Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании пли мышлении. Первый и исходный признак истины -объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Но истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятия, законы, теории).
Истина - процесс постижения объекта. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютной и относительной истин.
Абсолютная истина - 1. полное исчерпывающее знание о действительности в целом -гносеологический идеал - недостижимый. 2. элемент знаний, который не может быть опровергнут.
Относительная истина - выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями.
2 позиции в понимании абсолютного и относительного момента в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивость стороны каждой истины.
Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости превращает истину в заблуждение.
Существуют ли абстрактные истины? Понятие абстрактная истина имеет право на существования, но при одном условии - как момент, сторона развития познания к его основной цели - единству многообразного, конкретно всеобщему закону, а следовательно, конкретной истине. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная, конкретная и абстрактная и т.д. - это не разные сорта истин, а одно и тоже истинное знание со своими характерными признаками.
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость, прагматизм (выгодное, полезное), конвенционализм - то, что соответствует условному соглашению, вера людей.
Проверка знаний на истину практикой - не одноразовый акт, а процесс - исторический и диалектический характер. Диалектичность практики как критерий истины является диалектичной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах.
Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничивать его законами формальной логики. Диалектический метод в совокупности всех элементов - своеобразная форма всех элементов истины. В добывании истины и ее проверки необходимо единство теории и практики - коренной принцип гносеологии. Практика выше и важнее познания, конечный исходный пункт - основа этого процесса.
Хайдеггер: истина открывается как свобода человека, поскольку без свободы нет ни истины, ни заблуждения.
Верификация - обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки (соотнесение утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения, эксперимента).
Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы, в результате экспериментальной проверки.
Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений - важная закономерность развития познания.
Сейчас воскрешается положение о том, что истина не только соответствие знания вещи, но и соответствие предмета своему понятию. Все сильнее заявляет о себе тенденция соединять логико-методологическию и экзистенциально-антропологическую традиции истины при приоритете последней, то есть она относится ко всему познанию в целом, связывает истину и личность. Понятие научной истины не устарело, но в различных сферах знания оно всегда преломляется специфически, в соответствии с особенностями этих сфер. Его применение всегда конкретно, как конкретна и сама истина.16. Модели описания» и анализа социальной реальности.
При попытке познания общества встают некоторые проблемы, например, что субъект и объект познания совпадают. Исходя из этого возникает вопрос - как можно адекватно познать социальную реальность? Выделяется 4 модели:
- натуралистическая
- идеалистическая (реалистическая)
- феноменологическая
- деятельностная
Что касается принципов классификации этих четырех моделей, то они пока эмпиричны. Можно заметить только следующее. По существу здесь два типа моделей. Одна из них - натуралистическая (или виталистическая) объясняет социум "снизу", из природы. Другая - реалистическая (или идеалистическая) объясняет социум "сверху", из Абсолюта, Бога. Обе -эти модели субстанциалистические. Как бы "между ними" две другие модели, более или менее последовательно проводящие антисубстанциалистическую позицию. С одной стороны, это деятельностная (например, материалистическая, имеющая марксистскую форму, или культурологическая и т.п.) модель, с другой - феноменологическая, которая также стремится объяснить социум из него самого, а не из "земли" и не из "неба". Модели социальной реальности имеют вполне определенную культурную среду Реалистическая (идеалистическая) модель наиболее древняя. Она, очевидно, сложилась уже у Аврелия Августина. Натуралистическая и деятельностная модели - это продукты новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие галилеевской науки. Наконец, феноменологическая модель - порождение новейшего времени, продукт кризиса новоевропейской цивилизации. Она близка постмодернистским формам философствования и искусства и ассоциируется, например, с архитектурой Центра Жоржа Помпиду в Париже, авангардной живописью и т.п.