Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒжек Ћондон глазами »рвинга —тоуна. ¬ библиотеке  алифорнийского университета в Ћос-јнджелесе хран€тс€ рабочие записи »рвинга —тоуна: записи бесед с „армиан




 

¬ библиотеке  алифорнийского университета в Ћос-јнджелесе хран€тс€ рабочие записи »рвинга —тоуна: записи бесед с „армиан, копии писем ƒжека Ћондона с пометками —тоуна, выписки из всевозможных источников, фотографии. Ёти материалы свидетельствуют о большой работе биографа.

—тоун использовал в книге переписку Ћондона, мемуары друзей и близких. ќн листал газеты того времени, беседовал с современниками писател€, еще жившими в конце тридцатых годов, когда создавалась книга. јвтор стремилс€ сделать свою работу о Ћондоне убедительной и увлекательной Ц и это ему удалось.

–азумеетс€, нужно иметь в виду, что при всей документальной оснащенности книга Ђћор€к в седлеї €вл€етс€ художественной биографией и, следовательно, содержит элементы художественного переосмыслени€. » дело не только в том, что автору пришлось силой своего воображени€ восполн€ть недостающие подробности, рисовать картины тех или иных событий, но и в том, что —тоун широко использовал некоторые произведени€ ƒжека Ћондона. Ќе случайно во вступлении к книге он предупреждает, что Ђэто истори€ о ƒжеке Ћондоне, рассказанна€ его собственными словамиЕї

ћногие повести, романы, рассказы и очерки Ћондона воспроизвод€т эпизоды его биографии, однако неверно было бы отождествл€ть того или иного геро€ с автором, а изображенные событи€ считать копией действительно случившегос€. Ћондон не раз предостерегал наивных читателей от подобных заключений. ¬ его жизни было гораздо больше прозы, и не была она столь €рка, как предстает в художественном переосмыслении —тоуна. Ќо мы охотно прощаем автору этот Ђнедостатокї. » прощаем не только за увлеченность и €ркость, с которой книга написана, но и за умение раскрыть основные качества замечательного американского писател€ и человека.

¬ художественном жизнеописании нам кажутс€ важными не те или иные подробности, а общий тон книги, обща€ оценка автора, верность понимани€ им своего геро€. ј в этом »рвинг —тоун добилс€ правды.

ќн сумел верно пон€ть цели, успехи и неудачи в жизни ƒжека Ћондона. ≈го аргументаци€ сильна.

√ораздо слабее оказалс€ »рвинг —тоун в объ€снении причин жизненной трагедии писател€. ќн рассказывает нам о неумении Ћондона распор€жатьс€ деньгами, показывает, как долги толкали его к сочинительству малохудожественных произведений, как творческое перенапр€жение породило у него усталость, а затем и разочарование в писательском труде.

Ќо —тоун не показывает вли€ни€ на Ћондона американских традиций, окружающей среды, которые в действительности определили и содержание творчества писател€ и его судьбу. ј они-то в конечном счете и привели ƒжека Ћондона к духовному и творческому кризису.

Ќи в одной стране мира культ денег не существует в столь наглообнаженной форме, как в —Ўј. ƒоллару поклон€ютс€ и чт€т его не ниже самого всевышнего. ƒух наживы пронизывает все сферы американской жизни, заражает все возрасты и все классы, определ€ет мораль и вкусы, взгл€ды и цели.  ульт доллара и всепроникающий дух наживы клеймили великие американцы ”олт ”итмен, ћарк “вен, “еодор ƒрайзер, против него боролись тыс€чи простых людей —Ўј, но и по сей день он с утроенной силой лихорадит американское общество. Ёто первое, что необходимо учитывать, пыта€сь пон€ть причины личной трагедии ƒжека Ћондона.

ƒалее, нельз€ забывать, что Ћондон вступил в литературу, когда в ней сильны были традиции так называемых Ђнежных реалистовї Ц авторов сладеньких романов и рассказов, обход€щих жестокую правду американской действительности, ее социальные конфликты, ее противоречи€ и пороки. ЂЌежные реалистыї выступали против обсуждени€ проблем, Ђнарушающих общественное равновесиеї, против изображени€ Ђгрубогої, Ђвульгарногої в жизни. ќни шли в русле традиций буржуазной морали и церкви. ”твержда€ в своих произведени€х все американское, они пытались утверждать и капиталистический строй, замалчива€ его все более обнажающиес€ пороки.

—тремление некоторых писателей изобразить жизнь такою, как она есть, обратитьс€ к темам, волнующим простого человека, использовать литературу в борьбе против социальной несправедливости подавл€лось и издател€ми и критикой.

—удьбу многих писателей-реалистов, современников Ћондона, исковеркала капиталистическа€ јмерика. ќна подкупила талантливого ’эмлина √арленда, начавшего свой творческий путь откровенными рассказами о разор€ющемс€ американском фермерстве. ќна третировала и объ€вила Ђбезнравственнымї самобытного художника —тивена  рейна, рисовавшего жизнь низов американского города. ќна затравила √енри ‘уллера, пытавшегос€ выступить с разоблачени€ми бизнесмена. ќна на дес€тилетие принудила умолкнуть “еодора ƒрайзера, объ€вив аморальным его первый роман Ц Ђ—естра  ерриї, ћрак “вен, великий сатирик и отважный человек, вынужден был, по его собственному признанию, всю жизнь писать полуправду из опасени€ потер€ть кусок хлеба дл€ семьи.

≈сть и еще один момент, мимо которого нельз€ пройти, стара€сь у€снить причины перелома в творческом развитии ƒжека Ћондона после 1910 года.

Ќа рубеже веков —оединенные Ўтаты превратились в агрессивную империалистическую державу. Ўирокое распространение получают здесь теории расового превосходства англосаксов, книги, воспевающие колонизаторов. — подобными произведени€ми выступают социологи ƒжошуа —тронг, ƒжон ‘иск, будущий президент “еодор –узвельт.

Ўовинистическа€ и расистска€ пропаганда заметно вли€ла на сознание американца. —казывалась она и на рабочем движении. Ёто выражалось в дискриминации рабочих иностранного происхождени€, в отказе принимать в профсоюз негров и т. д. ќтразилась она и на мировоззрении даже прогрессивно мысл€щих людей того времени.

Ёти социальные факторы: господствующий дух наживы, реакционные литературные традиции и расистска€ идеологи€ Ц по-разному в разное врем€ и в различной степени оказали вли€ние на ƒжека Ћондона и сыграли негативную роль в его судьбе.

Ќа поверхности было глубокое отвращение Ћондона к писательскому труду, а подоплекой был гнет издателей, прессы, так называемого Ђобщественного мнени€ї. Ќа поверхности оказались такие низкопробные недостойные пера Ћондона романы, как Ђѕриключениеї и проникнутый расовыми предрассудками Ђћ€теж на ЂЁльсинореї, а причиной их по€влени€ Ц соблазнительна€ возможность заработать, подобно дес€ткам предприимчивых литераторов, на вкусах невзыскательного читател€.

Ќа поверхности было по€вившеес€ к концу жизни желание расширить свое ранчо, построить роскошный ƒом ¬олка, а основой Ц развращающее вли€ние торгашеской јмерики.

“ворчество Ћондона, отразившее противоречи€ действительности и общественных движений, т€желую борьбу в душе самого художника, неравноценно по своему художественному и идейному уровню. Ќ.  .  рупска€ рассказывала, как читала ¬ладимиру »льичу за два дн€ до смерти рассказ ƒжека Ћондона ЂЋюбовь к жизниї, который, по ее словам, Ћенину чрезвычайно нравилс€. ѕрочла Ќадежда  онстантиновна »льичу и другой рассказ Ћондона Ц о капитане, обещавшем владельцу корабл€ выгодно сбыть груз пшеницы: капитан, чтобы только сдержать слово, готов пожертвовать жизнью. –ассказ был пропитан буржуазной моралью.

Ђ«асме€лс€ »льич и махнул рукойї, Ц вспоминала Ќадежда  онстантиновна.

—оветский читатель любит в творчестве Ћондона все сильное, свежее, проникнутое подлинной верой в человека. ≈го романы Ђћартин »деиї, Ђћорской волкї, ЂЅелый клыкї, Ђ∆елезна€ п€таї, повесть Ђ«ов предковї, рассказы северного цикла (такие, как ЂЋюбовь к жизниї), новеллы из сборника Ђƒорогаї и сборников, посв€щенных южным мор€м, Ђќтступникї, Ђ—ила сильныхї, Ђћексиканецї, статьи и очерки Ћондона Ц шедевры американской и мировой литературы. √лавным образом это произведени€, написанные до 1910 года. »менно благодар€ им писатель жив в сердцах миллионов. » Ћондон написал бы немало еще великолепных вещей, не изуродуй, не исковеркай его душу капиталистическа€ јмерика. Ќо есть у писател€ вещи, художественно слабые, отражающие его буржуазные предрассудки.

— первых же шагов ощутил он на себе сокрушающее воздействие буржуазных литературных традиций, издателей, прессы, формирующей общественное мнение, церкви. —тоун не сообщает, что написанна€ Ћондоном в 1898 году, на заре творческой де€тельности, стать€ Ђ¬опрос о максимумеї, котора€ доказывала неизбежность превращени€ капиталистического стро€ в олигархию и его гибель, была куплена издател€ми и в течение семи лет не печаталась. „то пламенна€ его стать€ Ђ–еволюци€ї, котора€ подводила итоги социалистического движени€ и смело за€вл€ла о неумолимом приближении социалистической революции, была приобретена издателем Ђ ольерсаї и не публиковалась до 1908 года.

ƒва с половиной критических года мировой истории!

—тоун пишет об издателе ћак- люре как о благодетеле молодого Ћондона. Ќо вот как сам автор Ђћартина »денаї охарактеризовал ћак- люра: Ђќн хотел сделать из мен€ евнуха, хотел, чтобы € писал мелочные, ограниченные, беззлобные буржуазные рассказы, он хотел, чтобы € встал в р€ды умных посредственностей и тем потворствовал бесхарактерным, ожиревшим, трусливым буржуазным инстинктамї. Ћондон почувствовал, как ћак- люр, ссужа€ щедрые авансы, все крепче забирает его в руки и решительно порвал с ним.

¬ своих стать€х Ћондон гневно протестовал против реакционных традиций и политики издательств, вынуждающих писател€ создавать произведени€ малохудожественные, фальшивые; именно такие книги обеспечивают высокие гонорары, а правдивые произведени€ издатели отвергают.

¬ырвавшись из-под опеки ћак- люра, Ћондон почувствовал себ€ увереннее. Ќа предложени€ издателей опустить наиболее Ђопасныеї места в сочинени€х он отвечает отказом. “ак было с очерками ЂЋюди бездныї, с романом Ђ∆елезна€ п€таї. ќн пишет в эти годы (1902-1909) на темы, к которым влекут его талант и гражданска€ совесть. »менно в эти годы созданы его наиболее зрелые рассказы, романы, статьи и очерки. »менно в эти годы ћаксим √орький писал: Ђƒжек Ћондон пробил огромную брешь в литературной плотине, котора€ окружала јмерику с тех пор, как средний класс, состо€щий из промышленников и лавочников, пришел к властиЕ »дет велика€ пролетарска€ литература, и ƒжек Ћондон будет чествоватьс€, потому что он прокладывал путьї.

ќднако давление буржуазной прессы и критики не прекращалось ни на минуту; и чем откровеннее выступал писатель против общественной системы —Ўј, тем €ростнее становились атаки. Ќа Ћондона сыпались обвинени€ в социализме, безнравственности, в плагиате, его книги запрещались, газеты с радостью подхватывали лживые сплетни о жизни писател€. —ледствием злобной травли €вилось охлаждение читател€ к произведени€м ƒжека Ћондона. ј главное Ц горький осадок оставалс€ в душе писател€.  о всему присовокупл€лось вли€ние реакционной идеологии, духа наживы, господствовавшего в јмерике. » писатель, согласившийс€ вначале на незначительные уступки (как было с идиллическим финалом Ђћорского волкаї), пошел на более серьезные.

ƒжек Ћондон, искренне преданный иде€м революции, одна из виднейших фигур американского социалистического движени€ начала XX века, в дес€тых годах начинает отходить от активной общественной де€тельности. Ётому содействовали раскол, переживаемый —оциалистической партией, и прин€тое в 1912 году партийной конференцией добавление к уставу, означавшее, что парти€ отказываетс€ от революционных методов борьбы и даже изгон€ет из своих р€дов тех, кто их защищает.

“ак исключен был выдающийс€ руководитель пролетариата Ѕилл ’ейвуд.

ƒжек Ћондон не мог не переживать разочаровани€ от победы курса на реформистские методы, и это, конечно, усиливало индивидуалистические тенденции в его мировоззрении. ѕостепенно он почти утрачивает св€зь с социалистическим и рабочим движением —Ўј, хот€ свои революционные идеалы он сохранил до конца.

¬ последние годы жизни Ћондон т€жело болел, им овладело отвращение к писательской де€тельности. ¬ порыве откровенности он за€вл€ет, что, будь его вол€, он никогда бы не прикоснулс€ пером к бумаге Ц разве лишь, чтобы написать социалистическую статью и выразить буржуазному миру, как глубоко он его презирает.

Ћондон был способен жить, только что-то открыва€, занима€сь чем-то значительным Ц и в своих глазах и в глазах окружающих; он мог жить только среди друзей, представителей честной јмерики, ежечасно ощуща€ их моральную поддержку. ѕережива€ неудачи, Ћондон искал отдохновени€ в творчестве, но и процесс творчества становилс€ ненавистен ему.

ќн мог бы обратитьс€ к общественной де€тельности, котора€ однажды уже вывела его из мучительного кризиса, но порвались его св€зи с соратниками по борьбе.

ќднако до последних своих дней ƒжек Ћондон был человеком, преданным идее освобождени€ труд€щихс€. ќб этом свидетельствует написанное им за год до смерти предисловие к антологии Ђ«ов к справедливостиї Ц здесь он говорил о необходимости строить новую культуру, котора€ раскрывалась бы в любви к человеку. Ђћы уже знаем, Ц писал Ћондон, Ц как создаютс€ боги. ѕришло врем€ создавать мирї. ќ том же говорит и отношение писател€ к простым труженикам (это хорошо показано в книге —тоуна), и мотив, которым он объ€снил свой уход из зараженной оппортунизмом —оциалистической партии.

ѕолучи рабочее движение јмерики новый толчок к развитию, писатель примкнул бы к наиболее революционному его крылу, и, несомненно, доживи до ¬еликого ќкт€бр€, Ћондон приветствовал бы его торжество так же, как приветствовал русскую революцию 1905 года.

ќтметим, что выдвигаема€ »рвингом —тоуном верси€ о самоубийстве ƒжека Ћондона в последние годы подверглась основательной критике и была литературоведами отвергнута. ѕодробнее об этом Ц в послесловии.

ќстановимс€ еще на одном положении, которое, возможно, и не заслужило бы специального разъ€снени€, не стань оно общим местом в стать€х зарубежных литературоведов. –ечь идет о Ђницшеанствеї Ћондона.

¬след за буржуазными литературоведами, которые упорно зачисл€ют прогрессивного писател€ в разр€д Ђницшеанцевї, ». —тоун называет реакционного немецкого философа ‘ридриха Ќицше одним из духовных отцов ƒжека Ћондона Ц нар€ду с  арлом ћарксом и √ербертом —пенсером.  стати сказать, автор романа Ђ ак закал€лась стальї, замечательный советский писатель Ќиколай ќстровский тоже причисл€етс€ некоторыми буржуазными критиками к Ђницшеанцамї. ‘акты, однако, показывают, что, называ€ ћаркса и —пенсера своими учител€ми, Ћондон никогда не считал своим учителем Ќицше. Ќицшеанские идеи сказались главным образом на некоторых поздних произведени€х писател€. Ќет оснований утверждать, что до 1903 года Ц года творческой зрелости Ц Ћондон вообще был знаком с работами немецкого философа, малоизвестного в то врем€ в —Ўј. » первый же свой роман, где упоминалось им€ Ќицше, Ђћорской волкї (1904) Ћондон посв€тил разоблачению ницшеанского Ђсверхчеловекаї. “ой же задаче должен был, по замыслу, служить и Ђћартин »деиї (1909).  ритиков, видимо, сбило с толку то, что некоторые герои Ћондона (например, ¬ульф Ћарсен из Ђћорского волкаї) Ц ницшеанцы. Ќо Ћондон развенчал Ћарсена, показал, что он обречен на гибель.

ќсновой философии Ќицше €вл€лась иде€ подчинени€ массы господину. Ћондон же, как известно, был сторонником революционной борьбы против господ и победы массы над кучкой власть имущих. ќн не питал, подобно Ќицше, ненависти к социализму Ц напротив, был его убежденным сторонником и за него боролс€. ” реакционного философа человек аморален. Ќицше проповедовал: Ђпадающего подтолкниї. ” Ћондона основное качество положительных персонажей Ц душевное благородство, товарищеска€ взаимопомощь. ¬ романе Ђ∆елезна€ п€таї (1908) он показал, что выдающа€с€ личность должна действовать во им€ счасть€ массы, труд€щихс€, и в том увидел ее величие. ¬ыразитель идей Ћондона в этом романе Ёнтони ћередит презрительно именует Ќицше Ђбесноватым философомї.

¬есь гуманистический пафос творчества ƒжека Ћондона в корне противоречит человеконенавистнической философии ницшеанства. ƒа и облик самого Ћондона, человека великодушного, щедрого, готового последним поделитьс€ с товарищем, Ц таким он правильно рисуетс€ в книге ». —тоуна Ц никак не в€жетс€ с представлени€ми о лишенном моральных устоев, исповедующем культ силы ницшеанском герое-одиночке.

ј вот что сам ƒжек Ћондон написал о ницшеанстве всего за мес€ц до смерти: Ђћартин »денї и Ђћорской волкї Ц задолго до Ђћартина »денаї Ц были протестом против философии Ќицше постольку, поскольку ницшеанска€ философи€ доводит силу и индивидуализм вплоть до войны и уничтожени€, выступает против сотрудничества, демократии и социализма. ћирова€ война Ц вот вам логический результат ницшеанской философииї.

 нига »рвинга —тоуна, разумеетс€, не исчерпывает всего богатства документов и фактов, св€занных с биографией большого и интересного писател€. ќсобенно досадно, что автор почти ничего не говорит о взаимоотношени€х ƒжека Ћондона с наиболее Ц передовыми его современниками, недооценивает его роль как одного из первых попул€ризаторов социализма на страницах ведущих американских журналов (на эти недостатки в свое врем€ указывала газета Ђƒейли уоркерї). ѕочти ничего не узнает читатель из книги —тоуна о внимании Ћондона к русской культуре и русскому революционному движению.

¬озможно, автору было неизвестно, что в 1905 году Ћондон подписал воззвание американского ќбщества друзей русской свободы, энергично поддержавшего русских революционеров и собиравшего дл€ них деньги.

¬есной 1906 года, когда по заданию партии в јмерику приехал √орький, Ћондон был в числе тех, кто материально и морально пришел на помощь революционной –оссии.

Ђћор€к в седлеї Ц не монографи€, а жизнеописание, и писатель не ставит своей целью анализировать творчество ƒжека Ћондона. Ќо нужно иметь в виду, что и некоторые краткие оценки —тоуна подчас крайне субъективны (в важнейших случа€х это отмечено нами в сносках).

»ногда автор говорит о малозначительных произведени€х Ћондона и не замечает существенно важных. —татью Ћондона о романе ћ. √орького Ђ‘ома √ордеевї, сыгравшую принципиальную роль в развитии взгл€дов писател€ на литературу, и р€д других его статей —тоун даже не упоминает. ќднако, несмотр€ на отмеченные недостатки, книга »рвинга —тоуна представл€ет немалый интерес. “ем более что от первой и до последней страницы она проникнута искренней любовью к выдающемус€ сыну американского народа. ƒжек Ћондон, по словам —тоуна, был с детства дл€ него великим примером. Ўести лет познакомилс€ он с рассказами выдающегос€ писател€, и книги его сыграли решающую роль в формировании образа мыслей —тоуна. Ђћартин »деиї вдохновил —тоуна на писательскую де€тельность. » не его одного: Ђѕочти во всех странах мира, Ц признаетс€ —тоун, Ц € встречал авторов, которые увер€ли, что своим побудительным импульсом и твердой решимостью стать писател€ми они об€заны чтению Ђћартина »денаї и других захватывающих романов ƒжека Ћондонаї. — п€тнадцатилетнего возраста леле€л »рвинг мечту создать биографию писател€. ќна была написана в 1938 году, с тех пор неоднократно переиздавалась и остаетс€ одной из лучших книг о жизни ƒжека ЋондонаЕ

¬иль Ѕыков

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1596 - | 1358 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.