(правильный ответ выделен курсивом)
1.Возможна ли коррекция важнейших индивидуально-психологических свойств личности учащихся-музыкантов?
а) такая коррекция возможна,
б) нет,
в) не знаю.
2. Определение какого понятия дано ниже: «Система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным» [Климов Е.А. Общая психология. — М, 1999. — С. 370]?
а) индивидуальность,
б) личность,
в) характер.
3. Определение какого понятия дано ниже: Субъект общественных отношений, для деятельности которого характерна включенность в многообразные социальные связи и контакты, ориентация на социально значимые нормы и установки.
а) личность,
б) индивидуальность,
в) человек.
4. Определение какого понятия дано ниже: Развитое самосознание человека, определившегося в основном в своих мотивационно-смысловых приоритетах, аксиологических ориентирах, в своем отношении к «ближнему» и «дальнему» окружению, к миру и самому себе.
а) саморазвитие,
б) «Я-концепция»,
в) гуманизм.
5. На что указывает одухотворенность внутреннего мира человека, наполненность его высокими гуманистическими устремлениями, свобода от мертвящих штампов и стереотипов, приобщенность к высоким морально-этическим ценностям?
а) духовность личности,
б) образованность личности,
в) креативность личности.
6. Кто это: Вл.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, В.Розанов, В.Зеньковский?
а) отечественные мыслители XIX века
б) отечественные педагоги-гуманисты,
в) отечественные музыканты.
7. Какие качества профессионально значимы для учителя музыки?
а) музыкальность,
б) эмпатия,
в) профессиональное мышление,
г) профессиональное самосознание,
д) музыкально-педагогическая интуиция,
е) артистизм,
ж) громкий голос,
з) выразительная внешность.
8. Определение какого понятия дано ниже: В широком понимании — это основа, определенным образом пронизывающая собой все другие профессиональные качества учителя музыки и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке; ярко выраженное чувство музыки, совокупность музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого?
а) музыкальность,
б) одаренность,
в) гениальность.
9. Эмпатия как качество личности учителя музыки - это
а) любовь к детям,
б) самоуважение,
в) коммуникабельность.
10. Кому из представителей педагогики музыкального образования принадлежит заслуга включения в нее проблемы музыкального мышления, основанного на интонационной природе искусства?
а) Э. Абдуллин,
б) Б. Асафьев,
в) Б. Яворский.
11. В чем заключается сущность музыкально-педагогического мышления?
а) в проектировании и анализе музыкально-образовательного процесса,
б) в анализе музыкально-образовательного процесса,
в) в проектировании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса.
12. В чем проявляется профессиональное самосознание учителя музыки?
а) в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, исследовательской деятельности,
б) в способности анализа музыкального развития своих воспитанников,
в) в способности анализа собственной конструктивной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, исследовательской деятельности, а также анализа музыкального развития своих воспитанников.
13. Определение какого понятия дано ниже: Акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач без предварительного логического профессионального анализа?
а) музыкально-педагогическая интуиция,
б) музыкальная интуиция,
в) педагогическая интуиция.
14. В чем проявляется артистизм как качество личности учителя музыки?
а) в исполнительской и музыкально-организаторской деятельности,
б) в исполнительской, коммуникативной и музыкально-организаторской деятельности,
в) в исполнительской деятельности.
15. Кто советовал учителю «влучать» эмоционально-эстетическую по характеру, душевную энергию в учащихся?
а) К.С.Станиславский,
б) С.В.Рахманинов,
в) Д.Б.Кабалевский.
16. Что называл К.С. Станиславский «двигателями нашей духовной жизни»?
а) знания, умения, навыки,
б) эмоции, волю и разум,
в) Бога, царя и отечество.
17. Каковы художественно-характерологические типы музыкантов-исполнителей?
а) волевой,
б) эмоциональный,
в) интеллектуальный
18. Возможно ли формировать и корректировать развитие учащегося-музыканта в направлении того или иного «типажа»?
а) это невозможно,
б) необходимо опереться на тот индивидуально-неповторимый психологический (характерологический) потенциал, который уже дан человеку от природы,
в) педагогически воздействовать на индивидуально-характерологический комплекс учащегося-музыканта можно и нужно.
19. В чем заключается причина «чувственной дремоты» человека?
а) в отсутствии опыта его многосторонних чувственных взаимоотношений с окружающим миром,
б) в особенностях его характера,
в) в бедности внешнего мира бытия человека.
20. Согласны ли Вы с тем, что разбуженное и начавшее свою длящуюся на протяжении всей жизни человека «работу» стремление к красоте не только «встраивает» индивида в наличную культуру человечества, но и направляет его развитие на обогащение культуры, на достраивание ее достижений во всех делах человеческих?
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
21. Согласны ли Вы с тем, что способность воспринимать, культивировать красоту в мире и в самом себе лежит в основании эстетической культуры личности, определяя культурное будущее этой личности в целом, трактуя ее духовную «работу» как «деятельное совершенство самого себя» (И.Кант)?
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
22. Согласны ли Вы с тем, что «Сущность художественного творчества — в победе над тяжестью необходимости. В художестве человек живет вне себя, вне своей тяжести, тяжести жизни. Всякий творческий художественный акт есть частичное преображение жизни. В художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным, в нем прорывается человек через тяготу мира. В творчески-художественном отношении к миру уже приоткрывается мир иной. Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство «мира сего» к миру иному. Мир, принудительно данный, «мир сей» — уродлив, он не космичен, в нем нет красоты. Восприятие красоты в мире есть всегда творчество — в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире» [Бердяев Н.А. Смысл творчества // Из истории отечественной мысли. — М., 1989.-С. 437—438].
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
23. Какую музыку можно назвать серьезной?
а) «просветляющую» душу (В.Асафьев), наводящую на размышления о жизни, о себе, о пережитом, настоящем и будущем,
б) изложенную строгим, классическим музыкальным языком,
в) исполняемую на академической сцене.
24. Кто назвал музыку движением души, выраженным в движении мелодии, интонационном строе музыкального ряда?
а) А. Ф.Лосев,
б) Б.В.Асафьев,
в) Д.Б.Кабалевский.
25. Согласны ли Вы с тем, что самым важным и самым эффективным фактором подготовки новых поколений людей к творчески-созидательной жизни является обеспечение условия свободного, непринужденного, добровольного вхождения молодого человека в культуру, цивилизацию?
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
26. Согласны ли Вы с тем, что практика современного музыкального обучения допускает освоение музыкального языка в отрыве от его семантической основы, что совершенно противоречит самой сути любой языковой системы?
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
27. Согласны ли Вы с тем, что умелое соблюдение психогигиенических правил в работе с учеником-музыкантом — один из показателей профессионализма педагога.
а) согласен,
б) не согласен,
в) не задумывался над этим.
ЗАЧЕТ
1. Изложите историю становления современной музыкотерапии.
2. Укажите направления, проблемы, сферы применения музыкотерапии.
3. Обоснуйте психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогической деятельности
4. Раскройте сферы воздействия музыки (психологический аспект).
5. Раскройте механизм действия музыкальной терапии.
6. Изложите общенаучные и специальные методы исследования эмоционально-эстетического отношения к музыке, музыкальных знаний и умений, ценностных ориентаций во взаимоотношениях с музыкой, обществом и природой.
7. Подготовьте и представьте каталоги музыкальных произведений, имеющих психотерапевтическое и коррекционное воздействие.
8. Опишите формы музыкальной терапии.
9. Раскройте технологии музыкальной терапии в различных видах музыкальной деятельности.
10. Опишите организацию коррекционной работы средствами музыки на занятиях в дошкольных учреждениях, в ДМШ, ДШИ, Лицеях искусств, МОУСОШ.
11. Проанализируйте компьютерные программы, актуальные в музыкотерапии.
12. Проанализируйте Интернет-сайты, актуальные в музыкотерапии.
13. Раскройте сущность музыкального мышления и методики его коррекционного развития.
14. Обоснуйте программу музыкально-терапевтического формирования позитивного отношения к жизни учащихся средних классов.
15. Раскройте и обоснуйте возможности музыкотерапии в формировании музыкальных способностей учащихся младших классов.
16. Проанализируйте современное состояние музыкотерапии и раскройте ее потенциал в музыкальном образовании школьников.