Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема є 8. –оль ценностей




¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ-√”ћјЌ»“ј–Ќќћ ѕќ«ЌјЌ»»

ѕрирода ценностей и их классификаци€. ».  ант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. ”чение о ценност€х ¬.ƒильте€, √.–иккерта. ѕринципы Ђлогики социальных наукї  . ѕоппера. ќценочные суждени€ в науке и необходимость Ђценностной нейтральностиї в социальном исследовании. ¬ненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

¬ социально-гуманитарных науках важную роль играет аксиологический подход к социальным €влени€м. ѕроблема ценностей была сформулирована —ократом в вопросе: Ђ„то есть Ѕлагої. ѕозднее ».  ант,разделив природный мир как мир необходимости и нравственный мир как мир свободы, определил главную проблему ценностного подхода: как соотнести должное (эталонное, идеальное) и сущее (реальное). Ќа основе этих идей –. Ћотце (1817Ц1881) создал самосто€тельное учение Ц аксиологию Ц учение, изучающееценности как смыслообразующие основани€ быти€ человека.÷енности могут трактоватьс€ и как предмет, полезный дл€ человека, и как идеал чего-то или кого-то, и как норма-образец.

÷енность Ц это, прежде всего,предмет или норма поведени€, которые характеризуютс€значимостью дл€ человека, одобр€ютс€ определенной группой людей и соотнос€тс€ с истиной, красотой и справедливостью. ÷енности классифицируютс€ по разным основани€м:

Ц материальные и духовные,

Ц объективные и субъективные,

Ц абсолютные и относительные,

Ц религиозные, философские, этические, эстетические, научные.

Ќаиболее важной классификацией ценностей €вл€етс€ их деление на абсолютные ценности, т.е., раздел€емые всеми людьми (жизнь, здоровье, любовь, красота, истина, справедливость, свобода, счастье и т.д.) и относительные ценности, т.е., раздел€емые только определенной группой людей (деньги, слава, наслаждение, власть, статус и т.д.).

÷енности задают направленность и мотивированность человеческой жизни. ÷енности Ц это интерпретации, в которой человек выражает свои предпочтени€.ќни соотнос€тс€ с оценкой (сопоставление с идеалом) и целью (прообраз достигаемого будущего). ÷енности отвечают на вопрос: дл€ чего нужна та или ина€ де€тельность, а цель Ц на вопрос: что должно быть получено в де€тельности (¬. —тепин). ќни позвол€ют человеку ориентироватьс€ в жизни, выдвигать правильные цели и стремитьс€ к их достижению.

÷енностихарактеризуютс€ также изменчивостью в истории, в разное врем€ и в разных обществах господствую те или иные ценности. ќни играют важное значение в обществе, так как пор€док в обществе зависит от существовани€ общих, раздел€емых всеми людьми, ценност€ми. ¬ современном обществе можно выделить следующие универсальные ценности: система коммуникации, система родства, религи€, технологи€, социальна€ стратификаци€, культура единства, бюрократи€, деньги и рынок, социальные нормы, система демократических объединений (“. ѕарсонс).

ѕредставители аксиологии исследовали различные аспекты быти€ ценностей. “ак, √. –иккерт считал высшими ценност€ми: науку, искусство, мистику, этику, прагматику, религию. ќн указывал, что философи€ присутствует во всех этих ценност€х. ћ. ’айдеггер сформулировал важнейшую установку аксиологии: Ђглавным дл€ человека €вл€етс€ удостоверитьс€ в своей собственной ценностиї.  . ѕоппер считал, что в логике социальных наук важное место занимают ценности Ђоткрытого обществаї (главное Ц развитие человека, в этом смысл истории, других целей не должно быть). ћ. ¬ебер особо указывал на значение ценностно-рациональных действий человека, его ориентацию на человека, который дл€ него €вл€етс€ Ђ«начимым другимї, т.е. авторитетом, кумиром, идолом. ќн считал, что в основе ценностно-рационального действи€ лежат, а) долг человека, б) соотнесение действи€ с представлением о должном, в) иррациональное стремление к ценности. ћ. ѕолани считал, что в социально-гуманитарных науках учЄный опираетс€ на €вные (работа по социальному заказу) или не€вные (вли€ние социальной позиции) ценностные предпочтени€.

¬ социально-гуманитарных науках можноориентироватьс€ на два основных принципах: а) на принцип соотнесени€ знани€ с оценкой, т.е. с ценностью (ћ. ѕолани) или б) принцип свободы знаний от оценок, т.е. от ценностей. (Ё. ƒюркгейм).¬ажнейшим условием достижени€ истины в социально-гуманитарных науках€вл€етс€ стремление ученого к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знани€ от оценок). ¬ данных науках истинность социальных теорий провер€етс€ как практикой, соотнесенностью с уже доказанными теори€ми, так и с помощью вненаучных критериев, например, с помощью принципов красоты и простоты (все красивое и простое, как правило, правильно).

–≈ ќћ≈Ќƒ”≈ћјя Ћ»“≈–ј“”–ј

1. ¬ебер ћ. —мысл Ђсвободы от оценкиї в социологической и экономической науке. Ц ¬ кн.: »збранные произведени€. Ц ћ., 1990

2. ћикешина Ћ. ј. ÷енностные предпосылки в структуре научного познани€. Ц ћ., 1990

3. Ўохин ¬.  .  лассическа€ философи€ ценностей. Ц ћ., 1998





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1263 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

725 - | 645 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.