{ int x,y; // декартовы координаты точки
public:
dek_koord(){};
dek_koord(int X,int Y): x(X),y(Y) {}
dek_koord operator*(const dek_koord);
dek_koord operator=(const dek_koord);
dek_koord operator>(const dek_koord);
int operator ==(const dek_koord);
void see();
};
dek_koord dek_koord::operator*(dek_koord a) // перегрузка операции *
{ dek_koord tmp; // локальный объект
tmp.x=x*a.x;
tmp.y= y*a.y;
return tmp;
}
dek_koord dek_koord::operator =(const dek_koord a)
{ x=a.x; // перегрузка операции =
y=a.y;
return *this;
}
dek_koord dek_koord::operator >(const dek_koord a)
{ if (x<a.x) x=a.x; // перегрузка операции >
if (y<a.y) y=a.y;
return *this;
}
int dek_koord::operator ==(const dek_koord a) // перегрузка операции ==
{ if (x==a.x && y==a.y) return 0; // 0 – координаты равны
if (x>a.x && y>a.y) return 1; //
if (x<a.x && y<a.y) return -1; //
else return 2; // неопределенность
}
void dek_koord::see() // функция просмотра содержимого объекта
{ cout << "координата х = " << x << endl;
cout << "координата y = " << y << endl;
}
int main()
{ dek_koord A(1,2), B(3,4), C;
int i;
A.see();
B.see();
C=A*B; // вначале перегрузка операции * затем =
C.see();
C=A>B; // компоненты объекта С принимают значение max от А и В
C.see();
i=A==B; // i получает значение сравнения A==B (−1,0,1,2….)
// cout << A==B << endl; // ошибка
// error binary '<<': no operator defined which takes a right-hand operand
// of type 'class dek_koord' (or there is no acceptable conversion)
cout << (A==B) << endl; // верно
}
Результат работы программы:
координата х = 1
координата y = 2
координата х = 3
координата y = 4
координата х = 3
координата y = 8
координата х = 3
координата y = 4
В приведенной выше программе функцию перегрузки оператора * можно изменить, например, следующим образом:
dek_koord &dek_koord::operator*(const dek_koord &a)
{ x*=a.x;
y*=a.y;
return *this;
}
В этом примере функция operator* в качестве параметра получает ссылку на объект, стоящий в правой части выражения А*В, т.е. на В. Ссылка – это второе имя (псевдоним) для одного и того же объекта. Более подробно ссылки будут рассмотрены ниже. Функция operator* при вызове получает скрытый указатель на объект А и модифицирует неявные параметры (компоненты-данные объекта А – х и у). Возвращается значение по адресу this, т.е. объект А. Возвращать ссылку на объект необходимо для реализации выражения вида A*B*C.
Следует отметить, что если в описании класса dek_koord присутствуют объявления двух функций перегрузки операции *:
class dek_koord
{...
dek_koord operator*(const dek_koord);
dek_koord &operator*(const dek_koord &);
...
};
то возникает ошибка. Аналогично ошибка будет, если одна из функций является компонентой класса, а другая − глобальной функцией.
Если возвращаемое значение функции operator является ссылкой, то в этом случае возвращаемое значение не может быть автоматической или статической локальной переменной.
Рассмотрим фрагмент программы, в которой функция operator* является глобальной.