Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕерва€ особенность суждени€ вкуса




—уждение вкуса определ€ет свой предмет как вызывающий благорасположение (как прекрасный), прит€за€ на согласие каждого, как будто это суждение объективно.

—казать: этот цветок прекрасен Ц равносильно тому, чтобы повторить за ним его собственное прит€зание на благорасположение каждого. ” него нет оснований прит€зать на то, что его аромат при€тен. ќдних этот аромат восхищает, дл€ других он невыносим. „то же можно еще предположить, если не то, что красоту следует считать свойством самого цветка, которое сообразуетс€ не с различием умов и чувств, но из которого надлежит исходить, чтобы судить о нем? » все же дело обстоит не так. »бо суждение вкуса состоит именно в том, что, называ€ вещь прекрасной, оно исходит только из тех ее свойств, благодар€ которым она сообразуетс€ со способом нашего воспри€ти€.

—верх того, от каждого суждени€, которое должно доказать наличие у данного субъекта вкуса, требуетс€, чтобы субъект выносил суждени€ самосто€тельно, не пыта€сь сначала эмпирическим путем ознакомитьс€ с суждени€ми других и прийти к решению, исход€ из того, вызывает или не вызывает их благорасположение данный предмет, следовательно, высказал бы свое суждение, не подража€ другим, высказал бы его не потому, что вещь действительно всем нравитс€, а высказал его априорно. ћожно было бы предположить, что априорное суждение должно содержать пон€тие объекта, дл€ познани€ которого у него есть принцип; однако суждение вкуса совсем не основываетс€ на пон€ти€х и вообще не есть познание, а только эстетическое суждение.

ѕоэтому уверенность молодого поэта в том, что его стихотворение прекрасно, не поколеблет ни суждение публики, ни мнение друзей; а если он и прислушаетс€ к ним, то не потому, что изменил теперь суждение о своем стихотворении, а потому, что в своей жажде одобрени€ готов Ц даже если вкус публики плох (во вс€ком случае, поскольку он про€вилс€ в оценке его творчества) Ц приспособитьс€ к общему заблуждению (даже вопреки своему суждению). Ћишь впоследствии, когда в результате длительного опыта его способность суждени€ станет более острой, он добровольно откажетс€ от своего прежнего суждени€, так же, как сохранит те суждени€, которые полностью основаны на разуме. ¬кус прит€зает только на автономию. ѕревращать же чужие суждени€ в определ€ющие основани€ своего суждени€ было бы гетерономией.

“о, что произведени€ древних с полным основанием превознос€тс€ в качестве образцов, а их авторов называют классическими Ц уподобл€€ их некой аристократии среди писателей, котора€ дает своим примером правила народу, Ц как будто указывает на апостериорные источники вкуса и опровергает его автономию в каждом субъекте. ќднако с таким же основанием можно было сказать, что работы античных математиков, которые до сих пор считаютс€ непревзойденными образцами глубочайшей основательности и высшего из€щества в применении синтетического метода, также свидетельствуют о подражательности нашего разума и его неспособности с помощью величайшей интуиции выводить из самого себ€ посредством конструировани€ пон€тий строгие доказательства. Ќе существует такого применени€ наших сил, каким бы свободным оно ни было, и даже применени€ разума (черпающего все свои суждени€ из общего априорного источника), которое, если бы каждый субъект начинал просто с задатков своей натуры и ему не предшествовали бы попытки других, не привело бы к ошибочным результатам;

де€тельность предшественников направлена не на то, чтобы сделать тех, кто следует за ними, просто подражател€ми, но чтобы своими действи€ми указать им, что они должны искать принципы в самих себе и идти собственным, подчас лучшим путем. ƒаже в религии, где уж несомненно каждый должен находить правила своего поведени€ в себе самом, так как он сам отвечает за него и не может возложить вину за свои ошибки на других, на своих учителей или предшественников, никогда еще общие предписани€, данные св€щеннослужител€ми и философами или выработанные самосто€тельно, не давали результатов, подобных тем, к которым ведет следование примеру добродетели или св€тости; такой пример, известный из истории, не устран€ет автономию добродетели, возникшую из собственной исконной идеи нравственности (априорной) и не превращает ее в механизм подражани€. ѕреемственность, соотнос€ща€с€ с актом прошлого, а не подражание ему Ц таково правильное определение вли€ни€, которое могут оказывать результаты де€тельности служащего примером созидател€; а это означает только следующее: черпать из тех же источников, из которых черпал он, и при этом учитьс€ у своего предшественника только тому, как это совершать. »з всех способностей и талантов вкус, поскольку его суждение не может быть определено пон€ти€ми и предписани€ми, есть именно то, что больше всего нуждаетс€ в примерах, в том, что в процессе развити€ культуры дольше всего встречало одобрение; это ему необходимо, чтобы вновь не впасть в грубость и не вернутьс€ к элементарности первых опытов.

 

І 33

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 399 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

500 - | 504 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.