Мы остановились на привал посовещаться. Единого мнения о дальнейшем движении не было. Кто-то говорил про GPS, кто-то - про юг, кто-то про уклон, кто-то - про свои личные ощущения. Группа устала. Было часов восемь вечера, некоторые уже сильно отставали. Краснодарцы впереди все также гребли под себя снег. Ну раз GPS - то давайте GPS. Я предложил идти именно в соответствии с указаниями этого точного прибора. Владелец аппарата достал его, пощелкал какие-то кнопки, и показал, куда надо идти. Расстояние - километр с чем-то. Это направление явно не совпадало с нашими представлениями о Бочках, но никто особенно не возражал. Мы двинулись перпендикулярно предыдущему ходу. Ветер стал дуть почти в спину. Прошли еще полчаса.
Джи-Пи-Эс! Семьсот метров: Туда:
Рука указывает в новое направление. Мы в сильных сомнениях. Решили опросить компас. Новый вариант. Мы идем по биссектрисе минут двадцать.
Джи-Пи-Эс! Семьсот метров: Туда:
Новое направление. Мы общаемся с носителем прибора - Пашей - и выясняем, что он его (прибор) недавно сам впервые взял в руки, но точка 'Бочки' на приборе точно отмечена. Обнаруживается, что в приборе несколько режимов, при которых разные стрелки указывают в разных направлениях. Больше знатоков прибора в группе не обнаружилось. Мы окончательно понимаем, что заблудились.
Погоревав над судьбой, мы еще некоторое время пытаемся следовать указаниям прибора. Фраза 'Джи-Пи-Эс!' и ответ на нее слышатся через каждые сто метров пути. Не найдя логики в умозаключениях дъявольской игрушки, мы вновь собираемся и слушаем мнение каждого.
Да я вот помню этот склон, мы где-то здесь шли! Ребята, давайте на юг, вон туда: Может, еще раз по прибору? Блин, мы наверное прошли мимо Бочек, и идем ниже: Давайте вооон туда, там каменная гряда с креселкой, па-а любому не промахнемся! А тут наверное трещины есть: У кого мобильник?? А кому ты щас звонить будешь:
Мы выбираем идти в сторону предполагаемой гряды с кресельной дорогой. Па-а любому не промахнемся. Мерзнут конечности. Снова топтать снег. Ха, а я еще 6 часов назад думал, что кончились силы!
В движении на гряду по пути замечаем столб ЛЭП. Ура! Нам по проводам - и вниз! Так подумали все, но почему-то прошли мимо. Вялотекущая горняжка, а? В общем, прошли еще минут пятнадцать. Все. Темнота. Метель. Ни хрена не видно. Более десятка человек в группе, и никто не знает, куда двигать. Надо ждать утра. Натыкаемся на какой-то снежный наддув. В нем-то полегче рыть пещеры! Как хорошо, что есть лопатка! Итак, решено - зарываемся до утра.
Народ! Кто-нибудь умеет пра-а-аильно копать снежные пещеры?:. А??:::. Понятно:
Сменяя друг друга, люди копают пещеру. Остальные стоят. Кое-кто присел отдохнуть, но ему рекомендуют не делать этого. На всю группу несколько пуховых курток, и все. Эх, кто бы с Бочек пустил ракету! Да все равно не увидишь ее: Или фару, а? Почему они не поставят прожектор, светящий на Гору? Или: может, нас начнут искать? Должны ведь!
И прочая, прочая.
Так. Под низ надо положить палки и пустые рюкзаки. Лечь всем вместе. А потолок не рухнет? Снег-то: пухляк. Блин. Поспишь тут. Ну все же, может нас пойдут искать? Миха! Свети фонариками в разные стороны и вверх! Моргай! Я тоже буду.. А ведь хорошо, что ноги не мерзнут! Так. Звонит мобильник! О-о-о, наши девочки снизу, из теплых комнат! Натаха! Привет! Да, все в порядке! Нет, нормально сходили! Натах: я тебя очень люблю! Мы: копаем снежную пещеру. Заблудились. Натах! Попроси там кого-нить из спасателей, пусть свяжутся с Бочками и передадут там: что-нибудь: Ну ракету что-ль пусть какую: пустят. Ага! До встречи, милая! Я тебя тоже!
Вдруг вдалеке засиял фонарик. Уррра! Нас щас придут и всё спасут. Пещеру тем не менее роем. Надо же, никогда не спал в пещере. Интересно, сны в это время снятся?
Через полчаса фонарик добирается до нас, и мы узнаем Валеру и остальных. Бедные ребята! Они-то, когда шли по правильному направлению, и увидели свет в стороне, подумали, что их встречают из Бочек, и сильно удивились что они, Бочки, оказались совсем не там, где должны. Бедные ребята! Когда мы им вкратце рассказали, в какой же ж: мы находимся, и попросили их дать нам примерные координаты ее и глубину, они развели руками. Авторитет инструктора несколько упал в наших глазах, но мы еще помнили про его 'нечто', которое безотказно выводит его и группу на нужный путь, а потому дух компании резко повысился. Мы решили бросить пещеру, и двинуться дальше. Снизу позвонил Исхак, и приказал нам двигаться по проводам. Мы, вообще-то, и сами догадывались: Я себе честно пообещал: 1) по приходу на Бочки расцеловать их и их обитателей; 2) не ходить больше на Эльбрус в этом сезоне. Мы вернулись к нашим баранам, то бишь к опорам ЛЭП, и оттуда продолжили движение вниз. Креселка! Ура! Мы на верном пути
Еще через час вдалеке забрезжили теплые огни лагеря. Теплые, желтые огни лагеря. Мы уже устали от холодных, синих огней фонариков:
Миха обморозил пальцы ног. Мази, уколы. Ребята на Бочках покрутили пальцем у виска - это относилось вообще ко всей нашей затее. Мы согревались. Капельки коньяка проливались на наши губы сладким вином. Второе обещание я все-таки решил выполнить.
Когда мы оттаяли во всех смыслах (а лед с маски и куртки сходил еще час), мы устроили внеплановое совещание по поводу послезавтрашнего восхождения. Ибо времени оставалось всего три дня - питерцы покидали нас.
В итоге мы - я и Миха - отказались от дальнейшего восхождения. Миха сильно обморозил пальцы ног, я мне: Мне больше не хотелось наверх в ТАКУЮ погоду, а она меняться не собиралась. Возможно, мы бы нормально переночевали (хотя все равно поморозились бы), возможно спокойно бы утром вернулись в лагерь. Но сознательно создавать экстремальных ситуаций не хотелось. Они и так сами приходят, когда считают нужным.
На следующее утро, как в насмешку, над Кавказом распалилось солнце. Видны были горы в десятках километров. Воздух был чистый, голубой и прозрачный. Но, несмотря на сомнения, мы с другом все же двинулись вниз. А на следующий день к нам присоединилась Наташка из Питера.
Послесловие
Оставшаяся наверху группа также не смогла выполнить восхождение. Погоды не было. На обратном пути двое ребят попали в приключения - падения в трещину на 4 м и 20 м соответственно.
Последний случай вообще уникален и выбивается и ряда возможного: человек провел на этой адской глубине несколько часов в фиксированном положении, и умудрился ничего не сломать и почти не отморозить.
Он всегда был удивительным человеком! Инструктор все-таки: