(Интернет ресурс - http://topwar.ru/18363-den-voinskoy-slavy-den-okonchaniya-vtoroy-mirovoy-voyny-2-sentyabrya-1945-goda.html)
8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японской империи. 9 августа советские войска пошли в наступление. В ходе проведения нескольких операций: Маньчжурской стратегической, Южно-сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, группировка советских Вооруженных сил на Дальнем Востоке разгромила главную группировку сухопутных войск Императорских вооружённых сил Японии в годы Второй мировой войны – Квантунскую армию. Советские воины освободили районы северо-восточного Китая (Маньчжурию), Корейский полуостров, Курильские острова и Южный Сахалин.
После вступления в войну СССР на Дальнем Востоке многие японские государственные деятели осознали, что военно-политическая и стратегическая обстановка в корне изменилась и продолжать борьбу бессмысленно. Утром 9 августа было проведено чрезвычайное заседание Высшего совета по руководству войной. Открывая его, глава правительства Кантаро Судзуки заявил, что он пришел к заключению, что единственно возможной альтернативой для страны является принятие условий союзных держав и прекращение боевых действий. Сторонниками продолжения войны были военный министр Анами, начальник Генштаба армии Умэдзу и начальник морского генерального штаба Тоёда. Они считали, что принять Потсдамскую декларацию (совместная декларация от имени правительств Англии, США и Китая, в ней было озвучено требование безоговорочной капитуляции Японской империи) можно только при выполнении четырёх обязательств: сохранение императорской государственной системы, предоставление японцам права самостоятельного разоружения и недопущение оккупации страны союзниками, а если оккупация неизбежна, то она должна быть кратковременной, 10
осуществляться незначительными силами и не затрагивать столицу, наказание военных преступников самими японскими властями. Японская элита хотела выйти из войны с наименьшим политическим и моральным уроном, сохранить потенциал для будущей схватки за место под солнцем. Для руководителей Японии человеческие потери были второстепенным фактором. Они прекрасно знали, что хорошо обученные и ещё очень мощные вооруженные силы, высокомотивированное население будут сражаться до конца. По мнению военного руководства, вооруженные силы могли нанести противнику огромный урон при проведении десантной операции против метрополии. Япония ещё не находилась в состоянии, когда необходимо безоговорочно капитулировать. В результате мнения участников экстренного совещания разделились, и никакого итогового решения принято не было.
В 14 часов 9 августа началось чрезвычайное заседание правительства. В нём участвовало 15 человек, из них гражданскими были 10, поэтому соотношение сил было не в пользу военных. Глава Министерства иностранных дел Того зачитал текст Потсдамской декларации и предложил утвердить её. Было оговорено только одно условие: сохранение власти императора в Японии. Военный министр выступил против такого решения. Анами снова заявил, что если державы подписавшие Потсдамскую декларацию, не примут всех условий Токио, то японцы продолжат борьбу. При голосовании: военно-морской министр, министры юстиции, вооружения и связи, сельского хозяйства, просвещения и министр без портфеля поддержали идею капитуляции, пять министров воздержались. В результате семичасовое заседание не выявило единодушного решения.
По просьбе главы правительства японский император созвал Высший совет по руководству войной. На нём император Хирохито выслушал все точки зрения и заявил, что у Японии нет шансов на успех, и приказал принять проект главы внешнеполитического ведомства Того. 10 августа японское правительство сообщило через нейтральные государства — Швейцарию и Швецию, что оно готово принять условия Потсдамской декларации при условии, что союзные державы «согласятся не включать в нее пункта о лишении императора суверенных прав». 11 августа был дан ответ со стороны правительств СССР, США, Великобритании и Китая, союзные державы подтвердили требование о безоговорочной капитуляции. Кроме того, союзники обратили внимание Токио на положение Потсдамской декларации, которое предусматривало, что с момента капитуляции власть японского императора и правительства в отношении государственного управления будет подчинена верховному главнокомандующему силами союзных держав и тот предпримет те шаги, какие сочтёт необходимыми для осуществления условий капитуляции. Японскому императору было предложено обеспечить капитуляцию. Форму правления после капитуляции и разоружения армии должен был выбрать японский народ.
Ответ союзных держав вызвал споры и разногласия в японском руководстве. Военный министр даже по собственной инициативе обратился к офицерам и солдатам, призывая продолжать священную войну, биться до последней капли крови. Главнокомандующий Южной группы армий в районе Юго-Восточной Азии фельдмаршал Хисаити Тэраути и командующий экспедиционными силами в Китае Окамура Ясуцугу послали телеграммы главе оборонного ведомства и начальнику генштаба, где выразили несогласие с решением о необходимости капитуляции. Они считали, что все возможности для борьбы ещё не исчерпаны. Многие военные предпочитали «с честью погибнуть в бою». 13 августа военно-политическое руководство Японии ожидало поступление вестей с фронтов.11
Утром 14 августа японский император Хирохито собрал вместе членов Высшего совета по руководству войной и кабинета министров. Военные снова предлагали продолжать борьбу, или настаивать на оговорках в условиях капитуляции. Однако большинство членов совещания было за полную капитуляцию, которую одобрил император. От имени монарха было составлено заявление о принятии Потсдамской декларации. В этот же день, через Швейцарию, в США передали об издании рескрипта императора о принятии условий Потсдамской декларации. После этого Токио передал союзным державам несколько пожеланий:
- заранее известить японское правительство о введении союзных армии и флотов, чтобы японская сторона провела соответствующую подготовку;
- сократить до минимума число мест, где будут базироваться оккупационные войска, исключить из этих районов столицу;
- уменьшить число оккупационных сил; проводить разоружение поэтапно и предоставить контроль за ним самим японцам, оставить военным холодное оружие;
- не использовать военнопленных на принудительных работах;
- предоставить частям, которые располагались в отдалённых местностях, дополнительного времени для прекращения военных действий.
В ночь на 15 августа «молодые тигры» (группа командиров-фанатиков из управления военного министерства и столичных военных учреждений, возглавляемая майором К. Хатанака) решили сорвать принятие декларации и продолжить войну. Они планировали устранить «сторонников мира», изъять текст с записью речи Хирохито о принятии условий Потсдамской декларации и прекращении войны Японской империей до ее передачи в радиоэфир, и после этого склонить вооруженные силы к продолжению борьбы. Командир 1-й гвардейской дивизии, которая охраняла императорский дворец, отказался принять участие в мятежи и был убит. Отдавая от его имени приказы «молодые тигры» проникли во дворец, атаковали резиденции главы правительства Судзуки, лорда-хранителя печати К. Кидо, председателя Тайного совета К. Хиранумы и Токийскую радиостанцию. Однако они не смогли найти пленки с записью и обнаружить деятелей «партии мира». Войска столичного гарнизона не поддержали их действия, и даже многие члены организации «молодых тигров, не желая идти против решения императора и не веря в успех дела, не присоединились к путчистам. В результате мятеж провалился в первые же часы. Зачинщиков заговора не судили, им позволили сделать ритуальное самоубийство методом вспарывания живота.
15 августа по радио было передано обращение японского императора. Учитывая высокий уровень самодисциплины среди японских государственных и военных деятелей, в империи прошла волна самоубийств. Ещё 11 августа выстрелом из револьвера пытался покончить с собой бывший премьер-министр и министр армии, убеждённый сторонник союза с Германией и Италией - Хидэки Тодзио (его казнят 23 декабря 1948 года как военного преступника). Утром 15 августа совершил харакири «самый великолепный образец идеала самурая» и министр армии Корэтика Анами, в предсмертной записке он попросил императора прощения за допущенные ошибки. Покончили с собой 1-й заместитель начальника Морского Генштаба (до этого командующий 1-м воздушным флотом), «отец камикадзе» Такидзиро Ониси, фельдмаршал Императорской армии Японии Хадзимэ Сугияма, а также другие министры, генералы и офицеры.12
Кабинет Кантаро Судзуки ушёл в отставку. Многие военные и политически лидеры стали склоняться к идее односторонней оккупации Японии войсками США, чтобы сохранить страну от угрозы коммунистической угрозы и сохранить императорскую систему. 15 августа были прекращены боевые действия между японскими вооружёнными силами и англо-американскими войсками. Однако японские войска продолжали оказывать ожесточённое сопротивление советской армии. Частям Квантунской армии приказ о прекращении огня не передали, поэтому и советским войскам также не дали указания остановить наступление. Только 19 августа состоялась встреча главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Александра Василевского с начальником штаба Квантунской армии Хипосабуро Хата, где была достигнута договорённость о порядке капитуляции японских войск. Японские части начали сдавать оружие, этот процесс затянулся до конца месяца. Южно-Сахалинская и Курильская десантная операция продолжались до 25 августа и 1 сентября соответственно.
14 августа 1945 г. американцы разработали проект «Общего приказа № 1 (по армии и флоту)» о приеме капитуляции японских войск. Этот проект был одобрен американским президентом Гарри Трумэном и 15 августа о нём сообщили союзным странам. В проекте были указаны зоны, в которых каждая из союзных держав должна была принять капитуляцию японских частей. 16 августа Москва сообщила, что в целом согласна с проектом, но предложила поправку – включить в советскую зону все Курильские острова и северную половину острова Хоккайдо. Вашингтон не выдвинул каких-либо возражений по поводу Курил. Но по поводу Хоккайдо американский президент заметил, что верховному командующему союзными войсками на Тихом океане генералу Дугласу Макартуру сдаются японские вооруженные силы на всех островах Японского архипелага. Уточнялось, что Макартур будет использовать символические вооружённые силы, включая советские части.
Американское правительство с самого начала не собиралось пускать СССР в Японию и отвергало союзный контроль в послевоенной Японии, который был предусмотрен Потсдамской декларацией. 18 августа США выдвинуло требование выделить для американской базы ВВС один из Курильских островов. Москва отклонила это наглое домогательство, заявив, что Курилы согласно Крымскому соглашению – это владение СССР. Советское правительство сообщило, что готово выделить аэродром для посадки американских коммерческих самолётов, при условии выделении аналогичного аэродрома для советских самолётов на Алеутских островах.
19 августа в Манилу (Филиппины) прибыла японская делегация во главе с заместителем начальника Генштаба генералом Т. Кавабэ. Американцы уведомили японцев, что их силы должны освободить 24 августа аэродром Ацуги, к 25 августа - районы Токийского залива и залива Сагами, к середине дня 30 августа - базу Канон и южную часть острова Кюсю. Представители Императорских вооружённых сил Японии попросили отсрочить высадку оккупационных сил на 10 дней, чтобы усилить меры предосторожности и избежать ненужных инцидентов. Просьбу японской стороны удовлетворили, но на меньший срок. Высадка передовых оккупационных соединений была назначена на 26 августа, а основных сил на 28 августа.
20 августа японцам в Маниле был вручён Акт капитуляции. Документ предусматривал безоговорочную капитуляцию японских вооруженных сил, вне зависимости от места их дислокации. Японские войска были должны немедленно прекратить боевые действия, 13
освободить военнопленных и интернированных гражданских лиц, обеспечить их содержание, защиту и доставку в указанные места. 2 сентября японская делегация подписала Акт о капитуляции. Сама церемония была построена так, чтобы показать главную роль Соединенных Штатов в победе над Японией. Процедура сдачи японских войск в различных районах Азиатско-Тихоокеанского региона затянулась на несколько месяцев.