Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елиги€ и мифологи€




Ќевозможно назвать область современной культуры Ч будь то географи€ пли медицина, архитектура или театр, где бы греки не оставили глубокого следа, но особенно велик их вклад в развитие философии. Ђ¬ многообразных формах греческой философии уже имеютс€ в зародыше, в процессе возникновени€, почти все позднейшие типы мировоззренийї(‘.Ёгтгелт, г. —тарое предисловие к Ђјнти-ƒюрингуї.Ч  .ћаркс и ‘. Ё и г е л ь с. —очинени€. »зд. 2-е. “. 20, с. 369.),Ч писал ‘. Ёнгельс. ћифологи€ греков была той почвой, на которой выросли не только искусство и литература, по котора€ до известной степени питала и греческую пауку. “ипологически первоначальное греческое мировоззрение и мироощущение не отличалось от всех общинных религий и мифологий мира. ѕопул€рность греческих мифов, которую они сохранили и поныне, объ€сн€етс€ отчасти том, что они дошли до нас в художественно-философской обработке величайших представителей греческой литературы и искусства.

√реческа€ религи€ проходила те же ступени, что и религи€ других народов. ƒаже в V в. до н.э. поклон€лись где камню, где пальме, в јфинах Ч оливе, в ƒодоне Ч дубам, шелест листьев которых €кобы говорил о будущем. »зображени€ богов сначала были дерев€нными чурбанами. ¬ народной религии греков встречались боги, сохранившие полуживотный облик: сирены Ч полуженщины, полуптицы, нереиды и тритоны Ч полурыбы, сфинксы с женской головой и львиным телом, сатиры, покрытые шерстью, с козлиными рогами и хвостами, кентавры Ч полулошади и т.п. Ќо главные боги греков имели уже человеческий образ, хот€ пережитки тотемизма видны в их эпитетах Ч Ђволоока€ √ераї. Ђсовоока€ јфинаї, Ђликейский (т.е. волчий) јполлонї.

—в€щенной птицей «евса был орел, спутницей јфины Ч сова, јртемиды - лань, √ермеса Ч €гненок, бога врачевани€ јсклепи€ Ч зме€. ¬ мифе «евс превращалс€ в быка или орла, јртемида Ч в лань или медведицу и т.д.

Ѕожество земного плодороди€ греки называли различными женскими имена Ч √е€, –е€, ƒеметра и др. ¬ јфинах и других полисах происходили таинства (мистерии), ставившие целью обеспечить плодородие земли, в которых могли участвовать только замужние женщины. ѕочитали также —олнне, Ћупу и светила: Ђволчийї јполлон был также божеством света с прозвищем Ђ‘ебї (Ђблест€щийї), его сестра јртемида Ч богиней Ћуны; позже некоторые боги отождествл€ютс€ с планетами. ¬ажную роль играл патриархальный культ предков. –оды вели свое происхождение от богов: существовали мифы о браках богов со смертными женщинами, потомки которых стали основател€ми знатных родов. ” каждого рода, каждой семьи по€вл€ютс€ свои св€тыни Ч семейный очаг и могилы предков. ќбщина тоже имеет свои св€тилища Ч храмы и расположенные иод открытым небом алтари дл€ жертвоприношений, св€щенные рощи и водоемы. ƒл€ наблюдени€ за св€тилищами и принесением жертв выдел€ютс€ жрецы; доступ в жрецы был открыт каждому свободному и физически здоровому гражданину.

¬с€ка€ греческа€ община имела своего местного бога: јфина покровительствовала јфинам, √ера Ч —амосу, јртемида Ч —парте и т.д. ¬ласть бога сначала не распростран€лась за пределы его общины, и в случае ее завоевани€ поражение вместе с ней терпел и ее покровитель: ему переставали приносить жертвы и его св€тилище нриходило и запустение. ¬се-таки совсем отвергнуть поверженное божество не решались из опасени€ мести с его стороны, и статую побежденного бога обычно переносили в храм бога-победител€. “ак в древнейшее врем€ в јттике почиталс€ гигант ѕаллапт, который, согласно мифу, был побежден јфиной в битве между богами и гигантами. Ётот миф отразил, может быть, победу јфин над одной из мелких общин јттики; из имени ѕаллапта возникло прозвище јфины; јфипа-ѕаллада. —ли€нием культов божеств объ€сн€етс€ наличие нескольких имен и у других богов: ‘еб-јполлон, ¬акх-ƒионис, ѕосейдон-Ёрехтей п др. ≈ще с крито-микенской эпохи выдел€етс€ группа главных богов, а божества второстепенных общин занимают в сонме богов подчиненное положение.  о многим из них уже почти не примен€ли слово Ђбогиї, их называют нимфами, демонами, геро€ми, полубогами. ¬ период расцвета полисов общегреческую религию называют олимпийской, по имени горы ќлимп в ‘ессалии, где, по поверью, на снежной вершице в золотых дворцах единой общиной жили все главные боги. ѕо преданию, среди богов также развертывалась борьба за власть(ћиф этот имеет в мире много очень древних аналогий, особенно близкую Ч у хурритов.Ч ѕримеч. ред.).

ѕоколение первых богов свергли олимпийские боги, возглавл€емые «евсом, и олимпийцы стали управл€ть различными сторонами жизни на земле: «евс, божоство грозового неба, становитс€ царем богов и людей. ≈го брату ѕосейдону, первоначально божеству земли, считавшемус€ также покровителем коневодства, принадлежит морска€ стихи€, он опекает мор€ков. ƒругой брат, јид-ѕлутон, управл€ет подземным царством мертвых и вместе с сестрой ƒемстрой ведает земным плодородием. ƒети «евса тоже вход€т в число олимпийских богов: они руковод€т зан€ти€ми людей. јфина, любима€ дочь «евса, обучила смертных ткацкому ремеслу и оливководству; она помогает ремесленникам, ученым, и ее щит или эгида прикрывает людей, склонных к мирным делам. Ћук стреловержца јполлона превращаетс€ в лиру (предполагают, что лира произошла из лука, на который нат€гивали звучащую тетиву), а самого јполлона чтут как предводител€ дев€ти ћуз, бога певцов, музыкантов и предсказателей(ѕочти во всех мифологи€х световые божества Ч одновременно покровители предсказатолеи.Ч ѕримеч. ред.). √ефест, сын «евса и √еры, покровительствует кузнечному ремеслу, его жена јфродита, некогда богин€ плодороди€, становитс€ богиней любви (не только телесной, но и духовной), √ермес, божество горных скотоводов, став вестником богов, помогает путникам на дорогах, торговцам и даже ворам и ростовщикам. јртемида Ч покровительница охотников, јрес Ч бог войны, а попечитель виноградарства Ч ¬акх-ƒионис (ƒиониса, однако, аристократы не включали в число олимпийцев).

Ќесмотр€ на то что олимпийска€ религи€ стала официальной в большинстве полисов (в јфинах выступлени€ против нее приравнивались к государственному преступлению), старинные народные веровани€ не были изжиты, а в рассказах о значении и происхождении олимпийских богов в каждой общине бытовали свои мифы, особенно о геро€х, происходивших, как правило, от союза «евса со смертными женщинами; в эти сказани€ часто вплетались воспоминани€ о действительных событи€х далекого прошлого. ћифы, приобретавшие попул€рность по всей √реции, соедин€лись в циклы Ч таким был цикл мифов о подвигах √еракла и сказани€ о “ро€нской войне. ¬ св€зи с развитием ме€Ђдународной торговли растет значение общегреческих св€тилищ; все полисы принимали на себ€ об€зательства защищать такие храмы от нападений. Ёто делало их земли наиболее безопасными местами дл€ обмена и торговли. ѕод защиту брались и паломники, направл€вшиес€ к храмам. ѕраздники в общегрсческих св€тилищах, дл€ проведени€ которых полисы заключали временный мир, сопровождались гимнастическими, художественными соревновани€ми и €рмаркой.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1846 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1147 - | 1124 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.