Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема движения в философии




Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалектическое и метафизическое (недиалектическое) понимания движения, его источника и его связи с материей.

Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи надприродной, нечеловеческой духовной силой. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта.

Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм. Представители энергетизма сводят природные, общественные и психические явления к различным состояниям энергии, причем предполагается, что энергия может превращаться в материю, а материя в энергию. В энергетизме не учитывается, что энергия есть лишь количественная мера движения, а потому превращение энергии в материю должно означать превращение движения в материю.

В основе диалектико-материалистического понимания движения, которое разработал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы», лежат следующие положения.

1. Движение – это всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут, способ существования материи.

2. Движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. всякое изменение.

3. Движение выступает как взаимодействие предметов и явлений.

4. Движение существует в качественно различных формах.

Во второй половине XIX в. Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять основных разнокачественных форм движения (в зависимости от материального носителя):

1) механическую (простое перемещение в пространстве),

2) физическую (носитель – атомы),

3) химическую (носитель – молекулы),

4) биологическую (носитель – живой белок),

5) социальную (носитель – общество, характерная черта – наличие сознания)

Все формы движения взаимосвязаны между собой: высшие, более сложные формы возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним. Разнокачественные формы движения

материи, их сочетания и специфические материальные носители, а также соответствующие закономерности изучают различные науки.

Современные представления не выделяют в качестве самостоятельной механическую форму движения. В других формах выделяются различные уровни (например, атомный и субатомный для физической формы) и переходные формы (например, биохимическая).

Современная философия также выделяет квантово-механическую, кибернетическую, геологическую и иные формы движения материи.

Метафизическое сведение одних форм движения к другим, более простым (например, социальных и биологических закономерностей – к физическим) называется редукционизмом.

Интегративно-общенаучные концепции ХХ века, такие как общая теория систем Берталанфи, кибернетика Винера, синергетика Пригожина и Хакена, претендуют на выработку универсального научного знания, что неизбежно сопряжено с редукцией. Редукционизм подвергается критике со стороны диалектики. В свою очередь, представители кибернетики, системного движения и др., использующие методологию редукционизма, критикуют диалектику.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.