьба между марксистами и народниками. Все больше передовых рабочих и революционеров-интеллигентов становилось убежденными марксистами.
Из поколения марксистов конца 80— начала 90-х годов вышли видные деятели большевистской партии: М. Ф. Владимирский, В. В. Боровский, Л. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, В. К. Курнатовский, А. В. Луначарский, М. Н. Лядов, Н. А. Семашко, П. И. Стучка, М. Г. Цхакая, А. Д. Цюрупа, В. Л. Шанцер (Марат), А. Г. Шлихтер и многие другие. Под влиянием идей марксизма формировались в эти годы будущие пролетарские писатели А. М. Горький и А. С. Серафимович. Марксизм становился заметной силой в духовной и политической жизни страны. Влияние народничества было серьезно подорвано.