Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 1. Философские подходы к пониманию общества и его истории




Введение

Раздел философии, изучающий качественную специфику общества в целом, его общих законах и перспективах развития, называется социальной философией.

Латинский глагол «социо» означает «соединить, объединить, затевать совместный труд». Отсюда первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество – это так или иначе самоуправляющая общность. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий», что означает «то, что вокруг».

Следует различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. При всей их общности, обусловленной общностью объекта изучения – общества, - есть и различия. Социологию в основном интересует способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, или иначе, - социальная структура общества. Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.

Целью лекции является философский анализ общества как системы.. При этом ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть философские подходы к пониманию общества и его истории;

2. проанализировать методологические основы изучения общества;

3. рассмотреть основные сферы жизни общества и их взаимозависимость;

4. раскрыть роль государства в жизни общества;

5.рассмотреть основные признаки гражданского общества;

6.проанализировать специфику духовной жизни общества.

Вопрос 1. Философские подходы к пониманию общества и его истории

Философские подходы к пониманию общества зависят от того или иного решения основного вопроса философии применительно к социальной действительности. Применительно к обществу в целом основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении духовной жизни общества к его материальной жизни.

Материальную жизнь общества в философии принято называть общественным бытием, а духовную жизнь общества – общественным сознанием.

Общественное бытие своим ядром имеет материальное производство средств жизни и включает в себя отношение между обществом и окружающей природой, социально-политическую и научно-практическую деятельность людей, а также материальную сторону семейно-бытовой жизни.

Общественное сознание – это обыденное и теоретическое сознание общества, общественная психология и идеология, массовое сознание и др.; Это совокупность идей, теорий, настроений, вкусов, привычек, традиций и т.п., присущих данному обществу.

Первая сторона основного вопроса философии в социальной философии есть вопрос о том, что является определяющим, решающим – духовная или материальная жизнь общества, общественное сознание или общественное бытие.

В зависимости от ответа обычно выделяют два основных подхода: идеалистический и материалистический, все остальные подходы являются производными от этих двух.

Идеалистическое понимание общества и его истории сводится к признанию определяющей роли духовной жизни общества, общественного сознания, воли и желаний отдельных личностей и т.п. по отношению к материальной жизни общества. Идеалистического понимания общества в истории философии придерживались объективные и субъективные идеалисты, а также практически все материалисты до Маркса.

Кроме того, идеализм выражается в религиозных концепциях общества. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство) имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их – в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни.

Материалистическое понимание общества и его истории сводится к признанию определяющей, решающей роли материальной жизни, общественного бытия п о отношению к духовной жизни людей, общественному сознанию.

Последовательное материалистическое решение этого вопроса впервые дал К.Маркс. Он говорил: «Не сознание определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». При этом марксизм не сводит эти положения к простой формуле: «общественное бытие первично, общественное сознание вторично», так как признает, что общественное сознание, духовная жизнь людей обладает относительной самостоятельностью и активностью по отношению к общественному бытию, материальной жизни общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1876 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.