Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Примечания А.А.Тахо-Годи

Диалог назван по имени греческого рапсода Иона, которого нельзя отождествлять с известным Ионом Хиосским, лириком и трагическим поэтом V в. Сократ, беседуя с Ионом, выясняет природу мастерства рапсодов и поэтов.

Данный перевод диалога "Ион" впервые был опубликован в изд.: Полное собрание творений Платона: В 15 т. Т.IX / Новый пер. под ред. С.А.Жебелева и др. Пг., 1924.

[ 1 ] Эфес – один из 12 ионийских городов в Малой Азии, где, по одному из преданий, родился Гомер и где особенно почитались исполнители его песен.

[ 2 ] Эпидавр – город в области Арголида (Пелопоннес), славившийся храмом в честь бога врачевания Асклепия, сына Аполлона. Праздник в честь Асклепия назывался "Великие Асклепиеи" или "Эпидаврии".

[ 3 ] Примечательно, что Ион говорит о себе торжественно – во множественном числе, а Сократ иронически поддерживает самомнение рапсода.

[ 4 ] См.: Евтифрон, прим. 17.

[ 5 ] Ион хвастливо сравнивает себя со знаменитыми учеными комментаторами V в., аллегорически толковавшими Гомера. Метродора Лампсакского не следует смешивать с Метродором Лампсакским – учеником Эпикура. О Стесимоброте, бравшем большие деньги за обучение, упоминает Ксенофонт в "Пире" (III 6).

[ 6 ] Гомериды – рапсоды, знатоки, хранители и распространители поэм Гомера на о. Хиос, считавшиеся, по преданию, его потомками. Сведения о них имеются у Страбона (География XIV I, 35 // Пер. Стратановского. М., 1964) со ссылкой на Пиндара (Немейская ода II 1). Здесь скорее всего имеются в виду вообще почитатели Гомера.

[ 7 ] Гесиод – автор дидактической поэмы "Труды и дни" и поэмы "Теогония" (VIII в.). Об исполнении рапсодами Гесиода см. у Платона (Законы II 658d). Архилох – ямбограф с о.Парос (VII в.).

[ 8 ] Цельное, или единое целое (το όλον) – один из основных терминов философии и эстетики Платона. О категории цельности у Платона см.: Лосев А.Ф. Эстетическая терминология Платона // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961; он же. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 330-334.

[ 9 ] Сын Аглаофонта Полигнот с о.Фасос – знаменитый живописец V в. Павсаний в своем "Описании Эллады" подробно рассматривает картины Полигнота в Дельфах, на которых изображено разрушение Илиона и Одиссей в Аиде (X 25-29).

[ 10 ] Дедал, сын Метиона, – строитель критского лабиринта (см. также Алкивиад I, прим. 34). Эпей, сын Панопея, – легендарный строитель деревянного коня, с помощью которого греки овладели Троей. Феодор Самосец – мастер бронзового литья, по преданию, изготовил перстень Поликрата и чашу для Креза, посвященную Дельфийскому оракулу (см.: Геродот III 41).

[ 11 ] Перечисляются мифические певцы и музыканты: Олимп, флейтист, связанный с культом фригийской Великой Матери богов; Фамира, или Фамирид, – фракийский певец, состязавшийся с Музами и ослепленный ими (Гомер. Ил. II 594 сл.); Орфей, прославившийся тем, что игрой на кифаре усмирял диких зверей и сумел очаровать бога смерти Аида, пытаясь вывести из царства мертвых свою жену Евридику (см.: Овидий. Метаморфозы X 1-105), погиб, растерзанный вакханками, буйными спутницами бога Диониса, культу которого Орфей был чужд, так как он связан с Аполлоном и Музами – покровителями искусства; Фемий, рапсод с о.Итака, исполнявший песни во дворце Одиссея и пощаженный им как певец во время убийства женихов (Од. I 154; XVII 362; XXII 230 сл.).

[ 12 ] Магнесийский камень, или магнит, назван так по г. Магнесии (Малая Азия), неподалеку от которого был также мидийский г. Гераклея, богатый магнитом; отсюда второе название этого камня – гераклейский (ср. словарь Суда, Ηράκλεια λιθος). Существует, однако, и другая этимология названия "гераклейский", которое можно читать также "Гераклов", от имени Геракла (при этом имеется в виду сила притяжения магнита) (см.: Гассенди. Свод философии Эпикура. М., 1966. С. 221 и прим. 91).

[ 13 ] Мелические поэты – создатели мелоса, т.е. песенной лирики (см. также: Хармид, прим. 11). О корибантах см.: Критон, прим. 19.

[ 14 ] Вакханты и вакханки – жрецы и жрицы бога Диониса, охваченные в экстазе нечеловеческой силой. Еврипид в трагедии "Вакханки" рисует выразительную картину вакхического служения Дионису (см. речь Вестника, ст. 677-774). Платон (Федр 244а) пишет: "Но ведь величайшие из благ от неистовства в нас происходят, по божественному, правда, дарованию даруемого". Здесь же (244е – 245а) содержится речь Сократа о разных видах неистовства, в частности исходящего от муз, овладевающего душой поэта и изливающегося в песнях. Ср.: Менексен, прим. 46.

[ 15 ] Т.е. на Парнасе и склонах лесистого Геликона, горной гряды в Беотии, посвященной Аполлону и музам.

[ 16 ] Эти слова Платона о поэте приводит Климент Александрийский (VI 18 // Строматы, творение Климента Александрийского / Пер. Н.Корсунского. Ярославль, 1892). Представление о поэте, вдохновленном божественной силой, не было специфично только для идеалиста Платона, но было присуще грекам вообще; материалист Демокрит тоже писал: "Без безумия не может быть ни один великий поэт" (68 В 17Diels = 569 Маков.), а также: "Все, что поэт пишет с божественным вдохновением... то весьма прекрасно" (68 В 18Diels = 570 Маков.).

[ 17 ] Дифирамб – гимн в честь Диониса. Слово догреческого происхождения. Сам Дионис тоже именовался Дифирамбом. Энкомий – хвалебная песнь (см.: Менексен, преамбула). Ипорхема (гипорхема) – песнь в соединении с пляской. Ямбы – разновидность декламационной лирики с чередованием краткого и долгого слова в двухсложной стопе (U -), по содержанию большей частью сатирические.

[ 18 ] Тинних халкидец – поэт, сочинитель пеанов (см. прим. 19). Порфирий (О воздержании II 18) сообщает: "Эсхил, говорят, рассказывает, что Тинних из всех поэтов, кого Дельфы удостоили написать пеан в честь бога (Аполлона), создал наилучший пеан" (Porphyre. De l'abstinence. 1-2 / Text etabli et traduit par J.Bouffartigue et M.Patillon. Paris, 1977-1979). Пеан – гимн в честь бога Аполлона.

[ 19 ] См.: Гомер. Од. XXII 1-4:

Сбросил с тела тогда Одиссей многоумный лохмотья.
С гладким луком в руках и с колчаном, набитым стрелами,
Быстро вскочил на высокий порог, пред ногами на землю
Высыпал острые стрелы и так к женихам обратился.

Пер. В.В.Вересаева

и Ил. XXII 131 сл.:

Так рассуждал он и ждал. Ахиллес подошел к нему близко,
Грозный, как бог Эниалий, боец, потрясающий шлемом...

Пер. В.В.Вересаева.

[ 20 ] Герои "Илиады" Гомера: Андромаха – жена Гектора, Гекуба (или Гекаба) – мать его, Приам – его отец. Остров Итака – родина Одиссея.

[ 21 ] Ксенофонт в "Пире" (III 11) упоминает об актере Каллипиде, "который страшно важничает тем, что может многих доводить до слез".

[ 22 ] Хоревт – участник хора.

[ 23 ] Мусей – мифический поэт и прорицатель, ученик Орфея. О Мусее см. у Геродота (VIII 6 и 96) и Платона (Государство II 363с). Мусею приписывались поэмы "Евмолпия", "Теогония" и др.

[ 24 ] Метафора; ср. Эсхил (Хоэфоры 167): "...сердце пляшет от страха".

[ 25 ] Критике Платона здесь и ниже подвергается ходячее мнение о том, что занимающиеся Гомером знают "всякое искусство". Это – "подражатели", а "истины они не касаются" (см.: Государство X 598е – 601 а). Платон цитирует здесь "Илиаду" XXIII 335-340 (пер. Н.И.Гнедича).

[ 27 ] Ил. XI 638-640, пер. Я.М.Боровского. Вторая половина второго стиха соответствует стиху 625, что отражено в цитировании Платона и здесь в переводе.

[ 28 ] Ил. XXIV 80-82 (пер. Н.И.Гнедича).

[ 29 ] Од. XX 351-353, 355-357, пер. В.А.Жуковского. Феоклимен – сын Мелампа. Меламп – мифический прорицатель, жрец, основатель культа Диониса в Греции (см.: Геродот II 49). Гомер. Од. XV 225-255.

[ 30 ] "Сражение у стен" – заголовок песни XII "Илиады" (в пер. Гнедича – "Битва за стену", в пер. Вересаева – "Битва у стены"). Далее цитируется XII 201-207.

[ 31 ] Аполлодор из Кизика (см. 541с), Гераклид из Клазомен и Фаносфен – афинские стратеги родом из Малой Азии. Афиняне даровали им гражданство за их доблесть. О первых двух см. у Элиана XIV 5: Пестрые рассказы / Пер. С.В.Поляковой. М., 1963; о Фаносфене – единственное упоминание у Ксенофонта: Греческая история I 5, 18, 19.

[ 32 ] Эфесцы, как и другие ионийцы, считались выходцами из Аттики. По Геродоту (I 147), ионяне чистой крови именно все те, которые "происходят из Афин". В другом месте (VIII 44) Геродот сообщает, что афиняне, пока нынешнюю Элладу населяли пеласги, "были пеласгами и назывались кранаями"; в царствование Кекропа названы были кекропидами, а когда власть наследовал Эрехфей, "они получили имя афинян и, наконец, по имени их предводителя Иона, сына Ксуфа, – ионянами". Таким образом, оказывается, что ионийцы – это древнейшие жители Аттики, переселившиеся в Малую Азию.

[ 33 ] См.: Евтидем, прим. 35.

 

ДИАЛОГИ ПЛАТОHА

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/13ion.htm



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Виды и оценка выполнения работ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.