Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒва основных вида прана€мы 1 страница




ѕрана€мы дел€тс€ на два основных вида, в зависимости от соотношени€ между выдохом, вдохом и задержкой дыхани€:

~ сама-вритти-прана€ма Ч когда все части прана€мы выполн€ютс€ в одинаковой пропорции. ќна пригодна дл€ начинающих.

~ вишама-вритти-прана€ма Ч здесь длительность выдоха вдвое больше длительности вдоха, а задержка дыхани€ после вдоха в четыре раза больше самого вдоха, т.е. соблюдаетс€ пропорци€ 1:4:2. Ёта прана€ма пригодна дл€ опытных практиков.

√лава 25
”правление пранами с помощью глаз

√лаза и видение энергии изначальной ћудрости

√лаза €вл€ютс€ дверью и источником видени€ энергии естественного состо€ни€. „ерез правый глаз про€вл€етс€ энерги€ естественного состо€ни€, котора€ постигает относительный мир. „ерез левый глаз по€вл€етс€ си€ние пустотного бинду, т.е. си€ние изначального пространства. Ёто исконное сознание, воспринимающее чистую недвойственность.

—уществует также точка в центре макушки головы, благодар€ которой про€вл€ютс€ сферы света, подобные много€русным цепочкам. »х свет выражает естественное состо€ние за пределами мыслей.

Ќаправл€€ глаза вниз, йогин активизирует нижние праны, элемент земли и воды. Ќаправл€€ взгл€д вверх, йогин активизирует элемент ветра. Ќаправл€€ взгл€д пр€мо перед собой, йогин успокаивает ветры. Ќаправл€€ взгл€д вправо, йогин придает методу силу. Ќаправл€€ взгл€д влево, йогин углубл€ет мудрость и €сность созерцани€.

ѕ€ть видов тантрического взгл€да, используемых в практике

¬ тантризме придаетс€ большое значение взгл€ду и выражению глаз. —уществуют п€ть основных видов взгл€да.

ѕервый Ч Ђгневныйї или Ђуничтожающийї взгл€д, когда глаза направлены ко лбу вверх, на выдохе. ¬ различных магических тантрах такой взгл€д используетс€ дл€ рассеивани€ отрицательных карм или уничтожени€ негативного магического воздействи€ со стороны враждебных существ. ¬ ƒжьоти-йоге гневный взгл€д используетс€, когда йогин чувствует, что его клонит в сон.

¬торой вид взгл€да Ч Ђподчин€ющийї. √лаза направлены влево, на вдохе. Ётот взгл€д называетс€ Ђвзгл€дом мудростиї, он способствует углублению осознавани€.

“ретий взгл€д Ч Ђзаклинающийї, глаза направлены вправо и немного вверх, и выполн€етс€ задержка дыхани€. ¬ других традици€х его называют Ђвзгл€дом, способствующим усилению методаї. ¬ частности, он может усиливать развитие видений в ƒжьоти-йоге.

„етвертый взгл€д Ч Ђввод€щий в оцепенениеї. √лаза неподвижно направлены на кончик носа или немного вниз, между выдохом и вдохом делаетс€ пауза. Ётот взгл€д также называют Ђмиролюбивым взгл€домї. ќн полезен в практике созерцани€ дл€ объединени€ сознани€ с пранами, если ум слишком возбужден.

ѕ€тый Ч Ђосвобождающийї взгл€д, когда глаза смотр€т пр€мо вперед. ќн используетс€ дл€ созерцани€, когда ум находитс€ в равновесии.

—уществует также особый вид взгл€да Ч круговой, который следует выполн€ть при опытах видени€ си€ющих сфер, чтобы впитать эти видени€.

ѕрактику€ п€ть видов взгл€да, йогин оставл€ет свой взгл€д в свободе.

 аждому взгл€ду соответствуют свои особые позы тела, которые непосредственно объ€сн€ютс€ ”чителем, благодар€ этому соответствию начинают возникать видени€.  огда йогин практикует созерцание, использу€ п€ть видов взгл€да, он спонтанно постигает свое естественное состо€ние, поскольку его внутреннее сознание соедин€етс€ с внешней абсолютной природой. Ѕлагодар€ тому, что тело принимает определенную позу, течение праны в каналах регулируетс€, и движение ветров стабилизируетс€. »з-за того, что взгл€д неподвижно направлен в пространство пр€мо перед собой, ветры успокаиваютс€. “огда возникают видени€, внутреннее и внешнее пространство начинают смешиватьс€.

Ђƒвижение потока праны вверх означает уничтожение преп€тствий, вниз Ч умиротворение, движение под углом привлекает и очаровывает других, пр€мой неподвижный взгл€д парализует, а действие пространства присутствует во всех этих направлени€хї.

ЂЎива —вародай€ї (159)

√лава 26
√лавные источники праны

Ќакопление праны €вл€етс€ важнейшим моментом в практике Ўакти-€нтры. ƒо тех пор, пока праны недостаточно, наше осознавание не будет пребывать в единстве со ¬севышним Ђяї. “олько с накоплением достаточного количества праны возможно достичь ќсвобождени€. ѕоэтому подлинный ћастер всегда ищет способы, как увеличить количество потребл€емой им праны с тем, чтобы песту€ ее, заставить циркулировать по каналам.

¬ течение многих тыс€ч лет сиддхи, риши и бессмертные медитировали, тщательно изуча€ различные способы достижени€ ќсвобождени€ и физического бессмерти€. Ќекоторые из них практиковали тайные учени€ –аспа€ны и  ай€-кальпы Ч внешние практики, позвол€ющие достичь бессмерти€ с помощью различных алхимических составов и растительных препаратов из минералов, растений, драгоценных камней. ѕозже в процессе своих поисков и экспериментов, сиддхи обнаружили, что во внешнем мире есть большое количество источников энергии, которые можно использовать дл€ достижени€ бессмерти€ тела. ≈сли узнать, по каким законам действует эта прана и как ее накапливать, то можно восполнить в своем теле недостающий уровень энергии.

√лавные источники энергии

”чение ѕрана-видь€ говорит, что существует несколько главных источников энергии (праны):

~ вселенска€ энерги€ (махапрана) Ч это космическа€ прана как такова€, котора€ находитс€ в пространстве, в окружающих элементах и во всех живых существах,

~ прана земли Ч относитс€ к энергии красной бинду, ее природа Ч лунна€, влажна€,

~ прана солнца Ч относитс€ к энергии белой бинду, ее природа Ч гор€ча€,

~ прана воздуха Ч это прана, наход€ща€с€ в воздухе, которым мы дышим, ее можно накапливать с помощью зан€тий прана€мой или дыханием телом.

¬торичные источники праны

¬торичные источники таковы:

~ растени€, которые усваивают прану воздуха, прану солнца и вселенскую махапрану,

~ животные, которые питаютс€ растени€ми,

~ камни и минералы.

–астени€, плоть животных и минералы содержат в себе вторичную прану, котора€ трансмутирована их телами. Ёта прана €вл€етс€ энергией более низкого качества.

√лава 27
“онкие капли
(бинду)

—ущностна€ творческа€ капл€

—ущностна€ творческа€ капл€ в нашем теле Ч это тонкий отпечаток частиц п€ти элементов (земли, воды, огн€, ветра и пространства) в чистом, свободном, концентрированном виде. ќна неотделима от ясного —вета.

“онка€ творческа€ капл€ переходит из одной жизни в другую, вплоть до ѕросветлени€, вместе с потоком чистого сознани€ ясного —вета и тонкой праной.

¬ промежуточном состо€нии после смерти на творческую каплю действуют тонкие ветры (кармы человека) и она зарождает будущее физическое тело, в котором человек родитс€. ¬ход€ в сперму и €йцеклетку будущих отца и матери, она одушевл€ет их, дает им жизнь и рост.

“онка€ капл€ и фазы луны

—ущностна€ бинду движетс€ по каналам тела согласно цикличности лунных фаз. ¬ момент полнолуни€ бинду поднимаетс€ к темени. Ќа убывающей луне бинду спускаетс€ по одной стороне тела, на возрастающей луне она поднимаетс€ вверх по другой стороне. ¬ момент, когда тонка€ сущностна€ капл€ находитс€ в темени, п€ть основных пран тоже собираютс€ там. Ѕлагодар€ этому в этот день легче всего ввести праны в сушумну. ѕоэтому тантры рекомендуют полнолуние, как подход€щее врем€ дл€ практик с ветром и каналами.

 расна€ и бела€ капли

ѕри образовании тела сущностна€ капл€ раздел€етс€ на красную и белую (под этими капл€ми имеютс€ в виду мужские и женские энергии в теле). Ћоб (межбровье) Ч место белых капель, а красные капли здесь слабее. »стинное место белых капель Ч лобна€ чакра (аджна). √лавные точки пребывани€ красных капель Ч пупок, половой орган и горло. «десь красна€ капл€ преобладает, а бела€ в небольших количествах. ¬ сердце белые и красные капли уравновешены по силе.

Ђ—ем€ дво€ко: белое и красное. Ѕелое зовут шукла, красное именуют махараджасї.

ћахасиддх √оракшанатх Ђ√оракшашатакаї (1.72)

Ѕелую каплю символизирует мужска€ сперма, красную Ч секрет в теле женщины или €йцеклетка.

Ђ–аджас размещаетс€ в области пупка и схож с красной жидкостью. Ѕинду размещаетс€ в области луны (у нЄба). “рудно достижим их союзї.

ћахасиддх √оракшанатх Ђ√оракшашатакаї (1.73)

” неочищенного человека эти капли двигаютс€ беспор€дочно по каналам под воздействием ветров (кармических склонностей). ќчища€ каналы и праны, йогин соедин€ет эти капли.

ЂЅинду есть Ўива; раджас есть Ўакти. Ѕинду есть луна; раджас есть солнце. Ћишь через их союз йогин обретает высшее ќсвобождение.  огда раджас приводитс€ в движение возбуждением силы  ундалини благодар€ дыханию (вайю), осуществл€етс€ союз с бинду, и тело становитс€ божественнымї.

ћахасиддх √оракшанатх Ђ√оракшашатакаї (1.74 Ч 75)

ƒругие творческие капли

¬ нашем теле существуют творческие капли, которые рождаютс€ вместе с телом и живут, пока живет тело:

~ капл€ бодрствовани€, тела, расположенна€ в аджна-чакре,

~ капл€ речи (вибраций) сна, звука, расположенна€ в горловой чакре,

~ капл€ сознани€, глубокого сна, мысли, расположенна€ в области груди,

~ капл€ сексуального блаженства, мудрости, глубинного сознани€, расположенна€ в области пупа (манипура-чакра).

Ёти капли более грубы по сравнению с тонкой творческой каплей и не переход€т в следующую жизнь после смерти.

“онкие капли и неведение

 апли Ч это центральные точки скоплени€ тонких энергий. “онкие капли прит€гивают тонкие энергии в теле и соответствующие им преп€тстви€ в сознании, которые порождают нечистые кармы.  огда кармические энергии движутс€ ко лбу и к пупку, человек бодрствует.  огда они вход€т в горло и каплю в половом органе (свадхистану), человек видит сны.  огда эти праны скапливаютс€ в сердце, человек входит в глубокий сон. —ознание, резониру€ на состо€ние энергий и капель, впадает то в сон со сновидени€ми, то в глубокий сон, то переживает блаженство, то бодрствует. ¬се это врем€ его воспри€тие нечисто, т.к. капли загр€знены, а потому вид€тс€ образы, слышатс€ звуки и т. д., омрача€ сознание.

‘ункции тонких капель

 ажда€ из капель св€зана с определенным состо€нием ума.  огда человек бодрствует, ветры собираютс€ в области капли тела (межбровье). ¬о сне со сновидени€ми активизируютс€ капли речи (горловой чакры). ¬о сне без сновидений Ч ветер скапливаетс€ в области капли сознани€ (анахата-чакра). ¬ момент наивысшего блаженства Ч пике энергии при оргазме, ветры собираютс€ в области капли пупа (манипура). «адачей йогина €вл€етс€ очищение этих капель, чтобы ветры энергий скапливались внутри центрального канала.

 огда эти неочищенные капли активизированы, начинаетс€ процесс разворачивани€ самскар и проекций внешней и внутренней реальности, которые мы воспринимаем как видимый мир. ¬етры прит€гиваютс€ к капл€м, насыща€сь их субстанцией, и образуют замутн€ющие ясный —вет вибрации: видимые образы, звуки, запахи и т.д.

— помощью капли в межбровье мы бодрствуем; видим иллюзии в снах - с помощью капли горла; находимс€ в бессознательном неведении - благодар€ капле сердечной чакры; испытываем блаженство оргазма с помощью капли в пупке.

ћесторасположение капель со сходными функци€ми:

~ лоб Ч пупок (бодрствование, сексуальный экстаз),

~ горло Ч лобок (сновидени€),

~ сердце Ч кончик полового органа (сон без сновидений).

Ћингамы

Ћингамы Ч это места максимальной концентрации красных и белых капель. —огласно ”чению йога-тантры в физическом теле насчитываетс€ двенадцать точек, в которых размещаютс€ лингамы. Ћингам Ч это чиста€, тонка€ светова€ субстанци€, означающа€ принцип Ђединства энергии и осознавани€ї. »з двенадцати точек, три наиболее важны.

ќдин лингам находитс€ в муладхара-чакре, его называют сва€мбху-лингам.

¬торой лингам (итара-лингам) находитс€ в аджна-чакре.

¬ сахасрара-чакре находитс€ третий Ч пара-лингам. Ёто означает, что эти три чакры обладают наиболее важными, с точки ѕросветлени€, тонкими субстанци€ми энергии-сознани€. ¬ районе сердечной чакры, в центре груди, находитс€ бана-лингам, считаетс€, что в этом месте белые и красные капли наход€тс€ в равновесии.

”правление сознанием концентрацией на капл€х

≈сли клонит в сон, йогин должен концентрироватьс€ на капле в межбровье (аджна-чакра), благодар€ этому бодрствование не покинет его.

„тобы генерировать €сные сны и практиковать …огу —новидений, йогин концентрируетс€ на капле вибраций, речи в горле (в вишуддха -чакре).

„тобы пробудить тонкое присутствие осознанности ясного —вета, йогину следует концентрироватьс€ на капле в чакре сердца (анахате).

„тобы раскрыть глубокое осознавание ясного —вета, переживаемое нераздельно с сильной энергией блаженства, йогин использует пупочную чакру (манипуру), где капл€ блаженства дает возможность пережить подлинную ѕустоту.

√лава 28
—в€зь праны и сознани€:
¬садник-ум верхом на коне ветра

Ђѕодчини кон€ дыхани€
”м Ч хоз€ин п€ти чувств,
он Ч глава в жилище тела.
¬ерхом на коне он едет к сужденной цели.
”мело управл€ет конем,
слабого он сбрасывает прочь.
Ётот конь Ч дыхание праныї.

–иши “ирумулар Ђ“ирумантирамї,
тантра 3 (564)

¬садник-ум

¬ тантре есть метафоры, объ€сн€ющие взаимодействие праны и ума. ѕо каналам перемещаетс€ прана, а вместе с ней принцип сознани€ Ч ум. ѕрану уподобл€ют слепому коню, а ум Ч хромому всаднику. ¬садник символизирует принцип сознани€, который есть в любом переживании. ¬садник-ум не может двигатьс€ сам по себе, а только Ђверхом на пранеї.  аждый по одиночке беспомощен, но вместе они могут двигатьс€ и достигать цели. ѕрана слепа, т.к. не имеет сознани€ и движетс€ хаотично. ”м имеет представление куда двигатьс€, но не может делать это без праны. Ќе было бы сознани€, прана была бы неуправл€ема, а без праны ум не может передвигатьс€, поэтому прана и ум взаимосв€заны.  аналы, по которым движетс€ прана, представл€ют дороги в теле. ¬ыражение Ђвсадник ума ездит верхом на коне ветра по дорогам каналовї означает, что ум, перемеща€сь по каналам, создает кармическое видение, то есть собирает определенный мир, в котором живет йогин.

 онь

Ђ онтроль над дыханием активизирует тело
Ётот конь летит быстрее птицы,
если конь обуздан, то он дарует наслаждение
гораздо большее, чем вино;
он придает силу, разгон€ет леность,
истинно, так мы говорим, мудрый да услышитї.

–иши “ирумулар Ђ“ирумантирамї,
тантра 3 (566)

ѕрана есть сила, проникающа€ во все субстанции и питающа€ их. ќна есть изначальна€ энерги€ пустотной мудрости —вета, и в самом глубоком состо€нии она недвойственна и не имеет имени и качеств.

ѕо мере уплотнени€ энергии в ней по€вл€ютс€ видоизменени€ Ч п€ть чистых первоэлементов, которые про€вл€ютс€, как п€ть тонких чистых радужных цветов, не воспринимающиес€ физическим зрением. –адуга, видима€ физическими глазами, €вл€етс€ одновременно символом и буквальным выражением этих цветов. ѕрана пр€мо св€зана с элементом ветра (воздуха). Ёлемент ветра первым возникает из пространства Ч фундаментальной ќсновы и последним раствор€етс€.  огда о п€ти элементах говор€т в св€зи с п€тью пранами, имеютс€ в виду части огн€ и ветра, присущие каждому элементу. ѕ€ть пран в теле так соотнос€тс€ с п€тью элементами: земле соответствует апана, воде Ч вь€на, огню Ч самана, ветру Ч прана, пространству Ч удана.

ƒороги-каналы

ЂЌаше тело пронизывает множество нади, и потому благоразумно знать их, чтобы понимать свое же тело. –азветвл€€сь от корн€, наход€щегос€ в области чуть ниже пупка, они, числом в семьдес€т две тыс€чи, простираютс€ во все стороны. ¬ пупке находитс€ сила  ундалини, сп€ща€ подобно змее; оттуда дес€ть нади идут вверх, и дес€ть Ч вниз. —права и слева от позвоночника две нади спирал€ми охватывают его. ≈сть еще двадцать четыре нади, дес€ть из которых €вл€ютс€ самыми важными дл€ прохода вайю. ѕересека€сь, направл€€сь вверх или вниз, нади распростран€ют дыхание в теле. ќни наход€тс€ в теле и в форме чакр, поддерживаемые потоками праны. »з всех нади, дес€ть наиболее важные, а из этих дес€ти, - ида, пингала и сушумна Ч самые важные. ќстальные семь нади Ч это гандхари, хастиджихва, €шасвини, аламбуша, куху, пуша и шанкхиниї.

ЂЎива —вародай€ї (31-37)

Ёнерги€ движетс€ в теле, протека€ по каналам. ќбщее число каналов составл€ет семьдес€т две тыс€чи. √рубые каналы Ч это кровеносные сосуды, вены, артерии, капилл€ры и нервы, лимфатические протоки. ќни очищаютс€ физическими крий€ми.

“онкие каналы (пранаваха-нади) Ч каналы энергетического тела (пранамай€-коша), по которым циркулирует груба€ прана. ќни очищаютс€ прана€мами, асанами, мудрами.

—верхтонкие каналы (манаваха-нади) Ч наход€тс€ в астральном теле (маномай€-коша). ќчищаютс€ визуализаци€ми, ритуалами и медитаци€ми. Ёти каналы доступны лишь тем, кто может проникать в астральное тело.  аналы можно уподобить сети световодов, по которым распростран€етс€ энерги€ света, присуща€ сознанию. ≈сли сеть повреждена или закупорена, то свет не проникает.

¬ йоге особенно важны три канала: ида, пингала и сушумна. ќбычно сушумна у людей не пробуждена, а прана активно течет по боковым каналам. ¬ центральном канале содержитс€ тончайша€ прана недвойственного света. ѕервоначальной задачей практика в  ундалини-йоге €вл€етс€ очищение сети каналов, открытие чакр, разв€зывание узлов и перенаправление энергии из боковых каналов в центральный канал.  огда ветры собираютс€ в центральном канале, ум йогина полностью освобождаетс€ от иллюзии двойственности и становитс€ неподвластным рождению и смерти.

ѕри рождении человека первым по€вл€етс€ центральный канал, затем, выйд€ из него, праны образуют зачатки элементов физического тела. ѕри введении ветров в сушумну происходит возврат энергий нашего Ђ€ї, ув€зших в сансаре.  огда ветры поступают в центральный канал, йогин автоматически входит в естественное состо€ние, открывает ѕрироду ”ма.

ѕрана всегда следует за умом. ≈сли йогин концентрирует ум на точке в теле или чакре, то прана собираетс€ там. ѕрактику€ Ўат-чакра-йогу, йогин тренируетс€ силой воли собирать прану в энергетических центрах с целью разв€зывани€ узлов в нади и выплавлени€ сущностных капель (бинду), наход€щихс€ в теле. –азв€зывание узлов в нади и расплавление капель вводит энергию в центральный канал и освобождает сознание йогина от вли€ни€ прошлых карм, дару€ ќсвобождение.

√лава 29
¬заимодействие праны и ума

“ри корн€ ѕросветлени€

ƒыхание (прана), сознание и сем€ Ч три главных составл€ющих, необходимых дл€ достижени€ бессмерти€. ¬еликой задачей йогина €вл€етс€ привести их в гармонию, очистить, вз€ть под контроль и соединить в единую субстанцию. …огин, сумевший это сделать, обретает бессмертие.

”м беретс€ под контроль с помощью медитации, концентрации и упражнений в созерцании.

ƒыхание беретс€ под контроль с помощью прана€мы.

—ем€ беретс€ под контроль с помощью воздержани€, очищени€ нади, правильного питани€ и овладени€ искусством возвратного потока (йоги обратного действи€[22]).

—в€зь праны и миров

Ђќписание макромира и микромира.

„ерепаха, поддерживающа€  осмос, пребывает ниже ног. Ќа подошвах располагаетс€ мир ѕатала. ¬ области фронта ног располагаетс€ мир “алатала. Ќа п€тках находитс€ мир ћахатала. ¬ лодыжках пребывает мир –асатала. ћир —утала св€зан с ногами. ¬ области колен находитс€ мир ¬итала. ¬ корне тела находитс€ мир јтала. ¬ыше этого находитс€ Ѕольшой ќгонь в конце времени (Ўива  алагнирудра). ћир Ѕхур находитс€ в генитали€х, им руководит божество »ндра. ¬ фаллосе пребывает мир ћахар Ћока. ћир —вар Ћока св€зан с маткой. ¬ сердце пребывает мир –удра Ћока. ¬ области груди пребывает мир »швара Ћока. ¬ области горла пребывает мир —адашива Ћока. ¬ центре горла и в шее пребывает мир Ўри  антха Ћока. ¬ корне €зыка пребывает мир Ѕхайрава Ћока. ¬озле лба пребывает мир Ўива Ћока. ћир —иддха Ћока, где вечно живут сиддхи и натхи, находитс€ в центре лба. Ќа вершине головы пребывает мир  ула Ћока, там проживает божество  улешвара. ¬ брахмарандре проживает Ѕог ¬ысшего јбсолюта. Ќа макушке головы находитс€ мир Ўакти Ћока, там проживает Ўакти.

¬се миры и небеса проживают в человеческом теле. ¬ дев€ти чакрах пребывают дев€ть земель. —емь океанов св€заны с семью дхатуї.

Ђ—иддха-сиддханта-паддхати √оракшаї (раздел 3)

”чение сиддхов о пранах и нади гласит, что кармическое видение, состо€ние сознани€ целиком определ€етс€ состо€нием праны в человеческом теле. ѕоскольку различные точки в теле строго св€заны с определенными нади, по которым движутс€ присущие им праны, то, концентриру€сь на этих точках, можно активизировать определенные праны, мен€ть кармическое видение, вступать в св€зь с другими мирами и полностью переходить в них.

—в€зь праны и созерцани€

Ђ онтроль над дыханием приносит жизненный нектар
ѕозволь пране слитьс€ с умом,
и вместе они успоко€тс€ так,
что дл€ них не будет больше ни рождени€, ни смерти.
ѕотому, учись направл€ть дыхание в потоках,
череду€ левый и правый,
затем вкусишь ты нектар жизниї.

–иши “ирумулар Ђ“ирумантирамї,
тантра 3 (567)

¬еликой задачей йогина €вл€етс€ соединение праны и ума. “акое воссоединение именуетс€ Ђсиддхи единства праны и умаї. ќно достигаетс€, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управл€ть ею силой только осознавани€.

—осто€ние созерцани€ всегда св€зано с праной. ѕребывание в созерцании, в состо€нии свидетел€ (сакши) именуетс€ Ђвидение внутреннего и внешнегої (самь€к даршан).

 огда мы видим объект, возникает ощущение, будто что-то излучаетс€ из глаз и Ђтрогаетї объект, а затем возвращаетс€ назад, чтобы передать впечатление. “о, что выходит Ч это внимание, концентрированное сознание. ¬нимание отличаетс€ от обычного акта бессознательности тем, что в момент внимани€ происходит перенос вибрации сознани€ к объекту с помощью транспортирующей праны. ѕоэтому акт внимани€ всегда включает два фактора: осознание и энергию-прану.

ѕрана и накопление кармы

 армический след[23] (отпечаток в сознании) остаетс€, когда было привлечено внимание, через глаза вышла транспортирующа€ прана, и вибраци€ сознани€ Ђприлиплаї к объекту, прин€в его форму. «атем вибраци€ возвращаетс€ назад, создава€ в сознании отпечаток той же формы, который закрепл€етс€ там и когда-нибудь про€витс€.

ѕринцип возвратного потока
(йога обратного действи€)

ƒл€ йогина, следующего путем йога-тантры, следует про€снить принцип возвратного потока. »зменить принцип течени€ энергии Ч означает сделать поток энергии не нисход€щим из центрального канала, а восход€щим по центральному каналу.

ќвладев этим принципом, йогин сберегает свою жизненную энергию и не подвергаетс€ мирским искушени€м. ѕонимание и применение принципа возвратного потока энергии, отличает ћастера от начинающего ученика.

ѕринцип возвратного потока означает способность йогина направл€ть течение праны, - котора€ обычно стремитс€ наружу, к чувственным объектам, - внутрь центрального канала.

Ћюбое взаимодействие ума с внешним миром и воспри€тие чувственных объектов сопровождаетс€ движением транспортирующей праны по каналам. Ёта транспортирующа€ прана стремитс€ покинуть центральный канал и, выйд€ через энергетический центр, соединитьс€ с воспринимаемым объектом. “акое соединение сопровождаетс€ потерей энергии и прив€занностью к чувственным объектам.

¬еликой задачей йогина €вл€етс€, научитьс€ не тер€ть транспортирующую прану, возвраща€ ее в центральный канал. Ќаучившись возвращать обратно прану, йогин может взаимодействовать с чувственными объектами, извлека€ из этого пользу.

Ќачинающий йогин овладевает этим принципом с помощью отречени€, концентрации, мудр и прана€м. ќпытному ћастеру, чтобы направл€ть прану в центральный канал, достаточно поддерживать глубокое созерцание.

ѕринцип возвратного потока легко пон€ть йогину, который научилс€ контролировать сексуальное желание с помощью ашвини-мудры, позы лотоса и Ђкувшинного дыхани€ї. ¬ обычном случае несведущего человека, при сексуальном желании, энерги€ в форме апана-вайю течет наружу, засор€€ нади в ногах, дела€ т€желым тело и инертным разум.

¬ случае овладени€ практиком контрол€ ветра и йогой возвратного потока, энерги€, вместо того чтобы вытекать наружу, начинает наполн€ть центральный канал и подниматьс€ вверх, вызыва€ в теле тонкое переживание пустотного блаженства. ѕримен€€ подобный принцип к п€ти чакрам, йогин овладевает п€тью энерги€ми и п€тью элементами в своем теле.

—озерцание Ч свобода от кармы

Ђ…ога приводит к неразрушимому телу
...когда два дыхательных мешка строго контролируютс€,
и ты сидишь в медитации непоколебимо,
то тело никогда не разрушаетс€ї.

–иши “ирумулар Ђ“ирумантирамї,
тантра 3 (728)

ќсвобождение от последствий любых действий возникает тогда, когда йогин непрерывно пребывает в недвойственном созерцании. ƒл€ этого он должен сесть в семичленную позу лотоса или в другую удобную позу и осуществить принцип Ђтрех неподвижностейї: не давать двигатьс€ телу, мышлению и взгл€ду. —ид€ в позе созерцани€, йогин направл€ет взгл€д в пространство пр€мо перед собой на рассто€ние выт€нутой руки, стара€сь расслабитьс€, Ђотпустить себ€ї и поддержива€ бдительность, не вспомина€ прошлое и не стрем€сь к чему-либо в будущем.

¬ момент такого созерцани€ возникают два вида внимани€: первое идет к объекту, второе Ч к свидетелю, наблюдающему объект, т.е. к Ђ€ї. Ќаучившись удерживать такое созерцание сид€, йогин тренируетс€ поддерживать его в движении, при ходьбе, сто€нии, лежании, еде, работе и разговоре. “огда, несмотр€ на воспри€тие, груба€ прана не покидает центральный канал, а взаимодействие с объектами происходит посредством тонкой праны осознавани€, котора€ не оставл€ет отпечатков в потоке сознани€, поскольку она осознаетс€ неотделимой от высшего »сточника и €вл€етс€ его творческой энергией, игрой, украшением.

ѕозы в медитации и контроль праны

”ровень медитации пр€мо зависит от движени€ главных и вторичных ветров, циркулирующих по нади. ≈сли ветры успокоены, то ум приходит в великий покой и безм€тежность. —ледует выровн€ть, выпр€мить и расправить каналы.

1. ѕозвоночник держать пр€мым, чтобы канал сушумна не изгибалс€. ѕрана-вайю движетс€ по центральному каналу, и она будет двигатьс€ свободно. Ѕлагодар€ пр€мому каналу сушумна, ветер земли будет подниматьс€ пр€мо, и тело будет чувствовать в медитации силу и выносливость. ≈сли же отклон€ть тело вперед, назад, вбок, изгибать, то прана тоже собьетс€ и отклонитс€.

2. ѕрана воды (апана), сохран€юща€ йогину гибкость тела, если входит в центральный канал, дает блаженство в медитации и способствует выделению нектара. „тобы ввести прану воды в центральный канал, руки кладут в мудру (правую руку кладут поверх левой или на колени на одном уровне), и слегка развод€т локти, чтобы отвести плечи.

3.  онтроль огн€. ѕране огн€ свойственно подниматьс€ вверх, а праны воды и земли имеют свойство опускатьс€. „тобы ввести прану огн€ в центральный канал, слегка опускают подбородок, это не дает ей подниматьс€.

4. „тобы прану воздуха ввести в центральный канал, следует держать неподвижными глаза. ѕока глаза движутс€, воздух не успокоитс€. √лаза держат неподвижно, гл€д€ на кончик носа или в пространство перед собой, на ширину четырех пальцев от носа, тогда прана воздуха входит в центральный канал, и ум успокаиваетс€.

5. √убы сложены вместе, между ними есть промежуток. язык прижат к нЄбу.

6. Ќоги складываютс€ в позу лотоса, чтобы удерживать апана-вайю.

√лава 30
—тупени в практике:
четыре стадии  ундалини-йоги

¬ процессе практики йогин проходит четыре стадии, именуемые Ђначалої, Ђсосудї, Ђнарастаниеї и Ђисчерпаниеї, которые можно разбить на еще более мелкие стадии.

Ђјрамбха, гхата, паричай€, нишпатти Ч эти четыре состо€ни€ есть во всех видах йогиї.

Ђ’атха-йога-прадипикаї (4.68)

ЂЌа ранних стади€х по€вл€етс€ пот, на средней стадии Ч сотр€сение тела, а на последней Ч левитаци€ в воздухе. Ёти результаты обеспечиваютс€ задержкой дыхани€ при сидении в позе лотосаї.

ЂЎандиль€ упанишадаї (1.20)

Ќачало
(арамбха)

1. ѕерекрытие утечек и накопление энергии через соблюдение принципов самодисциплины

Ђ¬от арамбха-авастха. Ѕрахма-грантхи пронизываетс€ прана€мой, в сердце проникает ананда, и в анахата-чакре слышитс€ звук нада.

 огда звук слышитс€ в сердце, тело йогина становитс€ благоухающим и недоступным дл€ болезнейї.

Ђ’атха-йога-прадипикаї (4.69 Ч 70)

 огда благодар€ самодисциплине, контролю чувств, целибату, умеренности в сне и еде, праны начинают накапливатьс€, йогин обретает избыток энергии, дающий ему силу воли следовать по пути ќсвобождени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1446 - | 1290 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.073 с.