Один мой друг, страдающий сильным заиканием, в детстве хотел быть пастором. Став взрослым, он не расстался со своей мечтой, но если рассказывал о ней друзьям или близким людям, они либо смеялись, либо пытались переубедить его.
— Лучше выбери себе профессию, которая не обязывает к постоянному общению с людьми, — советовали они. — Никто не станет тебя слушать. Ты не можешь произнести и предложения, не заикаясь. Иногда у тебя уходит минута на то, чтобы выговорить одно слово, это раздражает слушателей.
— Но я не собираюсь заикаться всю свою жизнь, — настаивал он. — Когда-нибудь я буду говорить так же хорошо, как и другие. Я представляю себе, как это делаю, и абсолютно уверен, что смогу!
Сегодня у моего друга большая церковь на Западном побережье. Он — один из наиболее убедительных ораторов, с которыми мне приходилось встречаться, и, услыхав его, вы ни за что бы не догадались, что когда-то у этого человека был серьезный дефект речи.
Как он справился с этим недостатком? Благодаря своему воображению! Благодаря тому, что постоянно обращался за помощью к созидательной внутренней силе, данной ему Богом.
Мой друг рассказывал мне, что любил выходить на фермерский двор и часами разговаривал там с цыплятами, представляя себе, что вокруг него люди. Он признался: "Я преодолел множество трудностей, пытаясь говорить правильно. Похоже, вначале я пугал своих слушателей. Иногда они прекращали есть и смотрели на меня с любопытством, и тогда я представлял себе, что привлекаю их внимание своим ораторским мастерством. Порой они вели себя так, как будто были очарованы, как это обычно делают цыплята, и я внушал себе, что это я очаровываю их. Постепенно я начал все лучше контролировать свою речь — отчасти благодаря подобной практике, а отчасти осознав, что привело меня к заиканию.
Видишь ли, мой отец был очень властным человеком. Он нсрил в старую поговорку: «в обществе взрослых дети должны молчать». Когда я был маленьким, он постоянно критиковал меня, стоило мне начать говорить или выражать свои мысли. Это сделало меня очень застенчивым. Стоило мне открыть рот, и я боялся, что надо мной начнут насмехаться. От этого я и начал заикаться. Потом я стал отказываться говорить в чьем бы то ни было присутствии, и люди не настаивали, потому что им было больно смотреть, каких усилий стоит мне каждое слово.
Поняв, что могу не заикаясь говорить в обществе цыплят и домашнего скота, я развил в себе уверенность, что и в присутствии людей смогу говорить точно так же. А приобрел я эту уверенность благодаря довольно забавной мысли, которая как-то пришла мне в голову. Я подумал: самое главное — это представить, что я разговариваю не с людьми, а с цыплятами, коровами и лошадьми, и мой страх пропадет.
Это была ребяческая идея, но она сработала. Она помогла мне научиться не относиться к себе слишком серьезно, преодолеть чувство неполноценности и победить застенчивость. Я осознал, что раньше постоянно представлял себе, что не могу говорить в присутствии других людей, так как боялся осуждения со стороны своего отца. Стоило мне представить, что я могу с легкостью выражать свои мысли, и обратиться к своей внутренней силе за помощью, это «нечто» тотчас взяло меня под свою опеку. Затем с помощью этой силы я притягивал к себе все, что помогло мне приобрести богатый опыт и сделало пастором — таким, каким я являюсь сегодня и каким я представлял себя много лет назад!"
Неважно, с чем связано мнимое препятствие, — внутренняя созидательная сила готова помочь вам преодолеть его!
Вы уже готовите свое сознание к проявлению этой силы в вас и через вас?